Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Дополнительное образование в МКОУ "Сордоннохская средняя общеобразовательная школа им. Т.И.Скрыбыкиной"

Доклад

Автор: Готовцева Татьяна Дмитриевна, учитель истории, МКОУ "Сордоннохская средняя общеобразовательная школа им. Т.И.Скрыбыкиной", с.Орто-Балаган, Оймяконский улус, Республика Саха-Якутия



В раздел основное полное образование




Дополнительное образование детей
– целенаправленный процесс воспитания, развития и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности как дополнение к основному базовому образованию, а также развитие умений и навыков самопознания, саморегуляции, самосовершенствования. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей — это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития. Школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально- психологического климата в ней.
Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый

комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:
выровнять стартовые возможности развития личности ребенка; способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”;
содействовать самореализации личности ребенка. Сегодня дополнительное образование детей – реально действующая подсистема образования. Деятельность системы дополнительного образования в МКОУ «Сордоннохская средняя общеобразовательная школа» регламентируется образовательными программами, разработанными педагогами на основе государственных стандартов, на основании требований Министерства образования Российской Федерации к содержанию и оформлению программ дополнительного образования. Программы дополнительного образования созданы в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Содержание образовательных программ по дополнительному образованию соответствует достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно- национальным особенностям. На занятиях преподаватели дополнительного образования используют современные образовательные технологии, которые отражены в принципах: индивидуальности, доступности, преемственности, результативности. Ребята, под руководством педагогов участвуют в конкурсах, соревнованиях, фестивалях разного уровня (школьных, муниципальных, республиканских).
Содержание образовательных программ направлено на:
создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия обучающегося; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности; интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
В школе реализуются следующие направления дополнительного образования:


художественно-эстетическое; физкультурно- спортивное; культурологическое; естественнонаучное; эколого-биологическое. Вся система работы дополнительного образования Сордоннохской школы направлена на формирование у учащихся и воспитанников способностей, интересов и умений, необходимых для успешного функционирования в обществе, в раскрытии их индивидуально-творческого потенциала, в формировании позитивного отношения к себе и к окружающей действительности.
Дополнительное образование в нашей школе опирается на следующие
приоритетные

принципы:
Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка. Единство обучения, воспитания, развития. Реализация практико-деятельностной основы образовательного процесса. Предметом деятельности дополнительного образования школы является: -организация учебного процесса дополнительного образования, в соответствии с действующими программами, -реализация образовательных программ, направленных на духовное, культурное, эстетическое образование подрастающего поколения в системе дополнительного образования, -участие воспитанников в концертных выступлениях, фестивалях, конкурсах, соревнованиях, выставках и иных мероприятиях различного уровня Система дополнительного образования осуществляет 5 исключительно важных
функций:
 Функция социализации  Развивающая функция  Обучающая функция  Воспитательная функция  Социокультурная функция Особенности функции
социализации
состоят в том, что она направлена на: создание условий для самоутверждения личности в коллективе и обществе с учётом её возможностей, развитие сущности сил ребёнка, формирование в нём человека, способного к социальному творчеству; обеспечение условий для самовыражения и самоопределения; оказание помощи детям, испытывающим трудности при вхождении в мир.
Развивающая функция
объединяет в единый узел все социально-педагогические функции, выполняемые системой дополнительного образования в школе на современном этапе (обучающую, воспитательную, социокультурную, оздоровительную, социализации, социальной защиты и адаптации, профориентационную). Её реализация рассматривается в едином русле со всеми остальными, поскольку каждая из них так или иначе связана с
развитием и саморазвитием детей.
Воспитательная функция
дополнительного образования в школе заключается в обеспечении целенаправленного влияния всех структурных подразделений образовательного учреждения на поведение и деятельность обучающихся. При организации системы воспитания мы ориентируемся на реальные процессы развития личности ребёнка и учитываем необходимость превращения его в субъект социального развития общественных отношений. Воспитательная функция вплетена во всю социально- педагогическую деятельность школы.
Социокультурная функция
отражает цели и задачи дополнительного образования в области культуры и досуга, определяет пути и методы её реализации в структуре школы. Социокультурная функция тесно взаимодействует с другими функциями, реализуется обучающимися в их свободное время, когда они получают эмоциональную разгрузку, восстанавливают физические и духовные силы, усваивают дополнительную информацию и расширяют кругозор, чтобы в последующем плодотворно овладевать школьными программами.


В раздел основное полное образование