"Профессиональный стандарт педагога в контексте деятельности современной школы"
методическая разработка
Автор: Утебекова Фатима Туктаровна, учитель английского языка, МБОУ "Котлубанская средняя школа", п. Котлубань, Волгоградская область
В раздел основное полное образование
Семинар
учителей методического объединения
гуманитарного цикла
"Профессиональный стандарт педагога
в контексте деятельности современной школы"
Участники семинара:
Утебекова Фатима Туктаровна, руководитель МО, учитель английского языка, Мисан Светлана Анатольевна, учитель истории и обществознания Решетникова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы Чиркина Мария Николаевна, учитель английского языка.
Цель
:
осмысление необходимости и возможности применения профессионального стандарта педагога в контексте деятельности современной школы
Новые задачи профессиональной деятельности педагога
Работа с одаренными учащимися. Работа в условиях реализации инклюзивного образования. Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии . Работа с девиантными, социально запущенными и социально уязвимыми категориями обучающихся, в том числе имеющими отклонения в социальном поведении.
Задачи:
– систематизировать теоретические знания о Профессиональном стандарте педагога в контексте деятельности современной школы ; – проанализировать и определить влияние применения профессионального стандарта педагога на качество образования детей;
– обменяться имеющимся опытом работы по применению стандарта педаггога в образовательном процессе на уроках гуманитарного цикла
Оборудование:
– компьютер, медиа-проектор, интерактивная доска – презентация «Профессиональный стандарт педагога в контексте деятельности современной школы»(см.
Приложение 1
) -видеофильм «Буревестник»
Форма проведения:
-“ круглый стол”
План проведения семинара
Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара. Вступительная часть Теоретическая часть Практическая часть Рефлексия Итог семинара
Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы
семинара.
-Упражнение “Представление”
Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать. Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свои визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру. Задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления – подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для … самое главное…”.
Вступительная часть:
Эпиграф семинара.
Кто не хочет применять новые средства, должен ждать новых бед
Френсис Бэкон
Теоретическая часть
Впервые в российском образовании сейчас разрабатывается концепция и содержание «профессионального стандарта педагога». По мысли авторов профессионального стандарта педагога, он предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, для планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. Стандарт провозглашён основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. От вводимых стандартом требований к учителю зависит исчисление трудового стажа, начисление пенсий и другие материальные блага педагогов. Иными словами, этот стандарт определяет собой всё в педагогической профессии: тип, характер и содержание образования педагога; его трудоустройство, его государственную аттестацию и присвоение ему соответствующей категории; объём его трудовых договоров и даже размер его будущей пенсии. Каковы же эти судьбоносные требования? - Согласно проекту стандарта, педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию, для того чтобы включить в образовательный процесс любых учеников: со специальными потребностями в образовании; одарённых учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями здоровья и т. д. Педагог обязан эффективно управлять классами - вовлекать учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность, ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера. Педагогу вменяется в обязанность умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и в
социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т. д. В проекте стандарта неоднократно повторяются требования к любому учителю и воспитателю: работать в условиях реализации программ инклюзивного образования; обучать на русском языке учащихся, для которых он не является родным; работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии; работать с девиантными (хулиганами), зависимыми (наркоманами), социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, «неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей». Предполагается также поддержка учителем развития коммуникативной компетентности обучающихся, формирования системы регуляции ими своего поведения и деятельности, освоения и смены видов ведущей деятельности, формирования детско-взрослых сообществ, становления картины мира, работы с родителями, семьёй, местным сообществом. Стандарт предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т.п.). Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует творческих усилий учителей и других педагогов, администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества
Практикум
Педагоги МО гуманитарного цикла применяют в практике своей деятельности современные технологии, активные методы обучения, новые формы проведения учебных занятий и внеурочных мероприятий. Утебекова Екатерина Анатольевна поделилась опытом работы по теме «
Современный урок английского языка в начальной школе с позиции
формирования УУД»
Мисан Светлана Анатольевна выступила с сообщением по теме самообразования «
Формирование навыков, связанных с информационно-
коммуникационными технологиями
»
Решетникова Татьяна Васильевна поделилась опытом работы по теме
«Формирование и развитие познавательной деятельности у учащихся на
уроках русского языка и литературы»
Чиркина Мария Николаевна поделилась опытом работы по теме
«Формирование УУД через игровые технологии на уроках английского
языка в начальной школе в рамках ФГОС II поколения
»
Рефлексия
Просмотр мультипликационного фильма «Буревестник» (во время просмотра присутствующие делают записи к заранее поставленным вопросам к фильму) -Что вы можете сказать о структуре урока; -Что вы можете сказать о готовности учителя и обучающихся к уроку; - Есть ли у вас претензии к преподавателю по поводу стиля общения учителя с учениками; Далее педагоги дают оценку просмотренному фильму. Вывод; педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”
Итог семинара
Стандарт педагога выдвигает требования к личностным качествам учителя, «неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность
учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей». Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью).Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.
Игра “Аплодисменты по кругу”
Цель:
снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу. Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.
Список литературы:
1. «Профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования» приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н. 2. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
В раздел основное полное образование