Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"От качества урока к качеству иноязычного образования"

статья

Автор: Лодоева Вера Гомбоевна, учитель английского языка, МОУ "Агинская средняя общеобразовательная школа №3", поселок Агинское, Забайкальский край



В раздел основное полное образование




От качества урока – к качеству иноязычного образования
Лодоева Вера Гомбоевна, учитель английского языка МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №3» ГО «Поселок Агинское». “Teachers open the door, but you must enter by yourself.” Chinese Proverb Не секрет, что все самое главное и самое важное в жизнедеятельности ученика происходит на уроке; именно на уроке создаются комфортные условия для выращивания уникальности и неповторимости личности, формируется генеральная способность ученика к самоопределению по отношению к самому себе, другим людям, миру. И непременным условием для его успешной самореализации в современном мире является владение английским языком. Безусловно, чтобы проникать в язык и чувствовать себя в иноязычной среде успешно, а «успех сам не приходит... Вы идете к нему» ( Марва Коллинз). (Success doesn't come to you…you go to it..), необходимо применение новых технологических решений. Исходя из этого, урок английского языка рассматривается нами в формате размывания границы обучения и воспитания, изменений характера деятельности учителя и ученика. Прежде всего, важно правильно определить цели, которые преследует учитель и четко проектировать то, к чему он стремится довести учащихся на каждом отдельно взятом уроке. При этом крайне необходимо, чтобы учащиеся приняли их, определили цели и задачи своей деятельности и были достаточно самостоятельны в выборе средств их достижения. Поскольку умение целеполагания является одним из приоритетных, так как оно лежит в основе управления собственной познавательной деятельностью. Более того, необходимо подчеркнуть, что формулирование цели в виде конечного образовательного продукта, т.е. конкретно: какими умениями и навыками ученик должен овладеть и реально демонстрировать - наиболее эффективный способ целеполагания. Для того, чтобы цели учителя стали целями учащихся существуют различные приемы целеполагания, в том числе, через систему учебных ситуаций, которые практически все строятся на диалоге. Это приемы исключения, домысливания, группировки, постановки проблемы и т.д. Нельзя забывать о том, что никакое обучение не завершится успехом, если учащимся не интересен сам процесс образовательной деятельности на уроке. Как правило, формирование свободной мысли ученика через сочетание индивидуальной учебной деятельности с проектными формами работы, совместный поиск решения проблем с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся и достойной смены видов деятельности, где преобладает исследовательская деятельность, обеспечивают наличие обратной связи – уверенный шаг к успеху.
Полноценный урок тем и отличается, что представляет собой живой процесс познания через универсальные учебные действия, в котором традиционная тема решается оригинально, педагогическое сотрудничество осуществляется динамично. И если есть понимание учебного материала, и заинтересованность в его изучении, то и здесь срабатывает формула успеха, и язык воспринимается учащимися как что-то новое, изменчивое, требующее дальнейшего изучения и исследования. В связи с этим, трудно переоценить логику отбора содержания учебного материала, ориентированного на метапредметность и межпредметность, диалог культур, раскрытие новых возможностей развития коммуникативной деятельности, достижение личностных и метапредметных результатов. Значительную роль в этом играет, на наш взгляд, применение информационно-коммуникационных технологий и технологии развития критического мышления. К примеру, с использованием услуг Интернета появляется значительно больше возможностей на практико-ориентированную деятельность, развивается способность учащихся входить в новые виды коммуникации. А в критическом же мышлении каждый прием и стратегия имеют своей конечной целью раскрыть интеллектуально-творческий потенциал учащихся. Следовательно, содержание урока, выполняя воспитательную функцию, создает основу для формирования рефлексивного мышления учащихся, которое так необходимо во всех компонентах урока: вводно- мотивационном, операционно-содержательном и оценочно-рефлексивном. Существенным для нас является то, что именно рефлексивное мышление «обеспечивает взаимопонимание, согласованность действий партнеров в условиях совместной деятельности» (Г.П.Щедровицкий) и развивает способность ученика к самоанализу, самосознанию способов деятельности. Как показывает практика, чтобы выяснить, каким образом учащиеся осознали содержание материала, используются разнообразные приемы рефлексии в зависимости от возрастных особенностей учащихся. На среднем и старшем этапах обучения: прием незаконченного предложения или незаконченных фраз, связанных с тематикой урока. Например: During today’s lesson I have got acquainted with… (found out..., learnt); now I know how to speak about… (understand the information…, explain the problem…, give arguments…etc). Или прием «Выбор афоризма», где предлагаются 2-3 высказывания выдающихся людей. В конце урока учащиеся выбирают то высказывание, которое соответствует теме урока, обосновывая свой выбор. Также, считаем целесообразным, например, в работе над проектом, использование алгоритма действий, где указана последовательность действий, даны функционально- смысловые, содержательные опоры. Анализируя свою деятельность по предложенному алгоритму, учащиеся приходят к выводу, что процесс работы не менее важен, чем результат. А в случае неудачи они видят, на каком этапе не доработали и на какие моменты
обратить внимание в дальнейшей деятельности. Все это способствует постепенному переходу к внутренней рефлексии. Таким образом, современный урок английского языка должен способствовать успешной коммуникативной деятельности нового поколения Россиян в открытом информационном пространстве.


В раздел основное полное образование