"Призма способностей или 9 постулатов педагогической деятельности"
статья
Автор: Климова Ольга Борисовна, Мохова Ирина Владимировна, учителя математики, МБОУ СОШ №3, город Петровск, Саратовской области
В раздел основное полное образование
Призма способностей или 9 постулатов педагогической деятельности
Мохова Ирина Владимировна Климовой Ольги Борисовны, учителя математики МБОУ СОШ №3 г. Петровска Саратовской области Перед нами, как учителями, желающим видеть и развивать в каждом ученике уникальную личность, возникла сложная педагогическая задача: как обучать, чтобы все дети не только усвоили базовый курс математики, но и перешли в повышенный уровень. В связи с этим нам предстояло решить проблему: как организовать обучение, чтобы преодолеть одинаковый подход ко всем и дойти до каждого ученика через призму его возможностей и способностей. С философско-социологической точки зрения формирование и развития личности креативного человека является многогранным процессом экспансии простирания жизни в геосистеме «природа-человек-общество». Данный подход пронизывает и объединяет всю совокупность применяемых на практике педагогических навыков, приемов и методов. Эвристическая и стереотипная методики в равной мере состоятельны и востребованы, если опираются на интеграцию трех универсальных для научной картины мира областей знаний, к каковым относятся философия, математика и история. По концепции А.В.Петровского личность может быть представлена в трех пространствах: 1. Интраиндивидном (интеллектуальные, нравственные, эмоционально-волевые качества); 2. Интериндивидном (процессы, в которые включен индивид); 3. Метаиндивидном (процессы формирования личности, как субъекта взаимодействия с людьми). Данная концепция известна давно, но на сегодняшний день, на наш взгляд, она актуальна как никогда. Из школьных предметов к этой теории наиболее близка геометрия. Изучая стереометрию, мы рассматриваем фигуры в
трехмерном пространстве. Поэтому неслучайно у обучающихся данный предмет вызывает большие затруднения. Платон говорил: « Геометрия приближает разум к истине». При изучении всего курса мы стараемся опираться на аналогии, сравнения, классификации геометрических объектов. Многие темы по геометрии способствуют в реализации воспитательных целей: - формирование понимания того, что источником возникновения геометрии является реальный мир; - формирование чувств прекрасного в предмете; - связь с жизнью. Необходимо развивать абстрактное и образное мышление, пространственное воображение, развитие мыслительной деятельности, понимание роли математики в жизни. В обучении математики дифференциация имеет особое значение. Это даёт возможность детям понять…, усвоить…, научиться. В преподавании математики накоплен большой опыт дифференцированного обучения. В педагогический лексикон вошел термин «уровневая дифференциация». Ее основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям обучающихся, явно выделяется уровень обязательной подготовки. На его основе формируются повышенные уровни овладения курсом. Так впервые экзамен по математике можно будет сдавать как базовый, так и профильный уровень.
Итак, ПОСТУЛАТ 1: применяя дифференциацию, преодолеваем
одинаковый подход.
Используя дифференциацию, распределение в классах проводится по трем-четырем группам, различающимися уровневым усвоением учебного материала. Для учащихся групп А (базового), В (среднего), С (повышенного уровня) определяются разные цели урока. Если для учащихся среднего уровня – закрепление интереса к учебной деятельности, доведение их до хорошего уровня знаний и для учащихся повышенного уровня – расширение и углубление знаний, доведение до высокого уровня усвоения.
ПОСТУЛАТ 2: распределяя группы, ставим для них цели.
Исходя из этого, констатируем учебный процесс, используя 4 уровня учебной деятельности: 1) воспроизведение знаний с подсказкой; 2) воспроизведение знаний по образцу в знакомой ситуации, но самостоятельно без подсказки; 3) применение знаний в незнакомой ситуации; 4) и, наконец, 4-ый уровень – выполнение учеников действий, для которых характерно рождение новой информации или творческой деятельности.
ПОСТУЛАТ 3: обучая, используем различные виды учебной
деятельности.
Для того чтобы учащиеся перешли от репродуктивной деятельности к творческой мы используем упражнения с учетом постепенного усложнения заданий. Сначала им предлагаются упражнения по образцу, затем – рассчитанные на репродуктивно-поисковую деятельность, далее упражнения реконструктивно-вариативного характера и, наконец, - творческие.
ПОСТУЛАТ 4: усложняя задания, развиваем творчество.
В связи с дифференциацией обучения встает вопрос о контроле знаний и их оценивании. Дифференцированные задания применяются нами в самостоятельных и контрольных работах, уроках практикумах. Именно такие задачи автоматически учитывают индивидуальные особенности учащихся, кроме того, подобные виды работ приучают к последовательности, точности и четкости, логическому мышлению. При контроле знаний в качестве консультантов привлекаем хорошо успевающих учеников. Практиковать форму консультирования начинаем с пятого класса, стараясь по возможности, чтобы каждый ученик выступил в роли консультанта (слабые учащиеся – при изучении более легкой темы).
С целью приучения учащихся к само- и взаимооценке проводим математические диктанты, которые часть учащихся выполняют на месте и часть – у доски. Оценку в тетрадь дети ставят себе сами, у доски оцениваем совместно. Хочется отметить такие эффективные формы контроля, как устные контрольные работы, во время которых добиваемся, чтобы был опрошен весь класс. При этом иногда класс делится на три группы: две группы с взаимопроверкой и одна – с учителем. Из опыта работы хочется отметить, что устные контрольные работы для нас учителей наиболее сложные, так как необходимо во время таких работ исправлять математические ошибки, корректируя речь учащихся, обучая детей слушать ответы своих одноклассников.
ПОСТУПАТ 5: варьируя обучение, дифференцируем контроль и
оценивания.
Как отделить обучение от воспитания? Не следует забывать и об индивидуальном подходе к учащимся и во внеурочное время. Само участие учеников к кружковой работе, математических состязаниях и олимпиадах уже является дифференциацией в обучении. Отрадно отметить, что наши ученики с удовольствием принимают активное участие в школьных олимпиадах, являются победителями районных олимпиад. С удовольствием учащиеся принимают активное участие в конкурсах и конференциях, которые проводятся как на муниципальном уровне, так и на более высоких уровнях. Внеклассные мероприятия способствуют формированию у учащихся интереса к предмету, который в 8-9 классах развивается до познавательного уровня (помогая детям определиться с профилем для дальнейшего обучения), создаются основы для углубленного изучения, позволяющее, в свою очередь, в 10-11 классах осуществить полное дифференцированное обучение математике, опираясь на профиль который определен в данных классах.
ПОСТУЛАТ 6: подходя индивидуально в воспитании, развиваем интерес.
Ориентируясь на профильное обучение, наши ребята принимают участие в заочных конкурсах и олимпиадах. Только в 2015-16 учебном году наши учащиеся приняли участие в очных конкурсах: «Удивительный мир научных книг », Мартыновские чтения, «Этот удивительный термин», «Будущее – это мы»; заочном конкурсе: IV Всероссийский Фестиваль Науки «Инновация и мы»; в региональном сетевом проекте «В мире точных наук»; в школьных и районных олимпиадах, олимпиадах проводимых в дистанционном режиме проекта «Инфоурок» и «Продленка». В ходе подготовки у них возникает много вопросов, выход в Интернет дает им ответы, которые зачастую вызывают у них новые вопросы, они адресуют эти вопросы нам - учителям. Мы стараемся ответить на них, на дополнительных занятиях, в индивидуальных беседах и в «дни открытых дверей», то есть в удобное для детей время вне уроков по расписанию.
ПОСТУЛАТ 7: консультируя, помогаем выйти на новый качественный
уровень.
В контексте предпрофильной подготовки и профильного обучения, в целях активизации интереса к математике, нами проводятся элективные курсы по различным темам («Симметрия вокруг нас», «Геометрия моей жизни», «Трехмерность окружающего мира» « Решение задач повышенной сложности»).
ПОСТУЛАТ 8: дифференцируя обучение, переходим на профильность.
Каждый учитель несет ответственность перед собой за своих учеников, беспокоясь за их будущее. Как радуемся мы, когда некоторые из них продолжают заниматься любимой им наукой и дальше. Наши выпускников связали выбор своей будущей профессии с математикой, т.е. стали учителями математики и работают в школах города. Многие выпускники продолжили
обучение в ВУЗах, где математика – профилирующий предмет, а затем реализуют свои знания на практике.
Итак, ПОСТУЛАТ 9: заключительный и основной.
Используя дифференцированный подход в обучении, раскрываем через
призму способностей учеников их творческий потенциал.
Заглядывая вперед и вернувшись на мгновение в прошлое, следует заметить, что в мире всё гармонично, пропорционально, взаимосвязано. Ты в странствии живешь И в поступи твоей есть сдержанная мощь. Путь твой весь состоит из путевоображений. Начало и конец в любом твоем движенье. Наша жизнь – это движение. Надо быть последовательными во всем. Помни, что самое большое учительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей.
В раздел основное полное образование