Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ТЕОРИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

статья

Автор: Резаева Ольга Николаевна, учитель физической культуры, МБОУ СОШ № 32, г.Сургут Тюменская область



В раздел основное полное образование



СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ТЕОРИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О.Н.Резаева Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32
Ключевые слова:
здоровье, физическая активность, навыки и умения самостоятельных занятий, общая физическая подготовка. Здоровье детей школьного возраста вызывает беспокойство ученых, поэтому этот вопрос постоянно находится в центе внимания науки. Однако педагогика физического воспитания располагает незначительным количеством работ в этом направлении. Основная задача процесса физического воспитания в школе – оздоровительная, чаще всего не выполняется. Один из возможных способов изменить существующее положение – создать условия, при которых школьная физическая культура будет оздоравливать детей. Возросшие требования школьных программ вызвали баланс рационального соотношения умственной и физической нагрузки. Численность полностью здоровых в школьных коллективах в среднем не превышает 20%, в старших классах снижается до 14%. Одновременно от младших классов к старшим заметно увеличивается доля обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья, при этом в 1,5 раза растет численность детей с хронической патологией. По сравнению с ровесниками прошлых десятилетий у современных школьников достоверно снижены функциональные возможности. Как следствие гипокинезии не имеют роста показатели физической подготовленности и физического развития. Дорожнова К.П. работает над поисками типичной модели физического развития, которая могла бы отражать многообразие индивидуальных особенностей детей. Выявлено, что у детей младшего возраста к 7 годам снижались темпы нарастания отдельных параметров (окружность грудной клетки, у мальчиков в 7 лет уменьшилась на 1,0%). Существенный вклад в методическую и фактологическую разработку проблемы здоровья внесен А.Г.Щедриной. обоснование роли двигательной активности как элемента здорового образа жизни разрабатывали И.М.Саркизов-Серазини, С.П.Летунов. В.В.Фролькис, И.В.Муравьев, Н.М.Амосов. По заключению данных авторов, последствием гипокинезии являются изменения функционального состояния нервной системы, ограничение афферентных импульсаций, выпадение естественного потока проприоцептивной сигнализации, что выражается в снижении умственной работоспособности и памяти, функциональной нагрузки на генетический аппарат основных органов мозга, миокарда, скелетной мускулатуры, ослабляет тканевое дыхание, увеличивается кислородный голод после небольших физических нагрузок. В результате анализа выявлено, что данные не отличались от результатов более чем на девятилетней давности. Низкие данные были показаны по силовой подготовке, а именно на выносливость и гибкость. В частности, 55% девочек не смогли удержать собственный вес на перекладине. Из 18 млн.испытуемх выполняют установленные нормативные требования примерно 2,1%. Американские ученые, специалисты. Общественность, обеспокоены будущим здоровьем нации, уже сейчас вызывает беспокойство низкий уровень физической подготовленности молодежи, высокий процент детей, имеющих повышенный вес, страдающих различными «взрослыми» заболеваниями. М.Слип, Дж.Печ, П.Уолбертон сделали выводы, что поскольку многие серьезные болезни закладываются в раннем детстве, для будущего здоровья нации нужно привнести больше физической активности в повседневную жизнь ранних периодов развития ребенка. Несмотря на то, что учеными прилагается много усилий для того, чтобы физическая культура способствовала оздоровлению школьников, отмечается, что современные программы по физической культуре не соответствуют основной задаче физического воспитания – содействовать укреплению здоровья обучающихся. Раздел школьной программы «Навыки и умения самостоятельных занятий» не выполняется, так как у детей в процессе обучения в школе потребности, а в конечном итоге – интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями не вырабатывается. Для всех школ рекомендуется программа Президентских тестов, она является частью программы по физическому воспитанию. Методически и полиграфически программа Президентских тестов прекрасно сформирована. Существуют различные пособия для учителей и организаторов, рекомендации для учащихся и родителей по физическому воспитанию. Авторитет этой национальной программы очень высок.
Президентская программа физической подготовки предназначена для усовершенствования работы по преподаванию физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Физическая подготовка имеет три основные задачи: 1. Воспитание здоровой молодежи. 2. Воспитание в духе понимания естественной потребности в физической активности и ее связи со здоровьем, физподготовкой и динамичной, наполненной интересными делами жизнью. 3. Обучить обучающихся навыками, дать знания о необходимости поддерживать форму, сформировать положительную мотивацию. Доктор биологических наук, профессор В.К.Бальсевич, предлагает проблему физической подготовки в системе воспитания культуры здорового образа жизни школьников, недостаточной физической активности решить посредством внешкольных занятий физической культурой. На этих занятиях обучающиеся были объединены в группы на основе типологических моторных признаков и интересов к занятиям тем или иным видом физической активности или спорта. При таких условиях предлагается наличие трех типов внеклассных обязательных занятий по физической подготовке школьников: спортивная подготовка, общая физическая подготовка, оздоровительные занятия. Выбор вида занятий определяется желаниями, интересами, уровнем подготовленности и здоровья школьников. Таким образом, основными причинами современного состояния здоровья детей школьного возраста, выражающего в снижении функциональных, психомоторных показателей и показателей физического развития и физической подготовленностью, являются процессы гипокинезии и гиподинамии, а также кризисное состояние школьной физической культуры. Задачи физической культуры в школе – привитие интереса и потребности к систематическим физкультурным занятиям не выполняются, так как проблемы детской физической культуры чаще всего решались без учета запросов личности конкретного ребенка, его индивидуальности. Необходимости рассматривать физическое здоровье ребенка в психологическом аспекте для практиков физического воспитания не существовало, хотя научных исследований в области психологии физического воспитания школьников достаточно. Мощным естественным фактором повышения уровня здоровья школьников является оптимальная мышечная деятельность. Противоречия между физиологическими потребностями детского организма в уровне движений и реальными возможностями их удовлетворения старается решить автор данной работы. Основываясь на анализе данных специальной литературы, материалах экспериментальных исследований, практики физического воспитания, автор пришел к выводу, что для осуществления оздоровительных задач школьной физической культуры необходимо создать некоторые психо- педагогические условия, при которых будет формироваться устойчивый интерес к физической культуре, спорту и различным видам физической активности. Этому способствует применение следующео комплекса психолого-педагогических условий; - разделение класса на группы по спортивным, физкультурным интересам; - проведение уроков физической культуры, внеклассных, внешкольных мероприятий нетрадиционным образом; - посещение занятий в спортшколе, спортивных секций, кружков, бассейна, соревнований; - учет возрастно-половых, индивидуальных возможностей, обеспечивающих обучающихся знаниями об основах здорового образа жизни, умениями самостоятельно заниматься физическими упражнениями, навыками самоконтроля.


В раздел основное полное образование