"Рабочая программа в соответствие ФГОС"
Рабочая программа по географии 8 кл
Автор: Пирогова Лилия Михайловна, учитель георафии, МКОУ Верх - Таркская СОШ, село Верх -Тарка Кыштовского района Новосибирской области
В раздел основное полное образование
8-Й КЛАСС (72 ч., 2 ч. в неделю)
«География России. Природа»
ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (1 ч)
Что изучает физическая география России.
Зачем следует изучать географию своей страны? Знакомство с учебником, атласом. НАША РОДИНА НА КАРТЕ МИРА (6 ч)
Географическое положение России.
Россия — самое большое государство мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России.
Моря, омывающие берега России.
Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.
Россия на карте часовых поясов.
Местное время. Часовые пояса на территории России. Реформа системы исчисления времени в России.
Как осваивали и изучали территорию России.
Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы рус ских в Западную Сибирь. Географические открытия XVI — начала XVII в. Открытия нового времени (середина XVII— XVIII в.). Открытия XVIII в. Исследования XIX—XX вв.
Современное административно-территориальное устройство России.
Федеральные округа и их столицы. Субъекты Федерации: края, области, города федерального подчинения; национально-территориальные образования. Практические работы.
1.
Характеристика географического положения России.
2.
Определение поясного времени для различных пунктов России. Дискуссия. Тема «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны?» Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (18 ч) РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч)
Особенности рельефа России.
Крупные формы рельефа России и их размещение.
Геологическое строение территории России.
Строение литосферы. Основные этапы геологической истории форми рования земной коры. Тектонические структуры нашей страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы.
Минеральные ресурсы России.
Распространение полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Эколо гические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.
Развитие форм рельефа.
Процессы, формирующие рель еф. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы родного края. Практические работы.
3.
Объяснение зависимости располо жения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.
КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (4 ч)
От чего зависит климат нашей страны.
Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Влияние подстилающей поверхности.
Распределение тепла и влаги на территории России.
Распределение тепла на территории нашей страны. Распре деление осадков на территории нашей страны.
Разнообразие климата России.
Типы климатов России: арктический, субарктический; умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса.
Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.
Влияние климата на жизнь и деятельность челове ка. Агроклиматические ресурсы. Благоприятные климатические условия. Неблагоприятные климатические явления. Климат родного края. Практические работы.
4.
Определение по картам закономер ностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны.
5.
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч)
Разнообразие внутренних вод России.
Значение вну тренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа. Влияние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками.
Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.
Крупнейшие озера России. Происхождение озер ных котловин. Верховые и низинные болота. Важность со хранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и жизни человека. Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России, причины ее образования. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой.
Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека.
Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой. Дискуссия. Тема «Вода— уникальный ресурс, который нечем заменить...». ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч)
Образование почв и их разнообразие.
Образование почв. Основные свойства почв. Разнообразие почв.
Закономерности распространения почв.
Типы почв Рос сии: арктические, тундро-глеевые, подзолистые, дерново- подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые.
Почвенные ресурсы России.
Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы родного края. Практические работы.
6.
Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.
РАСТИТЕЛЬНЫМ И ЖИВОТНЫИ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (4 ч)
Растительный и животный мир России.
Раститель ный и животный мир. Основные типы растительности Рос сии. Разнообразие животного мира России.
Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ).
Роль живых организмов в жизни Зем ли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир родного края.
Природно-ресурсный потенциал России.
Природные условия России. Природные ресурсы. Особенности размеще ния природных ресурсов. Практические работы.
7.
Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса.
8.
Определение роли ООПТ в сохранении природы России. Раздел II. Природные комплексы России (36 ч) ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (6 ч)
Разнообразие природных комплексов России.
Разнообразие природных территориальных комплексов (ПТК). Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные.
Моря как крупные природные комплексы.
Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ресурсы морей.
Природные зоны России.
Природная зональность. При родные зоны нашей Родины: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.
Высотная поясность.
Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость «на бора» высотных поясов от географического положения и высоты гор. Практические работы.
9.
Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).
10.
Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ (30 ч)
Восточно-Европейская (Русская) равнина.
Особен ности географического положения. История освоения. Осо бенности природы Русской равнины. Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. Памятники природы рав нины. Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования.
Кавказ — самые высокие горы России.
Географическое положение. Рельеф, геологическое строение и полезные ис копаемые Кавказа. Особенности природы высокогорий. Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ресурсы. Население Северного Кавказа.
Урал — «каменный пояс Русской земли».
Особенности географического положения, история освоения. Природные ресурсы. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.
Западно-Сибирская равнина.
Особенности географиче ского положения. Особенности природы Западно-Сибирской равнины. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы равнины и условия их освоения.
Восточная Сибирь: величие и суровость природы.
Особенности географического положения. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы Восточной Сиби ри. Климат. Природные районы Восточной Сибири. Жемчу жина Сибири — Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.
Дальний Восток — край контрастов.
Особенности гео графического положения. История освоения. Особенности природы Дальнего Востока. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. Практические работы.
11.
Оценка природных условий и ре сурсов одного из регионов России. Прогнозирование измене ний природы в результате хозяйственной деятельности.
12.
Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов. Творческие работы. • Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы; по националь ным паркам; по рекам и озерам. • Подготовка презентации о природных уникумах Северного Кавказа. • Разработка ту ристических маршрутов по разным частям Урала: Северному, Среднему, Южному. Дискуссии. Темы: «Что мешает освоению природных богатств Западно-Сибирской равнины?»; «Докажите спра ведливость слов М. В. Ломоносова "Российское могущество прирастать Сибирью будет..."». . Раздел III. Человек и природа (6 ч)
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.
Благоприятные условия для жизни и деятельнос ти людей. Освоение территорий с экстремальными условия ми. Стихийные природные явления и их причины. Геогра фия стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными природными явлениями.
Воздействие человека на природу.
Общественные потреб ности, удовлетворяемые за счет природы. Влияние деятель ности человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты.
Рациональное природопользование.
Охрана природы. Значение географического прогноза.
Россия на экологической карте.
Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды.
Экология и здоровье человека.
Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья.
География для природы и общества.
История взаимоот ношений между человеком и географической средой. Науч но-техническая революциия: благо или причины экологического кризиса. Практические работы.
13.
Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.
14.
Составление карты «Природные уникумы России» (по желанию).
15.
Характеристика экологического состояния одного из регионов России.
Универсальные учебные действия.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь: объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей; объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека; объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры называть различные источники географической информации и методы получения географической информации; определять географическое положение России; показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию; определять поясное время.. объяснять значение понятий: «государственная территория», «территориальные воды», «воздушное пространство страны», «навигация», «международный статус», «часовые пояса», «поясное время», «декретное время», «линияперемены дат»; определять по карте географическое положение России, называть его основные особенности и делать выводы о влиянии географического положения и величины территориина природу и освоение территории России; показывать по карте крайние точки страны; определять особенности географического положения территории своего проживания (города, субъекта Федерациии т. д.); характеризовать роль русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории страны; решать задачи по определению географических координат и разницы во времени часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения;
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь: ставить учебные задачи; вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями; классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками; сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам; систематизировать информацию; структурировать информацию; формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации; владеть навыками анализа и синтеза; искать и отбирать необходимые источники информации;
использовать информационно-коммуникационные тех нологии на уровне общего пользования, включая поиск, по строение и передачу информации, презентацию выполнен ных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет; представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах; работать с текстом и внетекстовыми компонентами: сос тавлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступ ления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.); использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи; создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать: российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многона ционального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократиче ских и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной; ответственным отношением к учению, готовностью и спо собностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики; гражданской позицией к ценностям народов России, го товностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; коммуникативной компетентностью в общении и со трудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного без опасного поведения в чрезвычайных ситуациях; основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Тематическое планирование Кол –во часов Тема раздела (занятия) 1 ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ 2(1) Географическое положение России. Практическая работа. 1. Характеристика географического положения России 3(2) Моря, омывающие берега России 4(3) Россия на карте часовых поясов. Практическая работа 2. Определение поясного времени для различных пунктов России. 5-6(4-5) Как осваивали и изучали территорию России. 7(6) Современное административно-территориальное устройство России. 8(1) Особенности рельефа России. 9(2) Геологическое строение территории России. 10(3) Минеральные ресурсы России. Практическая работа. 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры 11(4) Развитие форм рельефа. 12(1) От чего зависит климат нашей страны. 13(2) Распределение тепла и влаги на территории России Практическая работа. 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны 14(3) Разнообразие климата России. Практическая работа. 5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны. 15(4) Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. 16(1) Разнообразие внутренних вод России 17(2) Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота 18(3) Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. 19(1) Образование почв и их разнообразие. 20(2) Закономерности распространения почв. Практическая работа. 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия. 21(3) Почвенные ресурсы России.
22 23(1-2) Растительный и животный мир России. Практическая работа. 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса. 24(3) Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Практическая работа. 8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России. 25(4) Природно-ресурсный потенциал России .Итоговый тест по материалам ОГЭ по географии. 26(1) Разнообразие природных комплексов России. 27(2) Моря как крупные природные комплексы. 28(3) Природные зоны России. 29(4) Высотная поясность. 30(5) Практическая работа. 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). 31(6) Практическая работа 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России. 32(1) Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения. История освоения. 33(2) Особенности природы Русской равнины. 34(3) Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. Памятники природы равнины. 35(4) Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования. 36(5) Обобщающий урок 37(1) Кавказ — самые высокие горы России. Географическое положение. 38(2) Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. 39(3) Особенности природы высокогорий. Природные комплексы Северного Кавказа. 40(4) Природные ресурсы. Население Северного Кавказа. 41(5) Обобщающий урок 42(1) Урал — «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения. 43(2) Природные ресурсы. 44(3) Своеобразие природы Урала 45(4) Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. 46(1) Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. 47(2) Особенности природы Западно-Сибирской равнины. 48(3) Природные зоны Западно-Сибирской равнины. 49(4) Природные ресурсы равнины и условия их освоения. Практическая работа. 11. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России (З Сибирь). Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности. 50(1) Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы Восточной Сибири. 51(2) Климат. Природные районы Восточной Сибири.
52(3) Жемчужина Сибири — Байкал. 53(4) Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. 54 Дальний Восток — край контрастов. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Дальнего Востока 55 Природные комплексы Дальнего Востока. 56 Природные уникумы. 57 Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. Практическая работа 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов. 58-59 Обобщающий урок. 60 Решение заданий ОГЭ по географии 61(1) Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Практическая работа. 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. 62(2) Воздействие человека на природу. 63(3) Рациональное природопользование Практическая работа. 14. Составление карты «Природные уникумы России» (по желанию). 64(4) Россия на экологической карте. Практическая работа 15Характеристика экологического состояния одного из регионов России. 65(5) Экология и здоровье человека. География для природы и общества. 66 -68(1-3) Природа НСО 69 -71(4-6) Природа Кыштовского района 72(7) Итоговое занятие
В раздел основное полное образование