"Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов на основе компетентностного подхода".
статья
Автор: Хапланова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ гимназия №54, город Краснодар
В раздел основное полное образование
Тема: «Организация учебно-исследовательской деятельности
учащихся профильных классов на основе компетентностного
подхода».
Российская система образования потенциально не только способна конкурировать с системами образования передовых стран, но может и должна на долгие годы определять стратегию развития мирового сообщества. Для этого необходима модернизация отечественной системы образования, ее интеграция в мировое образовательное пространство. Отличительные для нашего времени изменения в характере образования все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», его высокую культуру, творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов, что требует качественно нового подхода к формированию будущего профессионала. На современном этапе уровень образования каждого человека и интеллектуально- профессиональный потенциал общества в целом рассматриваются как стратегический ресурс. Именно поэтому учителю необходимо отойти от прежней системы трансляции знаний и строить образовательный процесс таким образом, чтобы раскрыть творческий потенциал, развить исследовательский тип мышления, выработать у учащихся исследовательские навыки, приобщить к традициям науки. Переход к профильному обучению обеспечивает создание условий для дифференциации содержания обучения с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ. Ведущим направлением в системе профильного обучения является развитие исследовательской компетентности учащихся. В педагогической теории понятие “компетентность” интерпретируется как центральное понятие, которое включает результаты обучения (знания и умения), а также систему ценностных ориентаций. В условиях профильного обучения существует противоречие между потребностью в организации исследовательской деятельности и низкой степенью готовности учащихся к осуществлению данной деятельности в силу недостаточно сформированной исследовательской компетентности. Сущность решения данной проблемы состоит в системном подходе к процессу целенаправленного обучения теоретическим знаниям и практическим умениям, необходимых учащимся профильных классов для овладения основами исследовательской деятельности. Организационными формами, методами, образовательными технологиями, направленными на формирование познавательных и личностных качеств ученика- исследователя профильных классов являются: проблемные и исследовательские методы обучения, учебный эксперимент, практические работы исследовательского характера, домашнее задание, направленное на поисковую деятельность. Формами исследовательской деятельности во внеурочное время являются: практики и учебно-исследовательские экспедиции, работа над учебными проектами, олимпиады и конкурсы, научное общество учащихся, научно- практические конференции Формирования новой концепции образовательного результата вызвало необходимость
компетентностного подхода.
Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения: Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем. Образовательный процесс должен помочь школьникам приобрести опыт самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения. Школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Учитель должен помнить, что стране нужны хорошие специалисты – люди, которые могут работать в команде, могут принимать самостоятельные решения, инициативные, способные к инновациям. Если раньше от работника требовались сильные мышцы, то сейчас от него требуются крепкие нервы: психологическая устойчивость, готовность к перегрузкам, стрессовым ситуациям, умение из них выходить.
Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества экономических и политических понятий. Требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ограниченные ресурсы, сопоставлять политические декларации с политической практикой, способности вести переговоры и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе. Учитель должен помнить, что в условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те (люди, организации, страны), которые способны оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения своих проблем и этому нужно учить с детства. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала. В первом случае цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: что нового узнает ученик в школе? Во втором случае предполагается ответ на вопрос, чему научится ученик за годы обучения в школе. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования. Отметим несколько особенностей такого понимания ключевых компетентностей, формируемых школой. Во-первых, речь идёт о способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности. Во-вторых, речь идёт о способности действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов. В-третьих, имеется в виду решение проблем, актуальных для школьников. Компетентностный подход к определению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности. Цели школьного образования, с этой точки зрения, заключаются в следующем: научить учиться, то есть научить решать проблемы в сфере учебной деятельности. В том числе определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками. Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы. Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни — экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, то есть решать аналитические проблемы. Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения. Научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.). Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.). Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях. Фактическими результатами образовательной деятельности могут стать и способность решать типовые задачи, и умение действовать по известному алгоритму. Но эти результаты не могут быть целью школьного образования: это результаты, дополнительные к основным, промежуточные. И их нельзя ставить в один ряд с результатами, которые определяются как ключевые компетентности. Практически все, кто работает или работал в школе, знают, что, начиная с 8-го класса, очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равные для этого возможности. Но все равно учительская точка зрения «мой предмет - самый главный и нужный, я лучше знаю насколько он вам понадобится в жизни»,
приводит к проблеме прогрессирующей перегрузки учеников, внутреннему сопротивлению обучающегося. И как следствие - нежелание учащихся продолжать обучение; стрессы; и т.д. Выход - в изменении отношения к ситуации в образовательном процессе. Именно с этой целью в школе было решено ввести так называемое профильное обучение в старших классах, предусматривающее организацию профильного и предпрофильного обучения по социально- гуманитарному, физико-математическому и общеобразовательному направлениям. Последний призван обеспечить более глубокую универсальную подготовку тем старшеклассникам, которые еще не окончательно определились в своем выборе. На старшей ступени общеобразовательной школы ставилась задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старший классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, что позволяет школьникам сделать осознанный выбор профиля обучения в 10-11 классах и дальнейшего пути продолжения образования, которое невозможно без исследовательской деятельности.
В раздел основное полное образование