Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Использование разнообразных форм и методов работы для достижения результатов на ГИА и ЕГЭ"

обобщение опыта работы

Автор: Петрова Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Пелымская СОШ", с. Пелым, Кочёвский район, Пермский край



В раздел основное полное образование



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пелымская СОШ» Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Пелымская СОШ» Петровой Надежды Николаевны 2015
Тема опыта: «Использование разнообразных форм и методов работы для достижения результатов на ГИА»
Условия возникновения и становления опыта
- Внедрение новых педагогических технологий в работу; - создание на уроках благоприятной атмосферы для работы , диалог, взаимная работа, проверка и взаимопроверка и т.д.; - постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые бу - дут увлекать учащихся; - накопление материала для работы; - накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег; - наблюдение за своей работой и коррекция работы.
Цель педагогического опыта:
Разработка и создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи:
обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса учащихся ( мотивационной, инструментальной и когнитивной сфер личности), развивать творческий потенциал учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.
Описание опыта
Один из принципов моей деятельности- не стоять на одном месте, поиск новых форм, идей, методов для достижения результата. Хочется развивать и речь учащихся,и логическое мышление, и желание учиться, и совершенствовать свои знания, и умение их применять - главное требование ФГОС Формы и методы, используемые мной на уроках: 1) объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов) , где развиваются метапредметные категории, когда учащиеся сами могут из таблицы составить конспект. А из конспекта схему и таблицуне только приготовленные учителем, а именно с участием учащихся 2) репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму), это хорошо помогает на экзамене, когда дети по алгоритму могут прийти к правильному ответу 3) эвристический метод (решение лингвистических задач), где дети учатся доказывать, чётко отвечать на вопрос почему? 4) методы самостоятельной работы учащихся; 5) метод дифференцированного обучения; 6) метод проектов. Пытаюсь вызвать у учащихся интерес к изучению предмета, включаю детей в исследовательскую деятельность.
В целях достижения лучшего результата использую разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-лабораторная работа, урок-лекция, урок- семинар, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-КВН, урок- презентация с использованием компьютера, урок- заочная экскурсия, урок- зачёт. К активным формам обучения русскому языку отношу исследовательскую работу в начале урока, где возможен самостоятельный выход на тему урока, цели и задачи, изученное иновое, знаю и не знаю. Задания при исследовательской методике могут быть различными. Если лабораторные занятия предшествуют практическим, то ставится задача исследовать какой-то частный вопрос; если же лабораторные работы следуют после практических, то они носят обобщающий характер. Тема, начатая на практических занятиях, может быть продолжена в лабораторных работах и наоборот. Лабораторным занятиям может быть посвящен весь урок или его часть, можно давать на дом задание в виде лабораторной работы. Привожу пример лабораторной работы на уроке в 5 классе по теме «Фонетический разбор слова» Тема. Фонетический разбор слова. Дано: 1. Справочный материал: а) алфавит б) гласные звуки в) согласные звуки г) слова для разбора Ход работы. 1. Знакомство с данными. 2. Порядок фонетического разбора 3. Разбор с использованием данного 4. Понимание ошибок создает у учащихся мотивацию к повторной деятельности. Уроки- практикумы обязательно заканчиваю выходным тестированием, которое не занимает много времени на уроке, но задания или с ОГЭ или с ГИА Сегодня, я считаю, компьютер на уроках русского языка и литературы как жизненно необходимое средство обучения. Я использую компьютер на своих уроках в различных целях: 1. при объяснении нового материала для максимального его усвоения, 2. для оптимального закрепления изученного материала, 3. для улучшения контроля знаний учащихся, 4. для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской. Очень помогают мне в этом диски Виртуальной школы Кирилла и Мефодия, которые имеются для каждого класса, диск с дидактическим и раздаточным
материалом по русскому языку для 8-9 классов, электронные приложения по литературе. Я сама очень люблю это средство наглядности и создаю различные презентации для своих уроков, так как считаю, что это позволяет в ряде ситуаций максимально заинтересовать учащихся темой. При этом презентация (как, впрочем, и любой готовый программный продукт) может использоваться в нескольких существенно - различных ситуациях. Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом — рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях — демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, — они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему. Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия. Другое направление — это использование на уроках литературы презентаций-биографий писателей, в том числе подготовленных учащимися. Перед выступлениями в каждом классе прохожу правила публичного выступления, а в 10-ом классе каждый защищает своё публичное выступление на выбранную тему. Создание презентаций - процесс творческий. Часто сообщения учащиеся готовят по скачанным презентациям, то учу их редактировать, при случае полностью зачитанного оценка снижается. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентации он приобретает опыт публичных выступлений. Используя Интернет-ресурсы, мои ученики готовят различные доклады, рефераты, занимаются проектной деятельностью. Написание, оформление и представление рефератов, докладов и исследовательских работ повышает уровень активности учащихся. Таблица результатов выпускного экзаменов по русскому языку (приложение)

Роль внеклассной работы по предмету в формировании

познавательной активности учащихся.
Внеклассная работа по предмету рассматривается как педагогическое явление в общеобразовательной школе, имеющее свою историю и законо - мерности изменений. Развитие этого явления диктуется законами развития общества и общественных отношений, но в то же время оно детерминирова - но объективными возможностями региона, района, школы, учителя; оно проявляется в многообразных формах организации, видах деятельности учащихся и широком спектре содержания. Развитие интереса учащихся во внеклассной работе по предмету по - вышает требования к учителю на уроке. Возрастающий интеллектуальный фон и эмоциональное отношение к предмету классных коллективов за счет ребят, постоянно участвующих во внеклассной работе, создает более благо - получные условия для повышения качества знаний и усиления воспитываю - щего воздействия содержания учебного предмета, а это требует от учителя постоянного обогащения своего арсенала методов и средств обучения. Вне - классная работа, таким образом, оказывает влияние не только на развитие учащихся, но и на профессиональное становления учителя, она становится неотъемлемой частью его профессиональной деятельности. А.Ф. Казаков предлагает в качестве показателя уровня организации вне классной работы по предмету и определения статуса учителя в этой деятель ности рассматривать соотношение двух компонентов. Один из них - участие учителя в организации и управлении внеклассной работы и неформальным образованием, как отдельных учащихся, так и их коллективов, другой - это степень самостоятельности учащихся в организации собственной и коллек - тивной деятельности, степень проявления их творческой активности. Учащихся принималии участие в международном конкурсе-игре «Русский медвежонок»,» Орфографический спринт», «Фиологический чемпионат», где получила диплом я . а также и учащиеся, «Олимпус» . Принимают активное участие в предметных неделях. Считаю, что успех - важный стимул положительного отношения учащихся к деятельности. «Если ребенок не видит ус пех в своем труде, огонек жажды знаний гаснет... Ус пех в учении - источник внутренних сил, рождающих энергию преодоления труд ностей, желания учиться», - писал В.А. Сухомлинский. Успех учебной деятельности, качество ответов, выполненных работ во многом определяется тем, как ученик готовит домашние задания. Зная воз - можности, сильные и слабые стороны школьников стараюсь давать посиль - ные индивидуальные задания, конкретизирую задание, указываю способы работы; обращаясь к отдельным ученикам, предупреждаю о возможных трудностях и путях их преодоления. Успешная деятельность учащихся часто тормозится пробелами в зна ниях, восполнение их осуществляется через индивидуальную работу на уро ках и дополнительных занятиях.
Успех деятельности закрепляется показом достижений, поощрением (сопутствующим, последующим) результатов деятельности, самостоятельно - сти и инициативы, усилий, старательного отношения, быстроты, аккуратно - сти, трудолюбия и т.д. Похвала за успех пробуждает готовность к новым усилиям в движении вперед, меняет отношение учащихся к деятельности. Успех в учебной и внеучебной деятельности - это эффективное средство са - моутверждения учащихся. С появлением успеха внешние стимулы - подбад - ривание, похвала отходят на второй план, а на первый выдвигается внутрен - нее удовлетворение от успеха. Обеспечение успеха в единстве учебной и внеучебной работе выступает важным стимулом положительного отношения к этим видам деятельности, средством его укрепления.


В раздел основное полное образование