Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Воспитание толерантности через уроки родного языка и литературы"

статья

Автор: Каюмов Дамир Гаптулянович, учитель родного языка и литературы, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Рахмангуловская СОШ", с.Рахмангулово, Свердловская область



В раздел основное полное образование




Д.Г.Каюмов,

учитель татарского языка и литературы

МКОУ «Рахмангуловская СОШ»

Воспитание толерантности через уроки родного языка и литературы
Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации основывается прежде всего на «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны. В этом документе раскрывается роль этнокультурного образования в современном российском обществе, намечает перспективы развития образования и условий развития. Этнокультурное образование рассматривается как целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации. Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Образовательное учреждение имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно здесь у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к этнокультурной толерантности поведения. Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат.- tolerantia - терпение; англ.-toleration, нем.- toleranz, фран.- tolerance. В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях становились разные идеи. И сегодня категория «толерантность» носит яркую социальную окраску, о чём свидетельствует определение, данное в «Декларации принципов толерантности»: 1. Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыживания и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. 2. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием
посягательств на основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. 3. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма, демократии и правопорядка). 4. Проявление толерантности, которая созвучна уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступка чужим убеждениям. Этнокультурная толерантность - уважительное отношение к представителям различных наций и народностей и их бытовым и культурным традициям. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век. В социальном контексте толерантность может толковаться как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию. Каждый язык по-своему уникален и неповторим. Только правильно выбранный метод позволит повысить эффективность и качественное усвоение материала на каждом этапеобучения. Наиболее практичным и успешным подходом, видимо, является интеграция и сопоставление определенных тем и материалов в содержании преподаваемых в школе предметов. Такое решение тем более актуально, что большинство учителей – гуманитариев, следуя утвержденной программе, на уроках затрагивают и вынуждены обсуждать с учениками вопросы толерантных отношений, терпимости как к национальным, религиозным, этническим, социальным так и особенностям его внешнего вида, интересов, увлечений, привычек. Проблема культуры общения - одна из самых острых проблем в обществе. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Задачей первоочередной важности в настоящее время стали вопросы восстановления этнокультурных функций школы: воспитание учащихся в многонациональной среде в духе согласия, мира и уважения других народов. Этнокультурная толерантность - это устойчивое состояние личности, определяющее особый тип взаимодействия с этносами и их культурами. Обучение толерантности на уроках татарского языка начинается с улыбки. Только благодаря толерантности происходит формирование человека духовного, человека культуры. Поэтому в мою задачу входит ознакомление учащихся с культурами тех народов, представители которых учатся в классе. Это создаѐт атмосферу уважительного отношения к культурам других народов, помогает учащимся осознать, что представители разных народов вполне могут жить в мире и согласии. В толерантности участник может не
только понять своего собеседника, как представителя иной культуры, но и лучше познать самого себя, как представителя родной культуры. Толерантность должна стать культурной нормой поведения в обществе. Работу по воспитанию толерантности учащихся я провожу используя элементы народной педагогики. К.Д. Ушинский отмечал, что “воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным”, что “воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…”. Известно, что народные традиции, обычаи и праздники являются незаменимыми средствами массового воспитания и составляют основу народной педагогики, т.к. в них содержатся почти все направления воспитательной работы. Традиции, обычаи и праздники, которые свойственны многим народам, сплачивают народ вокруг нации, призывают жить и трудиться в дружбе, добрососедстве, мире и носят интернациональный характер. На уроках татарского языка и литературы дети знакомятся с традициями и обычаями разных народов. Вошло в практику проведение национальных праздников - Масленицы, малого Сабантуя, Навруза, национальности, их языку, культуре, истории, традициям. С целью успешной реализации толерантности , я предлагаю детям собрать материал, найти информацию об обычаях, праздниках своего народа, которые, например, сходны с татарским национальным праздником Сабантуй. Данный вид работы эффективен ещѐ тем, что учащиеся подключают к этой деятельности не только родителей, но и своих бабушек и дедушек. Получается своего рода активная семейная исследовательская работа, по результатам которой дети готовят проектные работы и выступают с ними на классных часах, делятся впечатлениями, В процессе такого эмоционального заинтересованного обмена происходит сближение учащихся, взаимопроникновение в культуры, воспитывается уважение и толерантность друг к другу. В результате поисковой работы учащихся стало известно, что древний русский народный праздник Каравон-хоровод напоминает татарский Сабантуй: он тоже проходит сразу после окончания весенне-полевых работ, но от развлекательного "праздника плуга" отличается своей песенной, игровой и танцевальной направленностью. Сабантуй и сегодня продолжает оставаться одним из наиболее популярных народных праздников татар, проживающих на Урале и не только. Традиционный татарский праздник завоевал популярность и среди людей других национальностей, став праздником межнационального общения, символом сохранения самобытности народов, населяющих многонациональный Урал. Аналогичный праздник есть марийцев: Ага пайрам, А ещѐ мы выяснили, что татарский Нардуган, чувашский Нартван (Нартукан), как и русская Коляда, тоже идентичные праздники, празднуются 24-25 декабря. Нардуган – это святочные игры, во время которого ряженые ходили из дома в дом и гадали о судьбе на будущий год.
Особо интересно проходят мероприятия, посвященные Дню родного языка, где учащиеся исполняют стихи, песни на родном языке. Также мы находим сходства не только в праздниках и обычаях, но и в религиях. Оказывается, будь то Библия или Коран – все они одинаково воспитывают высокие нравственные качества в человеке, учат нас терпимости и человеколюбию. Древние философы предостерегали: “Трех вещей нужно избегать (в жизни): ненависти, зависти и презрения”. Знание всего этого стирает границы культурных, религиозных и социальных различий, способствует сплочению, взаимопониманию, толерантному отношению друг к другу. Также научные работы по теме «Народные традиции,обычаи», сравнение творчество писателей, грамматику русского и татарского языка, образование татарских и русских фамилий и т.д. которые ориентированы на воспитание человечности, гуманизма, доброго отношения к людям другой национальности. Таким образом, приобщение ребѐнка к духовным ценностям воспитывает толерантность, взаимопонимакние, творчество, трудолюбие, самостоятельность, интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре других народов, любовь к Родине.


В раздел основное полное образование