"Правописание суффиксов чик,чиц,щик,щиц"
методическая разработка урока
Автор: Кудрявцева Людмила Викторовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №3, город Амурск
В раздел основное полное образование
Выполнила: учитель русского языка и литературы Л.В. Кудрявцева
Тема урока
«Правописание суффиксов чик,чиц, щик,щиц ». Тип урока: объяснение нового материала Оборудование: компьютер, раздаточный материал. Внутрипредметные связи: морфемика Технология проблемного обучения Методы обучения: исследовательский, поисковый, рефлексивный Цель урока:
1. Образовательная
Изучить правило написания суффиксов. Научиться графически обозначать условия выбора суффиксов, применять знания на практике. Научить определять значение суффиксов чик-щик.
2. Воспитательная
Привить уважение к различным профессиям. Вызвать интерес к сказочным персонажам.
3. Развивающая
Развивать творческое мышление учащихся. Совершенствовать кругозор и словарный запас учащихся. Задачи: -формировать у обучающихся способность ставить проблему, формулировать и решать её: умение опознавать суффиксы в существительных, правильно писать их -развивать внимание, логическое мышление -развивать коммуникативные качества -воспитывать интерес к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель
Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. Сегодня к нам на урок пришел маленький волшебник, чтобы помочь вам тоже стать волшебниками. Для этого вам необходимо проявить внимательность и наблюдательность. Он приготовил для вас задания.
2. Изучение нового материала.
В словах выделить суффиксы. Объездчик, обмотчица, перебежчик, грузчик, разносчик, точильщик, гардеробщик, каменщик, спорщица , чеканщик.
Учитель
Какие суффиксы вы выделили? Каково лексическое значение слов с данными суффиксами? После каких букв пишется суффикс чик?
Тема урока?
(Дети записывают тему урока)
Какова цель урока?
Задание:
по алгоритму объяснить правописание суффиксов. А вот вам в помощь фраза от волшебного гостя: «Я тоже здесь». Он приготовил звездочку - запоминалку. В чем она вам поможет?
Учитель
Обратимся к учебнику. Правильно ли мы сформулировали правило?
Закрепление изученного материала
Вы волшебники. 1.Задание: Образовать при помощи суффиксов новые слова.
Стекло, доклад, обман, перебежать, паркет, бетон, возить. Чему мы научились? Каково значение данных слов? 2. Работа по вариантам.
Распределить слова в зависимости от значения
( профессии, особенности характера) Вертолетчик, барабанщик, каменщик, арматурщик, газетчик, обманщица, выдумщик, притворщик, спорщик, зачинщик. Чему научились? Самопроверка.
3. Угадай слово по лексическому значению.
Специалист по бетонным работам Участник спортивных гонок Солдат , служащий в ракетных войсках. Специалист по переводу с одного языка на другой. Чему научились?
4.Физминутка.
5.
Озаглавить текст. Выделить суффиксы. Найти слова с изучаемыми
суффиксами.
Чему научились? Самопроверка.
5. Дифференцированное домашнее задание ( группа детей выполняет упр. 245, другая группа
детей должна написать сочинение о профессии).
6. Тест
1. В каком слове пишется щ:
а) буфет..ица; б) груз..ик; в) прессов..ик; г) объезд..ик.
2. В каком слове пишется ч:
а) развед..ик ; б) бакен..ик; в) камен..ик; г) спор..ик.
3. В каком слове пишется щ:
а) перебеж..ик; б) вертолёт..ик; в) рассказ..ица; г) надсмотр..ик.
4. В каком слове пишется ч:
а) компьютер..ик; б) экскаватор..ик; в) автомат..ик; г) обман..ик.
5. В каком слове перед суффиксом пишется Ь:
а) стекол..щик; б) бетон..щик; в) домен..щик; г) смен..щик.
Итог урока
Чему научились? Где пригодится эта тема?
Рефлексия
Оценить степень трудности урока ( выбрать смайлик). Дети рисуют картинку в тетради. Какие задания показались вам наиболее сложными? Какие задания не вызвали затруднения?
*25. ЗАПОМНИ!
Иногда при написании
слов с проверяемой б/гл в корне очень трудно
быстро найти подходящее слово для проверки. Вот небольшой список
слов, которые имеют проверочное слово, а вам необходимо вставить
б/гл в родственные слова, которые можно проверить данным словом.
Б_юкать, об_ятельный – б
А
ять; д_лина - дОл (ровный, равнина); НО д_леко - дАль; пт_нец, пт_нцы - птЕнчик, НО пт_целов - птИцы; бл_год_рить – блАго+дар; прибл_жаться, бл_знецы, бл_зорукий – близко; возр_зить, зар_зить – рАз, срАзу; до свИдания – вИдеть; ж_лец, ж_лище, ож_виться – жИть; обл_чить, облик,л_ковать, л_цевать, разл_чать, ол_цетворение - лИк, лИца; к_рыто, к_ра – кОрка; нас_кoмoe – насЕчка; напр_женный, упряжь - прЯжка; неут_мимый – тОмный, истОма; осв_домить – вЕдать; ош_ломить - шлЕм (шЕлом); ос_нить – сЕнь; изобр_жать, обр_з - безобрАзие; пл_мянник – плЕмя; преобл_дать, овл_деть, вл_дыка – влАсть; всп_рхнуть, п_рхать, п_рошок, п_рОша – пОрох; подч_ненный, ч_новник – чИн; п_рчатка – пЕрст; пл_шмя – плАха;
сум_речный, см_ркаться – мЕркнуть; состр_дание, постр_дать, стр_дная пора, стр_да – стрАждущий; подл_нный – той же длины (длИнный); см_калка – намЁк; сокр_венный – сокрОвище; вт_хомолку, пот_хоньку, исподт_шка – тИхо.
Тема урока
«Правописание суффиксов чик,чиц, щик,щиц ». Тип урока: объяснение нового материала Оборудование: компьютер, раздаточный материал. Внутрипредметные связи: морфемика Технология проблемного обучения Методы обучения: исследовательский, поисковый, рефлексивный Цель урока:
1. Образовательная
Изучить правило написания суффиксов. Научиться графически обозначать условия выбора суффиксов, применять знания на практике. Научить определять значение суффиксов чик-щик.
2. Воспитательная
Привить уважение к различным профессиям. Вызвать интерес к сказочным персонажам.
3. Развивающая
Развивать творческое мышление учащихся. Совершенствовать кругозор и словарный запас учащихся. Задачи: -формировать у обучающихся способность ставить проблему, формулировать и решать её: умение опознавать суффиксы в существительных, правильно писать их -развивать внимание, логическое мышление -развивать коммуникативные качества -воспитывать интерес к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель
Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. Сегодня к нам на урок пришел маленький волшебник, чтобы помочь вам тоже стать волшебниками. Для этого вам необходимо проявить внимательность и наблюдательность. Он приготовил для вас задания.
2. Изучение нового материала.
В словах выделить суффиксы. Объездчик, обмотчица, перебежчик, грузчик, разносчик, точильщик, гардеробщик, каменщик, спорщица , чеканщик.
Учитель
Какие суффиксы вы выделили? Каково лексическое значение слов с данными суффиксами? После каких букв пишется суффикс чик?
Тема урока?
(Дети записывают тему урока)
Какова цель урока?
Задание:
по алгоритму объяснить правописание суффиксов. А вот вам в помощь фраза от волшебного гостя: «Я тоже здесь». Он приготовил звездочку - запоминалку. В чем она вам поможет?
Учитель
Обратимся к учебнику. Правильно ли мы сформулировали правило?
Закрепление изученного материала
Вы волшебники. 1.Задание: Образовать при помощи суффиксов новые слова.
Стекло, доклад, обман, перебежать, паркет, бетон, возить. Чему мы научились? Каково значение данных слов? 2. Работа по вариантам.
Распределить слова в зависимости от значения
( профессии, особенности характера) Вертолетчик, барабанщик, каменщик, арматурщик, газетчик, обманщица, выдумщик, притворщик, спорщик, зачинщик. Чему научились? Самопроверка.
3. Угадай слово по лексическому значению.
Специалист по бетонным работам Участник спортивных гонок Солдат , служащий в ракетных войсках. Специалист по переводу с одного языка на другой. Чему научились?
4.Физминутка.
5.
Озаглавить текст. Выделить суффиксы. Найти слова с изучаемыми
суффиксами.
Чему научились? Самопроверка.
5. Дифференцированное домашнее задание ( группа детей выполняет упр. 245, другая группа
детей должна написать сочинение о профессии).
6. Тест
1. В каком слове пишется щ:
а) буфет..ица; б) груз..ик; в) прессов..ик; г) объезд..ик.
2. В каком слове пишется ч:
а) развед..ик ; б) бакен..ик; в) камен..ик; г) спор..ик.
3. В каком слове пишется щ:
а) перебеж..ик; б) вертолёт..ик; в) рассказ..ица; г) надсмотр..ик.
4. В каком слове пишется ч:
а) компьютер..ик; б) экскаватор..ик; в) автомат..ик; г) обман..ик.
5. В каком слове перед суффиксом пишется Ь:
а) стекол..щик; б) бетон..щик; в) домен..щик; г) смен..щик.
Итог урока
Чему научились? Где пригодится эта тема?
Рефлексия
Оценить степень трудности урока ( выбрать смайлик). Дети рисуют картинку в тетради. Какие задания показались вам наиболее сложными? Какие задания не вызвали затруднения?
*25. ЗАПОМНИ!
Иногда при написании
слов с проверяемой б/гл в корне очень трудно
быстро найти подходящее слово для проверки. Вот небольшой список
слов, которые имеют проверочное слово, а вам необходимо вставить
б/гл в родственные слова, которые можно проверить данным словом.
Б_юкать, об_ятельный – б
А
ять; д_лина - дОл (ровный, равнина); НО д_леко - дАль; пт_нец, пт_нцы - птЕнчик, НО пт_целов - птИцы; бл_год_рить – блАго+дар; прибл_жаться, бл_знецы, бл_зорукий – близко; возр_зить, зар_зить – рАз, срАзу; до свИдания – вИдеть; ж_лец, ж_лище, ож_виться – жИть; обл_чить, облик,л_ковать, л_цевать, разл_чать, ол_цетворение - лИк, лИца; к_рыто, к_ра – кОрка; нас_кoмoe – насЕчка; напр_женный, упряжь - прЯжка; неут_мимый – тОмный, истОма; осв_домить – вЕдать; ош_ломить - шлЕм (шЕлом); ос_нить – сЕнь; изобр_жать, обр_з - безобрАзие; пл_мянник – плЕмя; преобл_дать, овл_деть, вл_дыка – влАсть; всп_рхнуть, п_рхать, п_рошок, п_рОша – пОрох; подч_ненный, ч_новник – чИн; п_рчатка – пЕрст; пл_шмя – плАха;
сум_речный, см_ркаться – мЕркнуть; состр_дание, постр_дать, стр_дная пора, стр_да – стрАждущий; подл_нный – той же длины (длИнный); см_калка – намЁк; сокр_венный – сокрОвище; вт_хомолку, пот_хоньку, исподт_шка – тИхо.
В раздел основное полное образование