"Внедрение проектной деятельности в учебный процесс на уроках русского языка и литературы"
Творческий отчёт
Автор: Парасотка Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы, МАОУ "Средняя школа № 6", город Когалым ХМАО - Югра
В раздел основное полное образование
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №6 »
Внедрение проектной деятельности в учебный
процесс на уроках русского языка и литературы
Парасотка Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы г. Когалым 2016 1
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ 3 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4 2.1. Деятельность на различных этапах проектирования учителя и ученика 4 2.2. Из опыта разработки творческих проектов 8 2.3. Анкетирование 15 3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ПРИЛОЖЕНИЕ 20 2
1. ВВЕДЕНИЕ
В российском образовании в настоящее время ключевым является понятие “модернизация образования”. Казалось бы, зачем что-то совершенствовать, если можно обучать традиционно, по - старинке? Но жизнь диктует другие условия: современному обществу нужны не только обученные люди, а личности творческие, социально ответственные, активные, коммуникабельные, обладающие хорошо развитым интеллектом, профессионально грамотные, а значит, востребованные и готовые не только жить в меняющихся социально- экономических условиях, но и активно влиять на действительность, изменяя ее к лучшему. Работа учителя русского языка и литературы в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей учащихся путём поиска эффективных приёмов и методов преподавания. Ориентируясь на те цели и задачи, которые стоят передо мной, и, зная запросы учащихся в современном мире, я применяю в своей работе методику творческого проекта. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную творческую деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету.
Цель работы:
проанализировать и описать педагогический опыт моей работы по внедрению метода творческого проекта в преподавании русского языка и литературы.
Задачи:
обосновать выбор темы, ее актуальность; провести обзор методического материала по теме; проанализировать собственную педагогическую деятельность по внедрению метода творческого проекта в учебный процесс; провести опрос респондентов с целью выявления интереса к данной форме работы. 3
Основополагающая идея моей работы
: поиск путей развития личности в процессе гуманитаризации образования через метод творческого проекта. Считаю, что это своеобразный толчок к самораскрытию ребёнка, стимул к самосовершенствованию.
Гипотеза:
если в классно-урочной системе использовать метод творческого проекта, то это позволит: повысить мотивацию учащихся при изучении русского языка и литературы; развить способность к активной практической деятельности; вовлечь учащихся в творческий процесс и обучить необходимым умениям и навыкам.
Актуальность
данной работы в том, что в ней дано теоретическое и практическое обоснование внедрения творческого проекта в учебную деятельность школьников, как того требует модернизация российского образования, которая ориентируется на современного учителя, на развитие познавательной самостоятельности учащихся через формы творческих проектов на уроках русского языка и литературы.
Новизна
заключается в том, что метод творческого проекта относится к новым образовательным технологиям и является одним из способов реализации коммуникативной методики.
Универсальность
выбранного метода в том, что он позволяет, во-первых, научить детей познавать и действовать, во-вторых, эффективно использовать полученные знания в условиях изменяющейся исторической ситуации, в-третьих, привлекателен для учителя и является одним из эффективных средств обучения, воспитания и развития ученика. Изучение опыта российских учёных-педагогов Богдановой, Безруковой, Московкиной позволило мне сделать выводы о том, что творческий проект не только поднимает интерес ребёнка к учёбе, но и мотивирует его на достижение более высоких результатов. 4
2. Основная часть
2.1. Обоснование выбора темы
Педагогика, где роль учителя сводится лишь к передаче знаний, постепенно уходит. Ребёнку необходимо творческое развитие его способностей; в репродуктивной педагогике это невозможно. Развитие ребёнка - развитие личности через его творческий потенциал. Именно на это делается акцент в "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года". Следовательно,
выбор темы вызван требованием современного общества,
которое испытывает настоятельную потребность в творческой инициативе
личности.
Исходя из этого, становится острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий. Как сделать ребёнка творчески активной личностью? Как сохранить его стремление творить, пробовать, выдумывать? Совершенно убеждена, что важнейшим условием мотивации ребёнка к творчеству является увлечённость творческой идеей (идеями) самого учителя. Нет блеска в глазах, нет фонтанирующей энергии – ничего не получится. Вялость и апатичность рождают скуку и уныние, а творчество – это всегда поиск и невероятное чувство удовлетворённости, когда что-то получилось, и снова поиск, если что-то не удалось. Таланты, способности заложены в детях самой природой. Сочинять, петь, рисовать, импровизировать, проявлять актёрские дарования... Задача педагога – создать условия для их развития.
Польза творческого проекта как раз в том и
заключается, чтобы раскрыть индивидуальность ребенка, развить его
творческое воображение,
научить устанавливать гармонические
взаимоотношения с миром и людьми ( приложение 1).
Обучение с использованием метода творческого проекта один из эффективных способ достижения положительных результатов в образовании. 5
2.2. Деятельность на различных этапах творческого проектирования
учителя и ученика
Проект осуществляется по определенной схеме
( приложение 2)
: 1. Включение ребенка в данную систему деятельности. Дети должны понять, что именно требуется от их авторства - это поиск проблемы; создание качественно нового продукта, получение результата. Это проверка себя на самоорганизованность, самодисциплину; на уровень творчества и неординарного мышления; на умение строить отношения с другими людьми, убеждать, отстаивать свои решения. 2. Создание информационно-эмоционального поля (будоражим мысль школьника). Дальнейшая работа над проектом невозможна без элементарных знаний о структуре своего труда, требований к нему. Структура предполагает наличие традиционных компонентов: актуальность проблемы, цель проекта, задачи, используемые методы, практическая значимость результата. Пока дети не прикоснулись к самой проектной деятельности, все, что говорит учитель, для них - это узнаваемая, но абстрактная информация, которая никак не желает преобразовываться в знания. Но все же на данном этапе структуру надо раскрыть, чтобы у учащегося была опора для планирования своей деятельности. Установочная лекция на эту методологическую тему должна опираться на зрительный алгоритм. 3. Выбор проблемы. Определение темы. Деятельность ученика Деятельность учителя Предварительно самостоятельно изучают информацию совместно с учителем, возможно с родителями (если используются семейные хроники), или определяют тему. Устанавливают цели, Защищают выбранную тему перед группой единомышленников. Помогает определиться с темой или сформулировать проблему будущего проекта. Знакомит со смыслом проектного подхода. Я не рекомендую детям проблему в готовом виде, лишь направляю мысль ребенка в самостоятельный поиск, подсказываю источники информации. Важно учить "спотыкаться", "цепляться" за проблему, вопрос. Обращаю внимание ребят 6
на недостаточную освещенность темы, подчёркиваю, что она ждет в их лице другого творческого подхода, способного найти новое решение. 4. Подтолкнуть мысль к пробуждению . При организации сбора идей часто использую традиционный "ящик предложений". Однако прячу свое прямое желание подсказать тему работы. Задача учителя на этом этапе - создать условия для того, чтобы начавшийся процесс генерировал. Конечно, можно просто предложить список тем. Однако мы упустим важнейший начальный момент авторского представления проблемы. 5.Актуальность. Вопрос актуальности не вызывает у учащихся непонимания. Они ее достаточно легко излагают в плане своего видения. 6. Планирование. обработать информацию (работа с документами, оформление интервью); определить форму представления результатов; определить обязанности и объем работы, если это групповой проект. Деятельность ученика Деятельность учителя Очень важно, чтобы ученик самостоятельно искал источники информации, пробовал сам обрабатывать данные, обращаясь к учителю за рекомендациями. Важно, чтобы самостоятельно были определены критерии оценок. а) дает информацию о принятых правилах работы с документами и другими источниками; б) помогает выработать критерии оценок. 7. Сбор информации. Аналитическая работа. Проектирование . Деятельность ученика Деятельность учителя Собирают информацию. Проводят ее анализ. Проектируют индивидуальную или групповую работу. Наблюдает и советует. Косвенно руководит деятельностью. Учитель должен предусматривать, что не все учащиеся могут подняться на этот уровень. Оценить их индивидуальный вклад в проект. 7
8 . Оформление (Разработка собственного варианта решения проблемы). Деятельность ученика Деятельность учителя Пишут и оформляют работы. Создают проект как единое целое. Дает советы. Демонстрирует образцы правильно оформленных работ. Помогает в написании аннотации (если есть необходимость). Здесь происходит систематизация полученного материала. 9. Защита проекта: устный отчет с демонстрацией материалов; подготовка творческой работы; представление коллективного проекта. Деятельность ученика Деятельность учителя Каждый индивидуально отчитывается. Принимает участие в обсуждении работ других учащихся. Слушает, задает вопросы. Один из вариантов защиты - презентация. Форма презентации может быть любая, например, доклад на 3–4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного бюллетеня, представление веб-сайта с результатами работы. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Роль учителя — консультирование, помощь. На этом этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий. 11. Рефлексия-завершающий этап после защиты проекта (
приложение 3
). 12. Оценочный механизм (
приложение 4
). 8
Огромную роль в любой технологии играет оценочный механизм, которого нельзя избежать со стороны учителя и одноклассников. Это позволит дать объективную индивидуальную оценку пройденных этапов. Очень важная задача учителя – объяснить учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы. Работая над проектом, учителю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.
Роль учителя в организации учебного проектирования
Помогает ученикам в поиске нужной информации. Сам является источником информации. Координирует весь процесс. Стимулирует деятельность учеников. Поддерживает непрерывную обратную связь.
Соотношение деятельности учителя и ученика
на разных этапах
9
2.3. Из опыта разработки творческих проектов
В своей работе я начала использовать метод творческого проекта с 2005- 2006 учебного года
.
Оригинальность его состоит в заложенном в его основу активном творческом начале. Уверенна, что за подобными инновациями будущее, так как они пробуждают мысль, "заставляют" исследовать, искать различные пути решения проблем, отстаивать своё мнение. Через творческий проект усиливается познавательная активность учащихся, их мотивированность к самостоятельной учебной работе. Именно это и является одним из требований к уровню подготовки наших выпускников, что нашло отражение в содержании данной работы. Практическая сторона работы над методом проектов теперь уже не вызывает трудности ни у меня, ни у моих учеников. Исследование, творческая работа, возможность высказать свои мысли вдохновляют ребят. В 5 классе учащимся сложно выбрать самостоятельно тему проекта и выполнить его, не зная, что такое творческий проект. Поэтому я дала ребятам первичное понятие о проекте, обучила приемам планирования. Цели метода проектов в 5 классе: обучение приемам планирования; закрепление определенных практических навыков; обучение оформлению результатов творческой деятельности; развитие ассоциативного мышления и познавательного интереса. Первой попыткой организации творческой проектной деятельности на уроке литературы в 5 классе явилось создание
монопроекта «Сочиняем сказки».
Ребята должны были написать собственную сказку в виде книжки-малышки с иллюстрациями. Кроме этого, выразительно представить её перед классом, защитив тем самым свой минипроект. Следовательно, выполнение задания требовало от учащихся не только творческого подхода к работе, но и развитие индивидуальных интересов и способностей. Этот проект привлёк своей искренностью, непосредственностью, радостью. 10
Стратегические цели и задачи данного проекта: способствовать развитию творческого воображения; развивать общую культуру; активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу; развивать речь, логическое мышление; учить планировать свою работу; внимательно относиться к мнению других, слушать друг друга. Предполагаемый результат: написание собственной сказки с иллюстративным оформлением. Подобные задания вызывают большой интерес у ребят, оживляют учебный процесс. А учитель получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме «Сказки народов мира» и изучить их индивидуальные способности. Преобладающим типом речи в ученических работах 5 класса являются такие виды работ, как сочинение-описание, сочинение-повествование и сочинение-рассуждение. При этом необходимо научить школьников анализировать структуру будущего текста, чувствовать в нём сочетание отдельных фрагментов. Любая творческая работа на уроках русского языка представляет значительную трудность для школьников. Снова приходит на помощь идея о творческом проекте, который назвали
«Краски осени».
Это самое щедрое время года, пожалуй, самое красивое в Когалыме. Предлагаю ребятам подобрать к своему сочинению поэтический эпиграф об осени, соответствующую картинку или рисунок, выбрать любой тип речи и рассказать, описать, поразмышлять об этом времени года. Результаты меня порадовали - все творчески подошли к этому процессу, а сочинения были яркими, индивидуальными; фантазии ребят не было конца. Одни видели осень красавицей, другие - хозяйкой, третьи - доброй феей, труженицей. Это был краткосрочный творческий проект, который выполнялся на протяжении трёх уроков. Цели проекта: 11
самораскрытие учащихся через презентацию написанных миниатюр; развитие творческого мышления; формирование эстетической культуры. Этот проект позволил реализовать себя каждому ученику. Например, важной победой для меня являлось выступление слабых учеников, которые участвовали с большой отдачей в общей работе класса. Ученики учились общаться, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Процесс защиты проекта - очень хороший способ развития коммуникативных умений школьников. Для успешной реализации творческой деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы творческих проектов. Замысел следующего проекта - своего рода интеграция литературы и русского языка. Он проводился в 7классе и назывался
«Энциклопедия одного
слова».
Этот проект был межпредметный, групповой, средней продолжительности (один месяц). Цели проекта: развивать умение «думать о словах»; дать целостное комплексное представление о слове; пользоваться разными видами словарей; совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения. Слова на первый взгляд бывают ничем не примечательными. Однако на практике мы убеждаемся, насколько интересным может оказаться мир слова, если присмотреться к нему повнимательнее. Школьники извлекали информацию о словах «вода», «земля», «храм», «ангел», «небо» из лингвистических словарей разных видов, доказывали их многозначность, подбирали синонимы и антонимы, писали сочинение об этом слове; находили это слово в пословицах и поговорках, в художественных произведениях, в картинах художников. 12
Каждая группа разрабатывала собственные варианты решения проблемы, реализацию плана действия. Были сформулированы для ребят правила успешности проектной деятельности: 1. В группе нет лидеров. Все члены группы равны. 2. Группы не соревнуются. 3. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. 4. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров». 5. Ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проектное задание. Творческие работы о семье и родном городе воплотились в
проекте по
литературе «История моей семьи в истории моей Родины
».
Эта работа выполнялась после изучения рассказа В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Отправной точкой к созданию проекта явилась последняя фраза из рассказа «Фотография - своеобразная летопись нашего народа, настенная его история». Алгоритм работы над проектом можно представить в виде схемы (
приложение
5
). Для данного проекта ребята должны были познакомиться с семейными альбомами и найти фотографии своей семьи, рассказав при этом об обычаях, традициях, семейных реликвиях. Одним из этапов проекта, который мы назвали «Дорогие мои старики», была работа с фотографией бабушки и дедушки. Ученики должны были рассказать, узнав у своих родителей, историю их жизни, трудовой вклад в развитии нашей страны
(приложение 6).
По отзывам участников проекта (а ими становятся не только дети, но и другие члены семьи) подобная работа, во-первых, сближает старшее и младшее поколение, воспитывает и в тех, и в других взаимное уважение, во-вторых, пробуждает у учащихся интерес к образу жизни предшествующих поколений. 13
Кроме этого, в ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенции. Это был путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. От этой работы ребята получили глубокое удовлетворение. В данном процессе происходило развитие творческой активности, определяемое социальной позицией ребенка. Примером этого является глубокое размышление детей, их мысли и чувства: “Я поняла, как важно знать историю своей семьи " “Мама рассказывала и плакала”; “Мой дед был строгим человеком, но справедливым!”; “Я люблю своих родных”; “Я рада, что мой дед участвовал в строительстве нашего города!”; “Я хочу быть хорошим человеком и врачом”; “Мне было интересно искать фотографии и расспрашивать родителей”; “Я буду любить свих родителей и в старости не оставлю их”; “Я хочу, чтобы у меня была моя семья!”; “Маме и папе было интересно, как и мне. Мы не все помним историю своей семьи, особенно из того периода, когда были маленькими. Изучить историю своей семьи нам помогли семейные документы и фотографии, рассказы близких людей.». Следующий этап нашей совместной работы с родителями и детьми – это традиции каждой семьи. В каждой семье есть свои, ни с кем не сравнимые традиции. Среди них Новый год, ежегодные поездки к морю, купание в проруби на Крещение, походы в любое время года. И здесь ребята работали с текстом, не забывая о его структуре и назначении. Ребята делились мнениями, отвечали на поставленные вопросы. Я оценивала их усилия, креативность, качество работы. Цели проекта: вовлечение детей в активный познавательный процесс; 14
воспитание интереса к семейным традициям, к истории своих предков; активизация рефлексии; воспитание гражданственности и патриотизма. Задачи проекта: приобщение к полезной деятельности; развитие творческих способностей и эстетического вкуса. Ежегодно снижается интерес детей к русскому языку. Как расшевелить их, заинтересовать? Впереди жанры публицистики. И тогда решила снова обратиться к творческому проекту
«Школа – наш второй дом»
. Это ли не повод для написания газетной статьи, рекламы, школьного репортажа и интервью? Проект был долгосрочным (ребята трудились четыре месяца), индивидуальным. Были разработаны параметры характеристики проекта
( приложение 7)
. В целом, работа над проектом прошла успешно, в ней приняли участие ребята 8А и 6В классов. Каждый был вовлечён в мыслительную и творческую деятельность по данной проблематике, приобрёл новые знания
( приложение 8).
Цели проекта: Образовательные: формировать умение создавать тексты разных жанров публицистического стиля; стимулировать речемыслительную деятельность учащихся. Развивающие: развивать способности логического мышления; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учению; развивать потребность добросовестно трудиться на уроке. В период завершения работы я провожу внешнюю оценку проекта, ведь таким образом можно отследить его эффективность. Критериями оценки качества проведения проекта является также самооценка результатов обучения
.
15
В арсенале творческого проекта по литературе разнообразные формы работы, которые можно применять в зависимости от замысла учителя: альманах, сборник иллюстраций, сборники собственных творческих работ, фольклорных находок, стенгазета, киносценарий, видео или слайд-фильм, комментарий к тексту художественного произведения, наконец, если есть такая возможность, это могут быть публикации, буклеты, презентации, веб-сайты, выполненные на компьютере. Такие формы творческого проекта способствуют становлению духовного мира личности, формируют у детей языковую интуицию. Я думаю, что практическая ценность данной работы несомненна, она даёт ответ, как разнообразить уроки, как наполнить их интересным смысловым содержанием, какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и самое главное, как сделать занятия увлекательными и плодотворными. 16
2.4. Анкетирование
Подводя итоги работы по методу творческого проекта, я предложила своим ученикам принять участие в опросе . Цель опроса - выяснить, интересна ли им такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении. Анкетирование проводилось анонимно, все результаты были обработаны на компьютере и представлены статистически. 1. Какими источниками информации Вы обычно пользовались при подготовке проекта? а) Книги; б) Периодическая печать; в) Интернет; г) Учитель; д) Другие (укажите какие) 2. Достаточно ли было времени, отведённого для подготовки проектов? а) Да; б) Нет. 3. Подготовка проектов оторвала у Вас время от более важных и интересных дел? а) Да; б) Нет 17
4. Будет ли интересна работа над проектами следующим за Вами школьникам? а) Да; б) Нет.
Результаты анкетирования показывают, что работа над творческими
проектами нравится ребятам, вызывает живой интерес, приносит
удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Как показывает опрос, творческие проекты может выполнять каждый школьник, поставленный в условия творческой задачи. Отсюда следует, что данный вид работы стимулирует интерес детей и повышает мотивацию. Таким образом, гипотеза, которую я выдвинула в начале своей работы, подтвердилась. Данная форма работы необходима и эффективна при обучении русскому языку и литературе. 18
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В моей работе обоснован выбор темы, ее актуальность; формируются гипотеза, цели и задачи; характеризуются этапы работы над творческим проектом; дана теоретическая и практическая значимость работы. На мой взгляд, метод творческих проектов обязательно должен присутствовать в учительской практике, так как он демонстрирует: эффективность работы, мотивированность обучения, повышение творческого потенциала учащихся. Приобщение учащихся к творческим проектам дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект. Не следует также забывать и о таком положительном моменте, как увеличение доли самостоятельной работы учащихся, их большая увлеченность предметом. Работы, сделанные учащимися, готовят их к исследовательской деятельности на студенческой скамье. Выпускники с большой благодарностью говорят о том, что получили необходимые навыки в школе, работая над творческим проектом, и смогли успешно справиться с более серьезными научными исследованиями — курсовыми и дипломными работами.
Таким образом, творческая проектная деятельность перспективна и
эффективна, так как опирается на возможности личности ребенка,
использует и развивает его познавательные стратегии и, обращаясь к
творческим и лидерским способностям, формирует его активную жизненную
позицию.
Много открытий сделала для себя и я. Во-первых, метод проектов является для педагогов хорошей возможностью для поиска нового содержания учебной работы и освоения новых методических решений, во-вторых, чтобы учение было эффективным, оно должно быть увлекательным не только для учащихся, но и для 19
самого учителя, который должен получать удовольствие от изучения своего предмета. Работа над творческим проектом вызывает живой интерес у большей части ребят. Они стараются доказательно отстаивать свою точку зрения, быть логичными и последовательными. А главный мой результат - горящие глаза учеников, их слова: «Давайте придумаем новый проект!». И придумаем! У нас много планов! Работа над выбранной темой помогла мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность. 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. 2. Коханова В.А. Метод проектов как технология личностно-ориентированного образования на уроках литературы. 3. Малютина М.Е. Метод проектов при изучении лексики в 5 классе. 4. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова - Мозырь: РИФ "Белый ветер", 2000. - 285с. 5. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. - 110с. 6. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004. 21
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Схема формирования субъекта в процессе деятельности над проектом. 2. Этапы и алгоритм проектирования. 3. Алгоритм ученической рефлексии. 4. Критерии оценки творческого проекта. 5. Алгоритм работы над проектом «История моей семьи в истории моей Родины». 6. Проект «История моей семьи в истории моей Родины». 7. Параметры характеристики проекта «Школа- наш второй дом». 8. Проект «Школа - наш второй дом». 22
В раздел основное полное образование