"Педагогическая тактика и стратегия активизации познавательной деятельности учащихся"
статья
Автор: Паршина Татьяна Николаевна, учитель английского языка, МБОУ СОШ № 1, город Чехов Московская область
В раздел основное полное образование
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ
АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ
Паршина Т. Н. учитель английского языка МБОУ СОШ №1 г. Чехов Московской области 1
Педагогическая тактика и стратегия активизации
познавательной деятельности учащихся
Попробуем проанализировать психолого-педагогические особенности учащихся каждого типа активности (нулевая, ситуативная, исполнительская и творческая активность) и определить тактику и стратегию организации учебных взаимодействий с каждой группой. Тактика – это составная часть стратегии, призванная решить ближайшие задачи, в то время как стратегия предполагает определение общих основных установок, необходимых для подготовки и осуществления задуманного.
Нулевой уровень активности.
Учащиеся с этим уровнем ПА найдутся в любом классе (у меня это 7-а). Они не отличаются негативным отношением, агрессией, им не свойствен демонстративный отказ от учебной деятельности. Они пассивны на уроке, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления (в виде замечаний) со стороны учителя. Учащиеся с нулевой активностью, как правило, не имеют высоких оценок по основным учебным предметам, частично изначально они лишены желания учиться, стимула к дальнейшему росту. Задача учителя заключается в том, чтобы нейтрализовать негативные воспоминания от учебы, которые заранее снижают способность ребенка конструктивно подойти к новой учебной задаче. При работе с этой группой учащихся учителю не следует: - ждать от них немедленного включения в работу, т.к. их активность может возрастать постепенно; - предлагать им задания, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой; - требовать немедленных ответов, поскольку им трудно даются импровизации; - сбивать их во время ответа, задавая неожиданные и каверзные вопросы на уточнение; - резко включать их в работу сразу после перемены, т.к. они достаточно медленно переключаются с интенсивной двигательной активности на умственную. Тактика занятий учителя с учениками нулевого уровня активности опирается на создание такой атмосферы занятий, которая снимала бы у школьников чувство страха, зажатости. Учителю важно установить добрые, благожелательные отношения с учащимися нулевого типа учебной активности, т.к. на уроке они обычно относятся к «пренебрегаемым». Основными приемами, помогающими наладить 2
атмосферу эмоционального комфорта, являются «эмоциональные поглаживания»: - обращаться к ученику только по имени; - не скупиться на похвалу и одобрение; - сохранять ровную, поощрительную интонацию во время занятий; - при необходимости успокаивающе или одобряюще прикасаться к ребенку; - акцентировать позитивное построение фраз: без угроз ( «Если вы не будете выполнять мои требования, то я …»), без приказов ( «Прекратить разговоры!») и т.д. Это все моменты тактики. А с точки зрения стратегии основу учебных взаимодействий составляет стремление педагога перевести учащихся с нулевой активности на уровень ситуативной.
Уровень активности по ситуации.
У меня это 8-а класс. Активность учащихся с этим уровнем во многом зависит от эмоциональной стороны учебных взаимодействий: новизна занятия, определенная легкость в достижении результата, необычность приемов преподавания оказываются для них достаточно привлекательными. Во время урока ученики с ситуативной активностью предпочитают объяснение нового материала повторению; они легко подключаются к новым видам работы, однако при затруднениях так же легко могут потерять интерес к занятиям. Эти ученики иногда удивляют учителя быстрыми правильными ответами, но эпизодически, не в системе. Их эмоциональная реактивность, не подкрепляемая наработанными приемами и навыками учебной работы, приводит к затруднению, снижению интереса, уклонению от заданий или к примитивному, формальному их выполнению. Они быстро приступают к работе, но при первых трудностях испытывают разочарование и бросают ее или предпочитают путь наименьшего сопротивления: работа по образцам. Такое отношение влияет и на степень самостоятельности ученика – предпочтение отдается репродуктивным видам работы. Тактика педагога в учебном взаимодействии с этими учениками заключается в поддержке их эмоциональной активности с тем, чтобы она постепенно распространялась на интеллектуальную и волевую сферы. Многим учащимся присуща торопливость, незавершенность учебных действий. Вот почему именно эта группа как никакая другая нуждается в умении использовать план ответа, опираться на опорные сигналы, создавать алгоритмы того или иного учебного действия, рисунки- подсказки (легальные «шпаргалки»), таблицы и др. Примером педагогической работы может служить система опорных сигналов В.Ф. Шаталова и его последователей, комментируемое обучение С. Н. Лысенковой и т.д. На своих уроках я провожу составление и защиту кроссвордов самими учащимися. Конечно, это облегченный вид работы, но для школьников с 3
ситуативно активным уровнем познания такая работа нужна, поскольку она предполагает внимательное отношение к лексике темы, а также углубленное изучение текста. Стимулирует познавательную деятельность и способствует переходу с относительного на исполнительный уровень ПА различные приемы работ с текстом. Это выделение опорных слов или главной мысли абзаца в тексте. Учащиеся не только отделяют главное от второстепенного, но и учатся таким образом составлять своеобразный конспект прочитанного. Однако эта работа требует обязательного завершения: при ответе ученик не просто прочитывает записанные слова и фразы, но обязательно «достраивает» свой текст, обогащая его пояснениями, примерами. Только в этом случае происходит активизация интеллектуальных и волевых усилий учащегося. Часто учащиеся этой группы боятся приступить к выполнению учебного задания, т.к. изначально оно кажется сложным и большим. Здесь допустима педагогическая хитрость: можно разрешить учащимся выполнить часть задания или сделать все задание, но на полях отметить особым значком место, до которого учитель будет проверять это задание. Итак, стратегия действий учителя в работе с относительно активными учащимися заключается в том, чтобы не только помочь им включиться в учебную деятельность, но и поддержать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока. В результате последовательной педагогической работы ученик испытывает чувство радости, подъема не только при восприятии учебной задачи, но и в ходе ее выполнения. Испытав чувство успеха один раз, он желает повторить и упрочить свои достижения; он готов на определенные интеллектуально-волевые усилия. Если последующие уроки не обманут его ожиданий, то создаются предпосылки для постепенного перехода с относительно активного на активный исполнительский уровень познания. Показателями динамики перехода с ситуативного уровня активности на исполнительский являются: - стабильное посещение урочных и внеклассных занятий; - охотное вступление в диалог с учителем по поводу учебного материала; - чтение дополнительной литературы по предмету; - восприятие нестандартных учебных ситуаций, что свидетельствует о сформированном эмоционально-интеллектуальном настрое учащихся. Однако, даже при наличии познавательного интереса результаты контрольных срезов показывают недостаточное качество обученности: неполные знания учащихся, отсутствие в свободе оперирования мыслительными операциями (анализ, синтез и т.п.). Следовательно, нельзя отдавать преимущество только эмоциональным аспектам в учебном процессе. Эмоциональная форма преподнесения материала может украсить урок, но она не обеспечивает овладение знаниями в полном объеме. Нужно создать и оптимальные условия для ежедневной работы учащихся. 4
Исполнительский уровень активности.
Немцы считают продуктивной ситуацию, когда на 100 человек 99 обладают высокой исполнительской культурой, а один – творческими способностями. Такое соотношение, по их мнению, обеспечивает стабильность функционирования любого предприятия. Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности, как правило, любимы учителями. Такие ученики систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в любые формы работы, которые предлагает им педагог. Они осознанно воспринимают учебную задачу, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно самостоятельно. Именно на данную категорию учащихся опирается учитель при изучении новой темы; они же выручают учителя в трудных учебных ситуациях (открытые уроки, посещение администрации и т.п.). Главный плюс этих учащихся – в стабильности и постоянстве, они не берут наскоком, но знания их отличаются прочностью и основательностью. Но и у них есть свои проблемы. Часто их называют зубрилками за усидчивость и прилежание. Со стороны кажется, что детям с активным познавательным уровнем все в учебе дается легко. В этом есть доля истины, но, по-моему, это результат более ранних усилий: умение сосредотачиваться на задаче, внимательно знакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбрать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторить (и не один раз!) всю эту цепочку. Именно такой подход позволяет учащимся включаться в учебную работу на уровне своих учебных возможностей. В эту же группу входят и те, кто мыслит «инсайтами», озарениями. В иное время такие дети не проявляют особой активности, но неожиданно они демонстрируют очень высокий уровень знаний, тонких наблюдений, неожиданных сопоставлений и пр. Основной педагогической ошибкой в построении учебных взаимодействий с этими учащимися является то, что учителя используют их как опору, забывая о целенаправленной работе по стимулированию и развитию их познавательной активности. (Зачем их подталкивать? Они и так все сделают!) Потому-то эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят с более слабыми учениками. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отказываются искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких учащихся достаточно актуальна для педагогики. Можно, правда, порадоваться за процесс проникновения новых обучающих технологий в школьную практику, поскольку они ориентированы именно на включение в познавательную деятельность учеников с исполнительской активностью: технология развития 5
критического мышления, проблемного, развивающего, разноуровневого обучения и др. Основными приемами можно назвать все проблемные, частично- поисковые и эвристические ситуации. Однако учителю непросто организовать проблемные ситуации на каждом уроке. Вот почему наряду с ними можно подключать таких детей к технологии оценивания устных и письменных ответов одноклассников, т.е. брать на роль эксперта, консультанта. В последнее время к приемам интенсивной познавательной деятельности относят и самые различные формы дискуссий: круглый стол, заседание экспертной группы, дебаты, судебное заседание, мозговой штурм и т.д. Нужно подчеркнуть, что основная стратегия учителя с учащимися с высокой познавательной активностью заключается в том, чтобы побуждать ученика к самоактивности в учении.
Творческий уровень активности.
Под этим уровнем ПА понимается следующее: - сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нестандартные; - не простое проникновение в сущность явлений, их взаимосвязи, а попытка найти для этой цели новый способ; - позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения. С точки зрения тактики учитель должен обеспечить условия для проявления нестандартности и интерпретации любой задачи. С точки зрения стратегии учителю очень важно самому быть готовым к этим непривычным поворотам урока, возникающим проблемам и их решениям, потому что если не будет этой установки, то познание как творческий процесс просто не состоится. Подводя итог нужно остановиться на организации и проведении уроков. Структура подобных занятий предусматривает не менее четырех основных моделей. Учебные взаимодействия могут реализовываться линейно: последовательная работа педагога с каждой группой учащихся. Урок может быть построен на «мозаичном» взаимодействии, предполагающем включение в учебную деятельность той или иной группы в зависимости от учебной задачи. Урок может быть активно- ролевым, когда ведущая роль в учебном взаимодействии отдается учащимся с высоким уровнем активности для обучения остальных. И наконец, взаимодействия на уроке могут носить комплексный характер, если происходит совмещение всех предложенных вариантов. Главным критерием урока должна стать включенность в различные формы учебных взаимодействий всех без исключения учащихся на уровне их реальных и потенциальных возможностей. 6
В раздел основное полное образование