Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Участие в конкурсах как средство повышения профессионального мастерства молодых педагогов"

Выступление на заседании "Клуба молодых педагогов"

Автор: Черновская Елена Евгеньевна, учитель немецкого и английского языков, МБОУ "Тогурская СОШ", С. Тогур, Томская область, Колпашевский р-н



В раздел основное полное образование



Выступление на заседании «Клуба молодых педагогов» Тема: Участие в конкурсах как средство повышения профессионального мастерства молодых педагогов Дорогие коллеги! Что заключает в себе это красивое слово «конкурс»? Что оно значит для педагога? Праздник или тяжёлый труд? Море позитива, новые встречи с интересными необычными людьми – профессионалами своего дела или дефицит времени и величайшее нервное напряжение? Для чего педагогу участвовать в конкурсах профессионального мастерства? О педагогических конкурсах знаю не понаслышке, так как в своё время не испугалась публичной оценки своей деятельности и смогла заявить о себе, поучаствовав в очень большом количестве профессиональных конкурсов. Могу на своём опыте утверждать, что во время подготовки конкурсных документов или очного участия происходит переосмысление всей деятельности. Педагог видит себя как бы со стороны глазами экспертов. Видит как свои сильные стороны, так и те моменты, которые проработаны недостаточно, понимает, над чем ещё надо работать. Подготовка к конкурсу учит анализировать свой труд. Педагог, подвергающий свою деятельность скрупулёзному анализу, понимает, в каком направлении ему следует двигаться дальше, в каких именно моментах улучшить своё мастерство. И победа, и неудача создают мотивационную среду для дальнейшего профессионального развития и роста. Педагогом движут следующие мотивы:  желание приобрести определенный профессиональный статус, получить признание в педагогическом сообществе  желание повысить педагогическое мастерство  желание познакомиться с опытом работы других педагогов Результаты участия в профессиональных конкурсах:  развитие творческих способностей  развитие профессионального общения в педагогическом сообществе  внедрение новых педагогических технологий в педагогический процесс  повышение профессионального мастерства Конкурсы педагогического мастерства способствуют пропаганде инновационных педагогических идей и достижений . Конкурс является для педагога не только формой соревнования в профессиональном мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата, но и условием обнаружения собственных затруднений, дефицита профессионализма, что, в свою очередь, служит
стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании. Изначально вынужденная работа в конечном итоге приносит удовлетворение и осознание того, что накоплен и систематизирован определенный педагогический опыт и намечены пути для дальнейшего роста педагогического мастерства. Педагогические конкурсы - форма повышения профессиональной квалификации. Сравнивая себя «до» и «после», конкурсанты отмечают собственный профессиональный рост независимо от того, удалось ли победить. А также у учителя есть возможность увидеть неординарный опыт других учителей. Конкурсы бывают разными: масштабные грантовые конкурсы, например конкурс лучших учителей ПНПО, и конкурсы более узкого масштаба, например, конкурсы методических разработок, УМК и так далее. В крупных грантовых конкурсах нужно представить свою деятельность полностью: сформулировать и обосновать цели педагогической деятельности, обосновать свою методическую систему, созданную для достижения этих целей, представить предметные и компетентностные результаты своей деятельности за несколько лет. Участвуя в грантовых конкурсах, учитель проводит исследовательскую работу по обобщению своего опыта. Не обязательно в конкурсе побеждает более опытный педагог. Есть достаточно примеров удач молодых педагогов с небольшим стажем. С чего следует начать молодому педагогу, решившему участвовать в конкурсах? Прежде всего, советую молодым педагогам пройти обучающие семинары. Это можно сделать с успехом, например, на замечательном портале «Педагогическая планета» Томского государственного педагогического университета. Зарегистрировавшись на данном портале, можно научиться создавать интерактивную презентацию, дистанционный курс в системе moodle, сайт педагога, электронный учебник и многое другое. Специалисты Центра новых образовательных технологий ТГПУ предоставляют на портале замечательные пошаговые инструкции. Научившись создавать, например интерактивную презентацию, можно разработать урок с использованием данной презентации и принять участие в одном из Всероссийских фестивалей и конкурсов, организуемым порталом «Педагогическая планета», например, фестивале IT – уроков. Участникам конкурсов предоставляется прекрасная возможность видеть работы других конкурсантов. Если какие – то моменты очень понравились, можно применить их в дальнейшем в своей деятельности. Конкурсы существуют, чтоб брать всё лучшее у других в свою дальнейшую деятельность. Быть готовым к тому, что и у тебя что – то возьмут, и это радует. Накопив опыт участия в конкурсах узкого масштаба, разработав и апробировав свою собственную методическую систему, получив определённые результаты, можно принять участие в конкурсах для молодых
учителей, таких как «Лучший молодой специалист», «Педагогические горизонты», а так же в одном из самых престижных и масштабных педагогических конкурсов. Конкурсы дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным обществом педагогической деятельности, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания. Это не только соревнование, но и возможность общения с другими преподавателями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне. Конкурс педагогического мастерства проводится в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, усиления влияния на профессиональное развитие, активность, повышение открытости образования, и общественного, профессионального участия в формировании и реализации образовательной политики, а также на развитие инноваций в образовании, распространение в системе общего образования передового педагогического опыта. Самым сложным моментом является первый шаг – решиться участвовать в конкурсе. Затем, в процессе участия в конкурсе, учитель может испытать удовлетворенность либо неудовлетворенность. При этом как одно, так и другое мотивируют саморазвитие учителя. Происходит систематизация собственных находок, используемых приемов, дидактического материала ит.д. В заключении хотелось бы пожелать Вам, дорогие коллеги, активно участвовать в конкурсах, потому что представлять на них свою школу и свой регион почётно и престижно для педагога. Прекрасно, когда школу или регион представляет молодой педагог. Удачи всем!


В раздел основное полное образование