Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Из опыта работы по реализации программы "Наставничество"

Статья

Автор: Черновская Елена Евгеньевна, учитель немецкого и английского языков, МБОУ "Тогурская СОШ", С. Тогур, Томская область, Колпашевский р-н



В раздел основное полное образование




Из опыта работы по реализации программы «Наставничество»
Профессионализм педагога становится в настоящее время решающим фактором обеспечения качества образования. Именно поэтому возрастает роль наставничества. Приоритетным направлением деятельности наставника является создание условий для развития личности молодого педагога, самореализации его возможностей, повышение квалификации и профессионального мастерства. Целью наставничества в образовательной организации является оказа ние помощи молодым учителям в их профессиональном становлении. Основные задачи наставничества:  ускорить процесс профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него должностные обязанности  содействовать усвоению молодым педагогом лучших традиций коллектива  познакомить молодого учителя с требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности специалиста по занимаемой должности  разрабатывать совместно с молодым специалистом план его профессионального становления с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету  оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, технологиями, приемами, методами находить вместе с молодым специалистом пути устранения допущенных ошибок  личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора Хотелось бы поделиться некоторым опытом работы в качестве наставника. В данной статье представлены план работы и проведён краткий анализ результатов моей работы с молодым специалистом Тамарой Николаевной Ч. Возможно, данный материал будет полезен педагогам, решившим принять на себя эту важную миссию – быть наставником в профессиональном становлении молодого специалиста. Идеально, если молодой педагог сам выберет себе наставника. Это уже некий гарант успешного сотрудничества. Молодой специалист Тамара Николаевна Ч. сама обратилась ко мне в первые дни своей работы в качестве учителя
иностранного языка, так как она является моей бывшей ученицей, выпускницей нашей школы. Таким образом, я оказалась для неё в статусе наставника, что было закреплено приказом директора школы. Я очень рада такому стечению обстоятельств, поскольку ещё со времён обучения Тамары Николаевны в нашей школе у нас установились доверительные отношения, возникло взаимное уважение, что является необходимым условием успешной деятельности по программе «Наставничество». Известно, чт аибольшей эффективности педагогическая деятельность достигает в тех образовательных учреждениях, которые сами «растят» свои педагогические кадры. Тамара Николаевна начала работать в качестве учителя иностранных языков в МБОУ ТСОШ 2013 – 2014 учебном году. За период с сентября 2013 года по февраль 2014 года с Тамарой Николаевной были проведены следующие виды деятельности по реализации программы « Наставничество»:  мероприятия для скорейшей адаптации в коллективе  знакомство с контингентом обучающихся школы  знакомство со спецификой работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию  изучение нормативных документов, определяющих служебную деятельность, структуру, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности Проведены консультации по темам:  составление рабочих программ  составление тематического плана  разработка сценария уроков разного типа  применение наглядности на уроках иностранного языка  виды проведения целеполагания на уроках  способы проведения рефлексии  знакомство с элементами критериальной оценки учебных результатов  активные формы работы на уроке иностранного языка  создание психологически комфортной среды на уроке  игровые ситуации на уроке  ролевые игры на уроке Посещение уроков молодого специалиста - 1 раз в неделю. Проведено обсуждение каждого урока. В феврале 2014 года занятия с Тамарой Николаевной были временно приостановлены в связи с уходом молодого специалиста в отпуск по уходу за ребёнком. Находясь в отпуске по уходу за ребёнком, Тамара Николаевна работала по временному договору в школе № 2, продолжая получать консультации у наставника. В сентябре Тамара
Николаевна вышла из отпуска по уходу за ребёнком и приступила к выполнению своих должностных обязанностей. За указанный период Тамара Николаевна приобрела достаточный опыт для самостоятельной работы. Но её информационная компетентность оставляет желать лучшего. Поэтому на период 2015 – 2016 уч. года составлен следующий план занятий с молодым специалистом.
План работы на 2015 – 2016 уч.год

Цель
работы: формирование и развитие ИКТ- компетентности молодого педагога как компонента его общей педагогической культуры и показателя его профессионального мастерства
Задачи на 2015 – 2016 учебный год:
 формировать у педагога положительную мотивацию к использованию ИКТ  расширить спектр применения педагогом ресурсов сети Интернет (включая применение социальных сервисов Web 2.0) и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности  сформировать у педагога умения создавать собственные ЭОР и web – ресурсы  развить умения разрабатывать занятия с применением ИКТ  организовать обмен опытом применения информационных технологий  привлечь молодого педагога к участию в профессиональных конкурсах Одной из задач на 2015 – 2016 учебный год является привлечение молодого педагога к участию в профессиональных конкурсах. Конкурс - это не только форма соревнования в профессиональном мастерстве и способ продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата, но и условие обнаружения собственных затруднений, дефицита профессионализма, что, в свою очередь, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании. Это не только соревнование, но и возможность общения с другими преподавателями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне. Ожидаемые результаты участия молодого педагога в профессиональных конкурсах  развитие творческих способностей  развитие профессионального общения в педагогическом сообществе
 внедрение новых педагогических технологий в педагогический процесс  повышение профессионального мастерства
Календарно – тематический план занятий с молодым специалистом

по овладению ИКТ
Тема Учебный материал Срок проведе -ния Практическое задание Создание интерактивной презентации Эффекты анимации и триггеры при создании интерактивной презентации в среде Power Point для повышения интереса обучающихся к самостоятельному получению новых знаний с помощью интерактивного тренажёра или контроля знаний при помощи электронной викторины октябрь Создать электронную викторину в виде интерактивной презентации с использование м анимации и триггеров Работа с интерактивной доской Smartboard Интерфейс программы Smart Notebook, инструменты. Создание гиперссылки . Привязка звука к объекту. декабрь Создание презентации для интерактивной доски с использование м гиперссылок Создание презентации для интерактивной доски SmartBoard Вставка анимации. Создание теста с ярлыками для правильного ответа январь Создать тест с ярлыками для правильного ответа Использование ресурсов библиотеки программы Smart Notebook Элементы библиотеки программы Smart Notebook февраль Разработка занятия с использование м библиотеки программы Smart Notebook
Использование социальных сервисов web 2.0 на уроках Виды сервисов web 2.0 на уроках. Создание интерактивных упражнений на сервисе LearningApps. март Создать интерактивные упражнения на сервисе LearningApps Публикация материалов учителя в сети Интернет. Публикация учебного материала на сервисе Calameo. Основы методики «Открытый класс» Педагогические порталы в сети Интернет. апрель Опубликовать учебный материал на сервисе Calameo. или педагогическом портале Создание электронного портфолио Виды электронного портфолио май Создание модели электронного портфолио Ожидаемые результаты  изучение и обобщение опыта эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности  формирование у молодого педагога положительной мотивации к использованию ИКТ  расширение методов использования ресурсов сети Интернет и ЭОР в педагогической деятельности  повышение уровня владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения Результаты работы с молодым специалистом Тамарой Николаевной Ч. в 2015 – 2016 уч. году В 2015 – 2016 учебном году улучшились показатели профессионального мастерства Тамары Николаевны. Успешным было освоение элементов ИКТ и применение их в образовательном процессе. Тамара Николаевна освоила основные моменты работы с интерактивной доской SmаrtBoard. К сожалению, применение интерактивной доски происходит эпизодически ввиду недостатка материальной базы: в кабинете, где работает молодой специалист, пока отсутствует интерактивная доска. Наиболее удачно происходило знакомство молодого учителя с элементами Интернет – технологий. Об этом говорит тот факт, что Тамара Николаевна под руководством наставника не только сама освоила умение
создать электронную книгу, содержащую дидактические материалы и размещённую в сети Интернет, но и провела мастер-класс для своих коллег по теме «Создание электронной 3 D- книги». Видеосюжет с данным мастер-классом расположен в данный момент на сервисе Youtube. Тамара Николаевна научилась также готовить интерактивные презентации к уроку, использовать в процессе обучения наиболее популярные сервисы Web2.0. Молодым специалистом был дан открытый урок английского языка в 5 классе, проведённый с учетом требований новых ФГОС, получивший положительную оценку коллег и заведующего школьным методическим объединением учителей иностранного языка. Что касается предметных результатов обучающихся молодого учителя, то их абсолютная успеваемость составляет в 2015 – 2016 учебном году 100%, качественная успеваемость характеризуется стабильностью, в отдельных классах присутствует некоторая положительная динамика результатов обучающихся. В 2015 – 2016 учебном году в деятельности Тамары Николаевны начался новый этап – по инициативе наставника она приступила к участию в педагогических конкурсах. Её первый опыт был позитивным. Известно, что участие в педагогических конкурсах является формой самоанализа. Прежде всего, многие конкурсы помогают проанализировать цели и задачи своей педагогической деятельности, способствуют созданию собственной методической системы. Именно таким является Всероссийский конкурс эссе, проведённый Центром новых образовательных технологий Томского государственного педагогического университета в 2016 году. При подготовке эссе Тамарой Николаевной совместно с наставником были тщательно продуманы и определены цели и задачи её педагогической деятельности, определены проблемы, стоящие перед педагогом, намечены пути их решения, обоснован выбор технологий. Эссе «Я - молодой специалист» было по достоинству оценено компетентными экспертами и удостоено призового места в данном конкурсе. Позитивным было участие и в Региональном конкурсе «Лучший молодой учитель - 2015». Учредителем данного конкурса является ОГБУ « Региональный центр развития образования», г. Томск. Хотя на данном конкурсе Тамаре Николаевне не удалось занять призового места, участие в нем также имеет большое значение для развития профессиональных компетенций молодого учителя, так как в процессе подготовки к конкурсу Тамара Николаевна прошла обучение на трёх обучающих семинарах в ОГБУ РЦРО. Полученные на обучающих семинарах знания и умения помогут ей в дальнейшей деятельности. Подготовка к конкурсу учит анализировать свой труд. И победа, и неудача создают мотивационную среду для дальнейшего профессионального развития и роста. Деятельность по реализации программы «Наставничество» полезна не только для молодого педагога, но и для самого наставника. Для меня
наставничество также явилось способом повышения квалификации, развития инновационного содержания моей деятельности, выхода на более высокий уровень профессиональной компетенции. Это новый этап моего профессионального роста.


В раздел основное полное образование