"Технология формирования правильного типа читательской деятельности на уроках истории"
статья
Автор: Танашева Марина Джабировна, учитель истории и обществознания, МКОУ СОШ №2, с.п. Урух, КБР
В раздел основное полное образование
Технология формирования правильного типа читательской
деятельности на уроках истории
При переходе учащихся из начальной школы в среднее звено встает вопрос преемственности. Чтобы обеспечить содержательную преемственность в рамках предмета «история», мы наладили согласованную деятельность между педагогами начальной, средней и старшей ступенями, чем и заложили основы для успешного применения на второй ступени обучения так называемой технологии формирования правильного типа читательской деятельности. Для этого мы провели ряд практических семинаров и выявили наиболее явные проблемы и противоречия в организации преемственности. Проблемы комплектования. Учитель средней школы работает в нескольких классах, состоящих из учеников разного уровня подготовки, иногда по разным системам и технологиям. Распределение классов в среднем звене часто зависит от нагрузки учителя, а не от готовности и меняется в течение срока обучения. Учителя средней школы зачастую не знают особенностей технологий и методик, применявшихся в начальной школе, не используют уже сформированные у учащихся умения и навыки. Разные учителя-предметники предъявляют разные требования
В начальной школе
Чаще используется диалог «учитель-ученик». Традиционна излишняя опека со стороны учителя, что снижает уровень самостоятельности учеников. Отметки часто являются только итогом проделанной работы, в текущей работе может использоваться только устное оценивание. Утвердилось понимание, что важнее развивать умения. Учитель воспринимает своих выпускников как сформировавшихся, много умеющих учеников, имеющих чувство собственного достоинства и самоуважения. У детей формируется эмпирическое восприятие предметных знаний
В среднем звене
Требуется больше монологической речи. Быстрый темп обучения и возросший объем содержания требуют от учащихся большей самостоятельности (возникает нагрузка). Накопляемость текущих оценок часто становится необходимым условием работы (что иногда приводит к снижению положительной мотивации к учебе). Сильна традиция к накоплению знаний (фактического материала). Учитель воспринимает учеников как детей, основная задача которых – делать все как скажет учитель, что снижает самооценку, одновременно теряются навыки, полученные в начальной школе. Уже в 5-ом классе требуется теоретическое восприятие понятий. Наша задача в 5-х классах – организовать переход от эмпирического восприятия к новой деятельности – теоретическому мышлению, постепенно переводя их на другой уровень сложности. Практика показала, что в этом помогают учителю истории технология формирования правильного типа читательской деятельности, элементы которого используются уже в
начальной школе. Основные механизмы понимания, которые используются в данной технологии, являются также основой правильного формирования мыслительной деятельности (теория поэтапного формирования умственной деятельности П. Я. Гальперина), развитие памяти и теоретического мышления в среднем звене. Использование знакомых приемов позволяет предотвратить возникновение у детей чувства страха перед сложным, новым объемным материалом, снизить тревожность, включить естественные механизмы, уже сформированные в начальной школе, и помочь применить их в новой ситуации. Использование элементов технологии формирования правильного типа читательской деятельности на уроках истории мы свели в таблицу.
Элемент
технологии
Операция
Цель применения
Когда
и
как
применяю
Антиципация чтения. Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания тематической и эмоциональной направленности. Мотивация опережающего чтения. Снижение тревожности перед большим объемом материала. В заключение урока, на этапе подготовки к пониманию домашнего задания. Работа с заглавием параграфа может стать приемом постановки проблемы, выдвижения гипотезы, приемом исторического прогнозирования. В начале урока, если не было задания на опережающее чтение. Работа с названием пунктов параграфа может стать вариантом планирования этапов работы с содержанием. Планирование деятельности по открытию новых знаний. Работа с иллюстрациями, картами, схемами. Работа с дополнительными источниками информации, умение извлекать информацию из рисунка, карты, схемы. Работа с иллюстрациями может стать приемом постановки проблемы, выдвижения гипотезы, приемом исторического прогнозирования. Постановка проблемы, поиск решения, использование в качестве аргумента. Первичное чтение Наличие первичной Способность Самостоятельное
текста про себя. Перечитывание текста (вдумчивое чтение) про себя дома. эмоциональной реакции на текст, ее адекватность, проверка своих предположений о содержании, рефлексия. соотнести качество первичного восприятия с содержанием последующей работы. опережающее чтение. Перечитывание текста (вдумчивое чтение). Чтение вслух в классе по цепочке. Чтение про себя при работе в группе, индивидуально. Работа с учебным текстом, выде6ление его особенностей. Понимание материала, осознанное присвоение знания Развитие умения ставить аналитические вопросы разной смысловой направленности, соотношение фактуальных и подтекстовых вопросов со своими возможностями и т.д. Актуализация знаний при постановке проблемы. В организации различных этапов урока, в ходе открытия знаний, в ходе решения проблемных задач. Концептуальная беседа (Проблемный диалог). Участие в коллективной дискуссии, выдвижение гипотез, формулирование аргументов и контраргументов. Постановка проблемы. Организация проблемной ситуации. Выдвижение гипотез. Открытие нового знания. Компрессия. Структурирование знания. Выделение основной идеи текста, ключевых слов, причинно- следственных связей. Сворачивание внутреннего плана действия, комбинирование имеющихся умений и навыков, самостоятельный перенос умений и навыков из одной сферы деятельности в другую. Планирование деятельности. Создание внешней опоры (алгоритма, таблицы). Функциональная замена. Осознанное присвоение и творческое осмысление нового знания. Обогащение предметного словаря ученика, расширение кругозора. Самостоятельное применение нового знания, применение знания в новой ситуации. Организация понимания в коммуникационном диалоге. Рефлексия. Творческие задания. Наш опыт показал, что умение отвечать развернуто перерастает в умение аргументировать свой ответ. Умение корректировать, изменять свою точку
зрения дает основу для дальнейшего формирования толерантности мышления. Мы убедились, что использование приемов эффективной организации восприятия на разных этапах открытия нового знания, включающих естественные механизмы памяти, через понимание материала (т.е. механизм компрессии и функциональной замены) с использованием внешней опоры (схемы, таблицы, памятки, рисунки) в правильной последовательности, способствует реализации поставленных целей. Сказанное можно подтвердить теорией П.Я.Гальперина, который утверждает, что правильно организованное формирование мыслительных операций создает внутренний план действий, который легко сворачивается, модернизуется и становится опорой для самоанализа, рефлексии, самооценки (компрессия), а также базой для теоретического осмысления, самостоятельного применения, создания нового способа деятельности (функциональная замена). Этап формирования умственных действий Первый уровень формирования умственных действий Теоретический уровень Организация освоения знания с использованием внешней опоры. Ознакомление с составом будущего действия. Введение алгоритма действия с фиксацией во внешней опоре (под запись) Совместное или самостоятельное создание новой опоры (алгоритма, плана, схемы понятия), модернизация новой опоры. Выполнение заданного действия во внешней форме в практическом плане. Проговаривание алгоритма (понятия, плана) вслух. За учителем. Выполнение действий совместно с учителем. Умение читать новую схему, опору. Способность контролировать свою деятельность с проговариванием соответствующего этапа деятельности. Перенесение в план Самостоятельное
речевого действия с опорой. проговаривание алгоритма (понятия, плана) вслух. Выполнение действий в классе без помощи учителя, но с возможностью пользоваться опорой. Организация применения знания, развитие умений. Перенесение в план речевого действия без опоры. Самостоятельное проговаривание алгоритма (понятия, плана) вслух. Выполнение действий без помощи учителя. Способность самостоятельно применить умение в качественно новой ситуации. Перенесение в план внутренней речи. Проговаривание алгоритма про себя. Выполнение действий самостоятельно в классе и дома. Выполнения действия в плане внутренней речи, сознательный контроль и переход на уровень умений. Самостоятельное решение задачи аналогично решенным раннее, решение задач с новыми условиями. Модернизация алгоритма. Самоанализ, рефлексия, самоконтроль деятельности. Организация формирования навыка Сворачивание ВПД, доведение до автоматизма Переход на новый уровень Самостоятельная деятельность – творческая деятельность. Основа для самоуправления, саморазвития. Самостоятельная комбинация различных умений, открытие нового способа действия в знакомой ситуации Сочетание предметных технологий, направленных на развитие умений, с проблемно-диалогической, направленной на открытие знаний помогло нам решить проблему нехватки урочного времени в преподавании истории, когда каждому уроку соответствует новая тема, объем фактического материала очень велик и необходимо организовать передачу множественного знания.
В раздел основное полное образование