Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Роль развития фонетических навыков на уроках иностранного языка в средней школе"

статья

Автор: Карпенко Юлия Юрьевна, учитель английского языка, МБОУ "Барсовская СОШ №1", город Сургут, Тюменская область



В раздел основное полное образование




Роль развития фонетических навыков на уроках иностранного

языка в средней школе.
Значимую роль в развитии коммуникативной компетенции учащихся играют языковые навыки, на сформированности которых базируется речевая деятельность. К языковым навыкам относятся лексические, грамматические и фонетические навыки. Сформированность фонетических навыков является неотъемлемым условием понимания речевого сообщения, точности выражения мысли языком любой коммуникативной функции. Поэтому работа над произношением учащихся начинается с первых уроков начального этапа и продолжается в процессе всего школьного курса изучения иностранных языков. Для формирования навыков устной речи, аудирования, письма и чтения необходимо уметь произносить соответствующие звуки, знать, как они соединяются в словах, а затем как эти слова соединяются в предложении. В естественной языковой среде это происходит одновременно. В условиях неязыковой среды, на уроке иностранного языка постановке фонетических навыков следует уделять значительное внимание. Проблемы вхождения России в европейское образовательное пространство и переход Российского образования на уровневую систему связаны с приоритетами стратегий успешности. В связи с этим, качество образования следует рассматривать как основную педагогическую категорию. Результативность усвоения знаний и качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности. Высокий уровень образованности тесно связан с умением свободно интегрироваться в иноязычное общество, что требует соответствующего уровня знаний в области иностранных языков. Обучение иноязычному произношению не рассматривается в отрыве от обучения иностранному языку в целом. Поэтому следует говорить об интеграции процесса формирования фонетических навыков в процессе обучения английскому языку. 1
В рамках современной парадигмы образования, прикладной уровень языковой подготовки должен рассматриваться с точки зрения формирования компетенций, представленных в Федеральном государственном стандарте. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего (полного) общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Уровневая модель развития компетенций включает в себя лингвистическую, прагматическую и социокультурную компетенции. Лингвистическая компетенция объединяет фонетическую, грамматическую, лексическую компетенции, а также социолингвистическую компетенцию. В целях приобретения фонетической компетенции учащийся должен: знать: 1. специфику артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в иностранном языке; 2. основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; 3. основные особенности неполного стиля произношения, характерные для обиходно – литературного стиля речи; 4. специфику существующих (например, британского и американского) вариантов произношения; уметь: 1. корректно, с точки зрения используемых фонетических средств, оформлять подготовленные и неподготовленные стилистически мотивированные высказывания разной степени сложности; 2. адекватно интерпретировать фонетические явления в рецептивных видах речевой деятельности. владеть: 1. символами фонетической транскрипции; 2
2. полными и неполными типами произношения в зависимости от ситуации общения; Таким образом, фонетическая компетенция предполагает владение обучаемыми не только звуками, звукосочетаниями, но и основными интонационными моделями языка, поэтому очень важным является прослушивание образцов грамотной речи носителей языка [Фоминых, 2010, с.11]. Однако, по мнению Е. И. Пассова главным условием эффективного обучения фонетическому материалу является активное привлечение артикуляционно-моторной памяти, т.е. реальное усвоение фонетического материала невозможно лишь во время прослушивания без многократного повторения и имитации. Не мене важным является запись собственной речи, т.к. по физиологическим причинам тот, кто говорит, не всегда может услышать свои ошибки и исправить их [Пассов, 1991, с. 132]. Исходя из вышесказанного, следует знать, что же такое фонетические навыки. Фонетические навыки – это автоматизированные произносительные навыки, т. е. навыки произношения иностранных звуков и их сочетаний, выделение этих звуков в потоке звучащей речи, постановки ударений, правильного интонационного оформления синтаксических конструкций иностранного языка [Гальскова, 2005, с.184]. С точки зрения С.Ф. Шатилова и К.И. Саломатова, главной целью обучения фонетике в школе является формирование фонетических навыков. Фонетические навыки входят главным компонентом в такие речевые умения, как говорение, аудирование, чтение, то есть как в экспрессивные, так и в рецептивные виды речевой деятельности. Таким образом, наличие прочных произносительных навыков, обеспечивает нормальное функционирование всех видов речевой деятельности. Этим и объясняется то значение, которое придается работе над произношением в школе [Шатилов, 1986, с.104]. Таким образом, при всей многоплановости и многоаспектности процесса обучения иностранному языку в школе роль и значение фонетических навыков нельзя недооценивать, так как: 3
1) фонетические навыки имеют смыслоразличительное значение (от неправильного произнесения всего лишь одного звука в слове оно теряет или меняет смысл и, как следствие, затрудняет коммуникацию при говорении и при восприятии речи на слух); 2) фонетические навыки относятся к числу наиболее «хрупких», они больше других подвергаются деавтоматизации, то есть разрушению в силу недостаточного или несистематического подкрепления (в результате деавтоматизации этого вида навыков появляется возврат в произношении к нормам родного языка, фонетические навыки утрачиваются, и школьники испытывают трудности коммуникативного характера). Рассмотрев роль развития фонетических навыков в школе, мы провели диагностические исследования в 11классе МБОУ Лицея имени генерал- майора Хисматулина Василия Ивановича города Сургута. В качестве диагностического материала мы использовали тесты на диагностику просодического и звукового навыков. По каждому тесту было проведено несколько диагностик. Целью диагностики являлись проверка и выявление нарушений и отклонений в просодических и звуковых компонентах фонетических навыков у учеников средней школы. Результаты диагностики показали, что слабыми сторонами фонетических навыков у учеников средней школы являются: 1. трудности в произнесении звуков в словах-омофонах 2. трудности при произнесении долгого гласного звука /u:/ 3. трудности при произнесении межзубных согласных звуков /Ѳ/ и /ð/ 4. трудности в прочтении таких сочетаний букв как –th и –gh 5. трудности в понимании предложений на слух 6. трудности в прочтении транскрипционных знаков 7. трудности в подборе рифмованных слов На представленной диаграмме можно увидеть результаты теста на просодический навык: 4
вопрос 1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос 6 вопрос 7 вопрос 8 вопрос 9 вопрос 10 0 20 40 60 80 100 120 61,5 100 69 100 61,5 0 61,5 69,2 85 69 38,5 0 31 0 38,5 100 38,5 30,8 15 31 правильные ответы неправильные ответы Для устранения вышеперечисленных проблем мы разработали упражнения на развитие фонетических навыков: 1. упражнения на транскрипционный навык 2. упражнения на правильное употребление слов-омофонов 3. упражнения на звуковой навык 4. упражнения на развитие слухового навыка 5. упражнения на рифмованные слова Разработанные нами упражнения получили применение на практике. Таким образом, результаты диагностики и проведенного урока с последующим опросом показали, что существует необходимость в развитии у учащихся фонетических навыков. Исходя из этого, мы разработали упражнения на устранение трудностей, возникающих в овладении фонетическими навыками, которые в дальнейшем смогут использовать учителя английского языка. 5


В раздел основное полное образование