Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Организация работы в области аддиктивного поведения у школьников"

Статья

Автор: Ухаткина Снежана Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе, МБОУ СОШ № 103, город Новосибирск



В раздел основное полное образование



1
Выступление на секции заместителей директоров по ВР в рамках ежегодной

августовской конференции

Тема секции:
Актуальные вопросы правового воспитания, культуры безопасности и здоровьесбережения школьников в рамках реализации Программы воспитательной компоненты.
Тема выступления:

Организация работы МБОУ СОШ № 103

в области аддиктивного поведения у школьников
«Аддикция» – (англ. addiction — зависимость, пагубная привычка) (психол.) состояние сознания человека, характеризующееся привязанностью к определённой деятельности. Есть
приемлемые

обществом
формы аддикции: духовные практики, медитации, влюблённость, трудоголизм, интернет-зависимость, экстремальный спорт, переедание, а также
социально

опасные:
токсикомания, наркозависимость, клептомания и другие. Сопряжённое с состоянием такой зависимости аддиктивное поведение расценивается как девиантное, но, в то же время, противопоставляется аддикции («наркотизму») как болезни. В настоящее время произошло смещение точки зрения на сущность такого рода аддиктивных расстройств. «Наркотизм» стал рассматриваться наряду с иными поведенческими аддиктивными расстройствами как единый феномен. Существуют
основные

принципы

ведения
профилактической работы аддиктивного поведения: 1. Организация мероприятий по профилактике наркомании на основе целевых программ. 2. Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотических средств. 3. Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения. 4. Возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль их усвоения. 5. Влияние на уровень притязаний и самооценку. 6. Свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации. 7. Возможность привлечения специалистов по профилактике. Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для успешной реализации профилактической работы. К этому обязывает не только то, что большую часть времени дети и подростки проводят именно в стенах школы, но и то, что отсутствие знаний, навыков, стратегий поведения взрослой части населения не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие. Основной целью работы руководство школы и педагогический коллектив видит в ведении единой школьной политики, направленной на распространение знаний о пагубности, опасности и незаконности употребления психоактивных веществ,
2 приобретению учащимися устойчивых установок на их неприятие и формирование основ здорового образа жизни. Исходя из опыта работы нашей школы и анализа социальной обстановки, была создана целевая программа «Ориентир», которая соответствует Федеральным Законам «Об образовании в Российской Федерации», «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», концепции профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде. Цель программы - создание в молодёжной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления. Программа включает в себя определённые виды деятельности в каждом из основных принципов ведения профилактической работы в области аддиктивного поведения школьников.
Перечислю лишь некоторые самые яркие моменты профилактической

работы.
 Цикл ежегодных классных часов под рубрикой «Мы выбираем жизнь» с учетом возрастных и психологических особенностей.  Акция «Это должен каждый знать».  «Что такое хорошо и что такое плохо», где ребята знакомятся с важными питательными веществами, витаминами и микроэлементами, необходимыми для роста и развития человека.  Традиционный спортивный праздник «Я и моя спортивная семья» для начального уровня образования.  Совместные спортивные мероприятия школы и Новосибирского машиностроительного колледжа.  Совместные с ТОС «Северный» соревнования по настольному теннису, товарищеские матчи по футболу среди команд ТОС Калининского района.  Одно из последних масштабных мероприятий – это проведение 1 мая 2015 года школьными активистами акции «Дыши свободно», посвященной Всемирному дню без табака. Ребята совместно с педагогами школы составили план общих мероприятий этого дня. Первым пунктом было проведение общей утренней зарядки, затем в актовом зале – лекция «Не отнимай у себя завтра!», где был показан фильм о вреде курения, в конце лекции были розданы буклеты «Пассивное курение», «Курить вредно!» и др. После этого ребят разделили на группы, выдав маршрутный лист, где было предложено пройти Кругосветку «Дорога к здоровью», в которой было и посещение выставки в школьной библиотеке, и изготовление поделок из бумаги, и создание плакатов в рамках этого дня, а также проведение опроса «Ваше отношение к курению. При всем многообразии спортивных мероприятий существует проблема в их проведении. В школе функционирует только один спортивный зал, уличная площадка, к сожалению, отсутствует. В прошлом учебном году мы принимали участие в конкурсе социально значимых проектов на соискание гранта по направлению «пропаганда здорового образа жизни», но, к сожалению, участие не увенчалось успехом. В следующем году планируем повторное участие в данном проекте. Также задача ближайшего времени построить
3 спортивную площадку. Уже нашли меценатов, которые окажут финансирование и проведут работу по оформлению земельного участка, расположенного между школой и детским садом. Благодаря продуктивной профилактической работе в области аддиктивного поведения у школьников отмечается тенденция снижения численности детей состоящих на различных видах учёта
(см.таблицу).
В 2012-2013 учебном году на ВШК состояло 6 человек, на учете ПДН состояли 4 человека: за бродяжничество; за употребление спиртных напитков; за разбойные нападения; за драку. В 2013-2014 учебном году на учете ПДН состояло 3 человека: за вымогательство, за драку и кражу; на ВШК – 3 человека. В 2014-2015 учебном году на ВШК состояло 3 человека, на учёте ПДН – 0 человек. Что также включено в систематическую работу аддиктивного поведения? 1. Индивидуальные беседы с инспекторами ПДН – Натальей Николаевной Гудковой и Еленой Сергеевной Тарасовой. 2. Разъяснительные беседы с родителями и законными представителями. 3. При необходимости посещение семей на дому совместно с инспектором ПДН и классными руководителями. 4. При ТОС «Северный» организована специальная группа для совместной работы со школой по профилактической работе с проблемными подростками и семьями. Проводятся совместные заседания совета профилактики, рейды по посещению семей, индивидуальные беседы с родителями и детьми, по возможности оказывается материальная помощь при содействии органов социальной поддержки Калининского района. 5. Совместно со специалистами центра помощи семье и детям проводятся заседания семейных советов по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, социальной поддержки семьям особых категорий не только на базе центра, но и на школьной площадке. Наряду с вышеизложенным следует отметить ряд проблем, которые существуют в нашем образовательном учреждении. Во-первых, периодичность работы социально- психологической службы. Прежде всего, это связано с частой сменой психолога. В 2013-2014 учебном году у нас был замечательный школьный психолог первой квалификационной категории - Казаченко Яна Михайловна, которая проводила с
0

1

2

3

4

5

6

7

2012-2013 у.г.

2013-2014 у.г.

2014-2015 у.г.

ВШК

ПДН

4 детьми очень много времени: она помогала подросткам осознать личностные ресурсы, позволяющие находить выход из трудных жизненных ситуаций, обучала навыкам уверенного поведения, установки на самостоятельный выбор, обсуждала и демонстрировала преимущества здорового образа жизни. Также без её внимания не обходился и педагогический коллектив. Но, к сожалению, по семейным обстоятельствам ей пришлось оставить данную должность. Во-вторых, анализ показывает, что в работе с родителями были и есть трудности: не все родители понимают значимость совместной работы с педагогическим коллективом, некоторые сознательно уклоняются от воспитания детей, многие остаются сторонними наблюдателями. Есть в школе и проблемные семьи, которые находятся на постоянном контроле администрации школы, классных руководителей, инспектора по делам несовершеннолетних. Хотелось бы, чтобы родители чаще приходили в школу, чтобы совместно с детьми участвовали в мероприятиях. В будущем учебном году планируем усилить работу в данном направлении.
Также важнейшим профилактическим звеном считаем сотрудничество с

различными организациями.
Наша школа является социокультурным центром поселка «Северный», но он считается удаленным микрорайоном. В настоящее время в нем существует одиночное культурно-досуговое учреждение – центр патриотического воспитания «Патриот». Составлен план совместной работы с центром о наставнической работе по воспитанию учащихся. С сентября 2013 года на базе школы открыта спортивная секция «Рукопашный бой». Многие ребята уже занимаются на высоком профессиональном уровне. И как итог, Крюков Евгений и Михеев Антон стали чемпионами НСО по рукопашному бою. Четверым ребятам (Гурину А., Кирьянову Д., Михееву А, Крюкову Е.) присвоен статус судья второй категории по армейскому рукопашному бою. Помимо юношей этой секцией заинтересованы и девушки, но на всероссийский уровень вышла только одна девушка – Корнева Ксения, ученица 9 класса, которая успела завоевать призовые места в своей весовой категории. Также самый близко расположенный спортивный комплекс находится в Сосновом бору, но, к сожалению, добраться до него возможно только пешком вдоль оживленной автодороги. И, как следствие, многие родители опасаются отправлять своих детей на занятия данного учреждения, но, не смотря на это, все равно многие наши обучающиеся посещают секции СК «Север». Что касается медицинских учреждений, то наша школа уже много лет сотрудничает с Городской поликлиникой № 29/2, специалисты проводят не только диспансеризацию и вакцинацию учащихся, но и исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся. Также образовательное учреждение сотрудничает со структурным подразделением «Диалог» МКУ центра «Родник», с представителями комплексного центра социального обслуживания населения Калининского района, центром помощи семье и детям, ТОС «Северный». Уже много лет сотрудничаем с председателем общества трезвости Городского центра «Доверие» - Коваленко Татьяной Алексеевной. Представители этого центра проводят для наших детей лекции, беседы, акции по вопросам здорового жизнеутверждающего образа мыслей. Также ежегодно городской центр «Ювентус»
5 проводит лекции для девочек по вопросам личной гигиены, а для ребят старшего звена рассматривает вопросы половой жизни, в том числе в апреле были проведены открытые уроки по профилактике туберкулёза среди школьников 15-17 лет. Два года подряд мы активно сотрудничаем с Центром антикриминального просвещения «Криминон-Новосибирск». Составлен план различных мероприятий именно для нашей категории детей: много детей из неполных и малообеспеченных семей. Преподаватели центра два-три раза в месяц в увлекательной форме проводят просветительские мероприятия по вопросам правонарушений и их последствий, законов общества, в профилактике употребления наркотических и психотропных веществ. Благодаря сотрудничеству с центром наблюдается улучшение обстановки в данной области: снизилось количество детей, находящихся в «группе риска», не зарегистрировано ни одного преступления с участием школьников. Казберова Марина Константиновна – заместитель директора по расширению данного центра является частым гостем на общешкольных родительских собраниях, одно из последних её выступлений было о том, как улучшить взаимоотношения со своими детьми. Также в недавнем времени на общешкольном родительском собрании началось сотрудничество с информационно-методическим центром «Трезвый город». Председатель этого центра Крупенько Сергей Евгеньевич выступил на тему «Трезвый выбор наших детей. Ответственность родителей». Он рассказал об основах современной государственной антиалкогольной политики, о работе с учащимися и роли самих родителей в формировании трезвого образа жизни детей. После этого для учащихся 8-11 классов была организована акция «Трезвый десант». Сначала активисты этого центра провели «уроки трезвости», а потом в актовом зале прошло музыкально-спортивное представление. Ребята пели не только песни, но отжимались, прыгали на скакалках, состязались в интеллектуальном конкурсе. Все победители были награждены футболками, призывающими к здоровому образу жизни: «Мысли трезво», «Я люблю трезво жить». Все остальные участники за «смелость» получили магнитики с трезвой символикой. Еще можно добавить, что этот центр направил в контрольные органы заявление о незаконной продаже сигарет в магазине «Маяк», который расположен ближе 100 метров от территории школы. Мы надеемся, что совсем скоро в магазине табачную «отраву» продавать не будут. Таким образом, подводя итог, необходимо отметить, что комплексный и системный подход в решении проблемы профилактики аддиктивного поведения могут стать основой в решении данной проблемы. Мы обязаны и должны в дальнейшем уделять пристальное внимание всестороннему развитию обучающихся, профилактике аддиктивного поведения у школьников. Ведь в наших же интересах воспитать здоровое и достойное будущего поколение.


В раздел основное полное образование