Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Методологические основания согласования содержания учебного материала различных предметных областей (на примере физики, истории и обществознания)"

Методическая разработка

Автор: Алеева Ирина Владимировна, учитель физики, МБОУ Академическая гимназия 1534, город Москва



В раздел основное полное образование



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Академическая гимназия № 1534 г. Москвы
Методологические основания

согласования содержания

учебного материала различных

предметных областей

(на примере физики, истории и

обществознания)

Учитель физики: Алеева И.В.

г.

Москва, 2016 г.
1
В настоящее время назрела необходимость кардинального пересмотра всей системы знаний о мире, человеке и обществе. Необходимо осознано вернуться к изучению единого мироустройства, к целостному знанию, но на более высоком витке развития. Возникла необходимость в повышении роли фундаментальной базы образования, построенного на основе органичного единства естественнонаучной и гуманитарной составляющих. 2 Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: Практикум [Текст]: учеб. пособие для вузов / С.Х. Карпенков. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 239 с.
Приказ Министерства образования и науки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования»
Личностные
, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социум.
Метапредметные,
включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
Требования к результатам освоения основной образовательной

программы
3

Требования к предметным результатам освоения

основной образовательной программы
Включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально- проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

4
Вводный урок «Развитие физики в контексте развития культуры» 5
Предметная область

«Общественные науки»

Предметная область

«Естественные науки»
формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий; сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников. сформированность основ целостной научной картины мира; сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека; сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию;
Компоненты культур (содержательная составляющая)

6
Гуманитарная культура

Естественнонаучная культура
понимание, индивидуализация, антропоцентризм, общение, социальная значимость, смыслы (истина), субъект-субъектные взаимодействия, качественные методы исследования, саморазвитие объяснение, генерализация, природоцентризм, бытие, идеологическая нейтральность, ценности, субъект-объектные отношения, количественные методы исследования, развитие Лавриненко, В.Н. Концепции современного естествознания [Текст]: учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 317 с.
Сущность взаимосвязи видов культур

7 1. Взаимообмен и взаимосвязь достигается на основе смежных областей знания естественнонаучного и гуманитарного - этика естествознания, рационализацией гуманитарной культуры. 2. Процесс развития человечества координирует две культуры. 3. Оба вида культуры являются самостоятельными ветвями системы научных знаний и духовной культуры. 4. Основополагающую ценность для человека представляют естественнонаучная и гуманитарная культуры, т.к. выражают единство законов развития природы и общества. Гранатов, Г.Г. Концепции современного естествознания (картина природы и феномен человека) [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.Г. Гранатов. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 351 с.
Процессуальная составляющая культуры – методологическая культура

8 Методологическая культура определяется системой знаний и способов деятельности, принципами, позволяющими выстраивать образовательный процесс в соответствии с выбранной стратегией обучения. Исследователями выделено две стратегии обучения, в которых содержание методологической культуры определяется образовательной парадигмой. Первая -стратегия формирования, вторая — стратегией развития. Стратегия «развития» в большей мере опирается на личностный опыт учащегося, на его индивидуальные способности, познавательные возможности. Поэтому технологий развивающего обучения не так много (технология коллективной мыслительной деятельности (К.Я. Вазина), технология творческих мастерских (Ж. Пиаже, И.Н. Зинатуллина) и др. Во всех технологиях развивающего обучения решается проблема альтернативного выбора стиля взаимодействия между учеником и учителем . Если личность обучаемого, его опыт, индивидуальные возможности учитываются в первую очередь, то такое обучение называется гуманным, а подход в обучении или технология — личностно ориентированной. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш.А. Амонашвили. – Мн.: Университетское, 1990. – 560 с. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления [Текст] / О.С. Анисимов. – М.: Экономика, 1991. – 415 с. Ковалева, Т.М. Теоретические основы становления инновационной школы [Текст]: дис. … д-ра пед.наук / Ковалева Т.М. – М.: 2000. – 277 с.
Методологические основания согласования содержания учебного материала предметных областей (на примере физики , истории, обществознания) 1. Непротиворечивость требований стандартов к результатам обученности в различных предметных областях. 2. Фактор связи естественнонаучной культуры и гуманитарной культуры (непротиворечивость компонентов). 3. Взаимосвязь культур обуславливает взаимосвязь понятий, составляющих предметную область. 4. Методологическая культура учителя обеспечивает возможность осуществления взаимосвязи между естественнонаучной и гуманитарной культурами в процессуальной стороне. Взаимосвязь всех трех культур создает предпосылки для осуществления двусторонних (перспективных и предшествующих) связей между предметными областями.

9
Спасибо за внимание! 10


В раздел основное полное образование