"Повышение мотивации учащихся к обучению английскому языку через использование Интернет ресурсов и информационно-коммуникационных технологий."
аналитическая статья
Автор: Утебекова Фатима Туктаровна, учитель английского языка, МБОУ "Котлубанская средняя школа", п. Котлубань, Волгоградская область
В раздел основное полное образование
В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и
учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем,
должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая
сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум
группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота,
маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие
мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта
присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий,
интерес, желание узнать и увидеть больше.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте
без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом
общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения,
постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и
познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной
позиции.
Российское образование на современном этапе своего развития требует от педагога
значительных преобразований в учебной и внеурочной деятельности.
.
Профессиональный стандарт педагога содержит значительное число позиций, связанных с ИКТ
-компетенциями. При этом можно выделить два уровня требований к ИКТ - компетенциям педагога –
технологический (владение информационными технологиями) и методический (владение методами
применения ИК - технологий в образовательном процессе). Наиболее обоснованным,
исчерпывающим и комплексным подходом к определению содержания ИКТ - компетенций педагога
следует считать подход ЮНЕСКО. В нем выделяются шесть аспектов работы преподавателя
(понимание роли ИКТ в образовании, учебная программа и оценивание, педагогические практики,
технические и программные средства ИКТ, организация и управление образовательным процессом,
профессиональное развитие). С каждым из выделенных аспектов связывается три подхода к
информатизации образовательного учреждения: применение ИКТ, освоение знаний, производство
знаний. Это позволяет сформировать исчерпывающую структуру ИКТ - компетенций преподавателя.
Однако содержание ИКТ - подготовки должно определяться из понимания состояния современных
информационных технологий, которые могут быть использованы в образовательном процессе, а
также перспектив их развития.
Только компетентный учитель в области информационно - коммуникационной технологии - сможет
по-новому организовать учебную среду, объединить новые информационные и педагогические
технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и
сотрудничество школьников. Такой учитель сможет разрабатывать новые пути использования ИКТ
для обогащения учебной среды, развития ИКТ- грамотности учащихся, освоения ими знаний и
способности производить новые знания. ИКТ- компетентность педагога - это:
- один из основных показателей профессионализма;
- ключевая компетентность для решения современных задач образования;
- новые возможности для совершенствования учебно-воспитательного процесса, для
получения новых знаний как ученика, так и учителя. ИКТ-компетентность современного учителя -
это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться.
Следует различать два понятия:
ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность.
ИКТ-грамотность - это знания о персональном компьютере, о программных продуктах, об их
функциях и возможностях; это умение "нажимать на нужные кнопки" и знать о существовании
компьютерных сетей (в том числе Интернет).
ИКТ-компетентность - это не только использование различных информационных
инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
В сфере информационно - коммуникационных технологий у педагога должны быть сформированы следующие компетенции: 1. Наличие общих представлений о возможностях использования ИКТ в педагогической практике. 2. Наличие представлений о назначении и функционировании ПК, устройств: ввода-вывода информации, локальных компьютерных сетей и возможностях их использования в образовательном процессе. 3. Владение приёмами организации личного информационного пространства и графическим интерфейсом операционной системы. 4. Владение приемами подготовки методических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий. Владение базовыми сервисами и приемами работы в сети Интернет для их использования в образовательной деятельности: * приёмами навигации и поиска образовательной информации в сети Интернет, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе; * приёмами работы с электронной почтой; * приёмами работы со средствами сетевого общения (форумами и чатами). Применение мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как учителя, так и ученика. Массовое внедрение Интернета в школьное образование наблюдается в России в последние несколько лет. Интернет превращается в такой же привычный носитель информации, как пресса, радио или телевидение, благодаря приоритетным национальным проектам доступ к нему получили практически все учителя и ученики России. На мой взгляд, это удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю и ученику подготовку к занятиям. Использование Интернета в учебном процессе становится обыденной реальностью. Своим ученикам я рекомендую обращать внимание на следующие сайты: образовательные по тематике; Интернет-проекты; тематические ресурсы; информационно-справочные системы; электронные периодические издания; форумы и конференции; общественных организаций и движений; Я систематизировала, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении. Наиболее эффективно это 1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно- энциклопедические программы; программа презентаций PowerPoint); 2) при закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы); 3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); 4) при самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); 5) при проведении интегрированных уроков по методу проектов; 7) во время тренировки конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.). Я пришла к выводу, что ИКТ помогают:
привлекать пассивных слушателей; делать занятия более наглядными; обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности; приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом; обеспечивать моментальную обратную связь; повышать интенсивность учебного процесса; воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов; активизировать познавательную активность учащихся, желание изучать предмет; объективно оценивать действия учащихся; накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса; реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы; дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе. (Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.) С целью повышения мотивации на успех учащихся к изучению дисциплины стараюсь систематически использовать ИКТ. Они предлагают выгодные варианты представления творческих идей и конечно же, добавляют новые. Мультимедийные обучающие программы, тематические презентации как учителя, так и учащихся, тесты, схемы, таблицы можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, видеокассеты удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные презентации в авторской обработке. Это позволяет тренировать различные виды памяти и речевой деятельности, сочетать их в различных комбинациях, формировать исследовательские способности, создавать коммуникативные ситуации автоматизировать практические действия. Учащиеся используют ИКТ для выполнения проектных заданий, исследовательских работ и письменных работ. Например, они создают проекты по разнообразным темам «Моя семья», «Мой друг», «Мой любимый праздник», «Мои увлечения», «Времена года», «Спорт», «Образование» и «Здоровье» и т д, используя приёмы работы в Power Point, Adobe Photo Shop Coral Draw. Выполняя письменные проекты по различным темам, учащиеся могут представить их на электронном носителе, а также отправить учителю по электронной почте в Интернете. Необходимо отметить, что любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений у учащихся. Составляя тесты и контрольные работы, при использовании средств ИКТ можно многократно разнообразить виды заданий и вариантов. Для составления тестовых заданий удобно, например, использовать программу Microsoft Excel. Игровые, ситуативные, проблемные приемы создают массу эмоций у учащихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. В результате применения игровых форм ИКТ на нетрадиционных уроках повысилась познавательная активность учащихся, улучшилась подготовленная и неподготовленная речевая деятельность. Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать
содержание учебного материала с помощью роликов и мультфильмов. Отличительной особенностью таких пособий является зрелищность и информативность. Именно использование компьютерных технологий позволяет мне: 1.Сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и песен). 2.Обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся. 3.Давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты. 4.Обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности. 5.Снабдить курс необходимыми справочными материалами. Использование данной технологии позволило мне: 1. Значительно сэкономить время на уроке; 2. Повысить уровень наглядности в ходе обучения; 3. Внести элементы занимательности в ходе обучения; 4. Значительно повысить мотивацию учащихся к изучению английского языка; 5. Выполнить все поставленные задачи. Все мы, когда учимся, по-разному усваиваем новые знания: одни легче запоминают материал, читая учебник, другие - на слух. Но, без сомнения, наилучший результат достигается, если воспринимать информацию одновременно всеми органами чувств. И эту возможность предоставляют нам средства мультимедиа. Они изменили процесс изучения разных предметов, в частности, иностранных языков. На современном этапе использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает когнитивные процессы: мышление, восприятие, память. Использование ИКТ на уроках английского языка позволяет учащимся в яркой, интересной форме овладевать основными способами общения: говорением, чтением, аудированием, письмом, закреплять материал в интересной форме, с использованием дисков, слайдов, видеороликов, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. К положительным аспектам присутствия ИКТ в учебно–воспитательном процессе относится повышения уровня образования, качества знаний учащихся, а также рост профессиональной компетенции учителя. ИКТ позволяют при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей. Таким образом, использование ИКТ на уроках английского языка, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося. Применение ИК – технологий на уроках расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как учителя, так и ученика. При современных условиях обучения в школе невозможно обойтись без современных информационных технологий. В настоящий момент мультимедиа технологии широко используются в рекламе, в бизнесе, в играх, в средствах связи. Однако наибольший эффект от использования мультимедиа технологии может быть достигнут в сфере образования. Применение мною ИКТ в обучении способствует раскрытию, сохранению и развитию 6
индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.
В сфере информационно - коммуникационных технологий у педагога должны быть сформированы следующие компетенции: 1. Наличие общих представлений о возможностях использования ИКТ в педагогической практике. 2. Наличие представлений о назначении и функционировании ПК, устройств: ввода-вывода информации, локальных компьютерных сетей и возможностях их использования в образовательном процессе. 3. Владение приёмами организации личного информационного пространства и графическим интерфейсом операционной системы. 4. Владение приемами подготовки методических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий. Владение базовыми сервисами и приемами работы в сети Интернет для их использования в образовательной деятельности: * приёмами навигации и поиска образовательной информации в сети Интернет, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе; * приёмами работы с электронной почтой; * приёмами работы со средствами сетевого общения (форумами и чатами). Применение мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как учителя, так и ученика. Массовое внедрение Интернета в школьное образование наблюдается в России в последние несколько лет. Интернет превращается в такой же привычный носитель информации, как пресса, радио или телевидение, благодаря приоритетным национальным проектам доступ к нему получили практически все учителя и ученики России. На мой взгляд, это удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю и ученику подготовку к занятиям. Использование Интернета в учебном процессе становится обыденной реальностью. Своим ученикам я рекомендую обращать внимание на следующие сайты: образовательные по тематике; Интернет-проекты; тематические ресурсы; информационно-справочные системы; электронные периодические издания; форумы и конференции; общественных организаций и движений; Я систематизировала, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении. Наиболее эффективно это 1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно- энциклопедические программы; программа презентаций PowerPoint); 2) при закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы); 3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); 4) при самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); 5) при проведении интегрированных уроков по методу проектов; 7) во время тренировки конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.). Я пришла к выводу, что ИКТ помогают:
привлекать пассивных слушателей; делать занятия более наглядными; обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности; приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом; обеспечивать моментальную обратную связь; повышать интенсивность учебного процесса; воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов; активизировать познавательную активность учащихся, желание изучать предмет; объективно оценивать действия учащихся; накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса; реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы; дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе. (Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.) С целью повышения мотивации на успех учащихся к изучению дисциплины стараюсь систематически использовать ИКТ. Они предлагают выгодные варианты представления творческих идей и конечно же, добавляют новые. Мультимедийные обучающие программы, тематические презентации как учителя, так и учащихся, тесты, схемы, таблицы можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, видеокассеты удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные презентации в авторской обработке. Это позволяет тренировать различные виды памяти и речевой деятельности, сочетать их в различных комбинациях, формировать исследовательские способности, создавать коммуникативные ситуации автоматизировать практические действия. Учащиеся используют ИКТ для выполнения проектных заданий, исследовательских работ и письменных работ. Например, они создают проекты по разнообразным темам «Моя семья», «Мой друг», «Мой любимый праздник», «Мои увлечения», «Времена года», «Спорт», «Образование» и «Здоровье» и т д, используя приёмы работы в Power Point, Adobe Photo Shop Coral Draw. Выполняя письменные проекты по различным темам, учащиеся могут представить их на электронном носителе, а также отправить учителю по электронной почте в Интернете. Необходимо отметить, что любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений у учащихся. Составляя тесты и контрольные работы, при использовании средств ИКТ можно многократно разнообразить виды заданий и вариантов. Для составления тестовых заданий удобно, например, использовать программу Microsoft Excel. Игровые, ситуативные, проблемные приемы создают массу эмоций у учащихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. В результате применения игровых форм ИКТ на нетрадиционных уроках повысилась познавательная активность учащихся, улучшилась подготовленная и неподготовленная речевая деятельность. Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать
содержание учебного материала с помощью роликов и мультфильмов. Отличительной особенностью таких пособий является зрелищность и информативность. Именно использование компьютерных технологий позволяет мне: 1.Сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и песен). 2.Обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся. 3.Давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты. 4.Обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности. 5.Снабдить курс необходимыми справочными материалами. Использование данной технологии позволило мне: 1. Значительно сэкономить время на уроке; 2. Повысить уровень наглядности в ходе обучения; 3. Внести элементы занимательности в ходе обучения; 4. Значительно повысить мотивацию учащихся к изучению английского языка; 5. Выполнить все поставленные задачи. Все мы, когда учимся, по-разному усваиваем новые знания: одни легче запоминают материал, читая учебник, другие - на слух. Но, без сомнения, наилучший результат достигается, если воспринимать информацию одновременно всеми органами чувств. И эту возможность предоставляют нам средства мультимедиа. Они изменили процесс изучения разных предметов, в частности, иностранных языков. На современном этапе использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает когнитивные процессы: мышление, восприятие, память. Использование ИКТ на уроках английского языка позволяет учащимся в яркой, интересной форме овладевать основными способами общения: говорением, чтением, аудированием, письмом, закреплять материал в интересной форме, с использованием дисков, слайдов, видеороликов, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. К положительным аспектам присутствия ИКТ в учебно–воспитательном процессе относится повышения уровня образования, качества знаний учащихся, а также рост профессиональной компетенции учителя. ИКТ позволяют при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей. Таким образом, использование ИКТ на уроках английского языка, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося. Применение ИК – технологий на уроках расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как учителя, так и ученика. При современных условиях обучения в школе невозможно обойтись без современных информационных технологий. В настоящий момент мультимедиа технологии широко используются в рекламе, в бизнесе, в играх, в средствах связи. Однако наибольший эффект от использования мультимедиа технологии может быть достигнут в сфере образования. Применение мною ИКТ в обучении способствует раскрытию, сохранению и развитию 6
индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.
В раздел основное полное образование