"Современное образование для современных школьников"
Статья
Автор: Микаилова Ирина Евгеньевна, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, МОУ "Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма", г.Надым Ямало-Ненецкого автономного округа
В раздел основное полное образование
Современное образование для современных школьников
«Информатика – не околокомпьютерная деятельность, а фундаментальная естественная наука, стержень современного образования во многих отношениях». А.А.Кузнецов, академик Чтобы быть успешным в современном мире, уже недостаточно просто обладать определёнными знаниями, умениями и навыками. Сегодня в образовании акцент делается на компетентностном подходе. От ребят требуется не просто выучить урок, важно уметь использовать полученные знания для решения поставленных задач не только в учебной деятельности, но и в других сферах жизни. Важно так построить образовательный процесс, ставить такие задачи перед школьниками, чтобы в результате обучения формировались личности, обладающие достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала. Возможности, которые предоставляет для этого Образовательный центр «Школьный университет» при Томском университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), позволяют сделать первый шаг к профессиональному успеху, к формированию творческой личности. Опыт работы с данным образовательным учреждением в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма» составляет 11 лет. Сотрудничество с ТУСУР позволяет использовать в образовательном процессе школы комплексную образовательную программу «Школьный университет», состоящую из набора курсов, ориентированных на определённый возраст учащихся и удовлетворение их интересов в области современных информационных технологий. Главное достоинство модели, предлагаемой центром, состоит в оптимальном сочетании очного и дистанционного обучения. Все занятия проходят в классе под руководством школьного учителя по материалам, предоставляемым центром. Ребята при этом имеют возможность постепенно адаптироваться к современным технологиям дистанционного обучения. В состав учебно-методических материалов входят и учебные пособия, и электронные практикумы, и контрольные задания, и методические указания для педагогов. Дистанционные технологии ребята осваивают за счёт использования в учебном процессе электронных практикумов, которые построены на принципе «от практики к теории», что позволяет сначала заинтересовать учащихся реальными заданиями, а затем предложить познакомиться с теоретическим материалом по данной теме. Каждый обучается в индивидуальном режиме по близкой ему образовательной траектории как в школе, так и в домашних условиях. Кроме того, ребята получают дополнительные консультации на образовательном портале ITdrom, где в интересной форме реализованы идеи творческих галерей и интеллектуального досуга. Содержание курсов поможет ребятам научиться работать в компьютерных программах MS Excel, Google SketchUp, Inkscape, MS Project; освоить язык программирования Object Pascal; овладеть механизмами сортировки и фильтрации информации; понять основы объектно- ориентированного программирования; научиться грамотно делать рекламную листовку, создавать шаблоны будущей 1
полиграфической продукции, верстать буклеты; познакомиться с видами компьютерной графики; научиться подготавливать файлы к печати и публикации для размещения в Интернете; овладеть техникой обрабатывания видеоизображений, аудиоматериалов, научиться их совмещать, использовать в окончательной обработке видеофайла скрипты и многое другое. Изучение каждого курса заканчивается защитой индивидуального проекта, что способствует приобщению школьников к проектной деятельности. В дополнение к классно- урочной образовательной системе разработана Виртуальная образовательная среда «Движер», на базе которой ребята накапливают и структурируют знания и навыки, участвуют в виртуальных проектах, общаются с экспертами и друг с другом. Изучив набор и содержание курсов данной программы, мы выделили три направления их использования для формирования ИКТ-компетентности школьников с учётом требований ФГОС, образовательных запросов учащихся и их родителей, возможностей образовательного учреждения. Направление курсов следующее: в 5-7 классах - ранняя профилизация обучения, содержание курсов носит развивающий, общеинтеллектуальный, креативный характер, формирует необходимые для каждого современного человека навыки работы на компьютере; в 8-9 классах – предпрофильная подготовка учащихся по информационно- технологическому направлению, курсы позволяют проводить с учащимися профессиональные пробы, используя современные офисные программы, с применением знаний из смежных дисциплин; в 10-11 классах – расширение и углубление знаний учащихся в профильном обучении информационно-технологической направленности, курсы выполняют роль «надстройки» профильного предмета «Информатика и ИКТ», расширяют и углубляют знания учащихся в области информационных технологий, адаптируют старшеклассников к последующему обучению в ВУЗе, способствуют их личностному развитию и профессиональному самоопределению. В профильных классах обеспечивается система непрерывного образования школа- ВУЗ. Такая организация взаимодействия предоставляет ученикам школы профильных (информационно-технологических) классов возможность обучения по Комплексной образовательной программе «Школьный университет», которая представлена тремя компонентами: учебно-методический комплект (на печатной основе и электронный учебник) образовательные портал «Движер», где размещено множество дополнительных информационных ресурсов, которые можно самостоятельно использовать в процессе обучения; кроме этого, данный портал даёт возможность виртуального общения с единомышленниками; комплекс внеурочных мероприятий и проектов профориентации (очные /заочные), в том числе ежегодный международный фестиваль «Цифровой бум», где каждый желающий может принять участие в лекциях, мастер-классах, представить и защитить проект. Обучаясь по этой программе, ученики школы получают возможность: профессионально самоопределиться в рамках IT – профиля; стать участником современного образовательного процесса, получить качественное образование, приобрести знания по информатике и программированию, на профильном; серьёзно подготовиться к ЕГЭ по учебному предмету «Информатика и ИКТ»; удовлетворить собственные образовательные интересы в области информатики и ИКТ, результативно участвовать в интеллектуальных олимпиадах и конкурсах различных уровней, в результате чего сформировать электронное портфолио, необходимое для поступления в ВУЗ; получить дополнительную профессиональную квалификацию по специальностям: оператор ПК, программист, менеджер электронного офиса. 2
Согласно опросу выпускников школы, программы элективных курсов, предлагаемые образовательным центром «Школьный университет», расширяют знания в области информатики, дают практические навыки работы в различных прикладных программах, знакомят с направлениями профессиональной деятельности в области ИКТ. Всё это помогает выпускникам осознанно подойти к выбору своего будущего. Ежегодно 60% выпускников нашей школы продолжают обучение в учреждениях высшего профессионального образования по направлению IT - технологии, из них 22% поступают на бюджетные места. Три выпускника школы после окончания ВУЗа занимаются научно- исследовательской деятельностью в данной области. Сегодня школа рассматривает сотрудничество с Образовательным центром «Школьный университет» в рамках проекта «Новая профильная школа», по образовательным программам для внеурочной деятельности, построенные на принципах компетентностного подхода, для учащихся 1-11 классов. Микаилова Ирина Евгеньевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма» 3
В раздел основное полное образование