Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие исследовательской деятельности учащихся на уроках математики"

статья

Автор: Гросс Татьяна Викторовна, учитель математики, МКОУ Алексеевская СОШ, с. Алексеевка Здвинский район Новосибирская область



В раздел основное полное образование




РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
«Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать» Л.Н.Толстой В настоящее время обществу нужны личности оригинально мыслящие, самостоятельные, умеющие принимать инициативные решения. Мы понимаем, вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией. Развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в активной деятельности. При нейтрально-пассивной форме восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни гибких умений. Для создания высоконравственной и интеллектуальной личности одним из основных методов современной школы сегодня является исследовательский метод и метод проектов. В их основу положена идея о направленности учебно- познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы. Далингер В.А в своей работе «Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике» под исследовательской деятельностью понимает деятельность, которая осуществляется не по заранее заданному алгоритму, а на основе самоорганизации, способности самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, перестройку своих действий в зависимости от возникшей ситуации, способность пересмотреть, и, если необходимо, изменить свои представления об объектах, включенных в деятельность. Иными словами мы можем сказать, что исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Основным средством организации исследовательской работы является система исследовательских заданий. Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение проблемы требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.
Пример.
В понимании детей учитель — это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение. Тема «Решение уравнений». Учитель решает быстро уравнение: (5x + 7) · 2–1 = 17 10x + 14–1 = 17 10x = 17–14–1
10x = 2 x = 0,5 Естественно при проверке ответ не сходится. Проблемная ситуация. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат — внимательность и заинтересованность на уроке. Организация формирования, усвоения понятий. Целью исследовательского метода является развитие у учащихся мыслительного процесса, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Школьник должен почувствовать прелесть открытия. Таким образом, исследовательский процесс – это не только логико- мыслительное, но и чувственно-эмоциональное освоение знаний. Рассмотрим основные этапы учебного исследования. 1) Мотивация исследовательской деятельности 2) Формулирование проблемы 3) Сбор, систематизация и анализ фактического материала 4) Выдвижение гипотез 5) Проверка гипотез 6) Доказательство или опровержение гипотез 1) Мотивация – это достаточно важный этап процесса обучения ,если мы хотим получить творческую личность. Целью мотивации, как этапа урока, является создание условий для возникновения у ученика вопроса или проблемы. Одним из способов осуществления мотивации является мотивирующая задача, которая должна обеспечить «видение» учащимися более общей проблемы, чем та, которая отражена в условии задачи. 2) Этап формулирования проблемы. Сформулировать проблему должен сам ученик в результате решения мотивирующей задачи. Однако в реальной школьной практике такое случается не всегда: для многих школьников самостоятельное определение проблемы бывает сложно; предлагаемые ими формулировки могут оказаться неправильными. А поэтому необходим контроль со стороны учителя. 3) Сбор фактического материала может осуществляться при изучении соответствующей учебной или специальной литературы либо посредством проведения испытаний, всевозможных проб, измерения частей фигуры, каких-либо параметров и т.д. Систематизацию и анализ полученного материала удобно осуществлять с помощью таблиц, схем, графиков и т.п.
4) Выдвижение гипотез
.
Гипотезы, выдвигаемые учащимися полезно записывать на математическом языке. Не нужно ограничивать число предлагаемых учащимися гипотез. 5) Проверка гипотез позволяет подтвердить или усомниться в истинности предложений, а может внести изменения в их формулировки. Проверку гипотез желательно осуществлять посредством проведения еще одного испытания, сопоставляя с ранее полученным результатом. Если результаты совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает. Рознение результатов является основанием для отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедливости. 6) На последнем этапе происходит доказательство истинности гипотез, получивших ранее подтверждение; ложность же их может быть определена с помощью контрпримеров. Поиск необходимых доказательств часто представляет большую трудность, поэтому учителю важно предусмотреть всевозможные подсказки. Исследование предполагает последовательное прохождение учащимся каждого этапа, на котором будет полноценно выполняться данный вид деятельности. Исходя из этого, разумно пользоваться созданными исследовательскими картами, предназначенными для организации исследования. Исследовательская карта – своеобразное средство, делающее интересней, результативней и активней исследовательскую деятельность учеников. Исследовательская карта помогает учащимся усваивать процедуру исследования. Результативность всей исследовательской деятельности напрямую зависит от информации, содержащейся в карте. В зависимости от возможностей ученика, соотношение объемов подсказок содержащихся в пунктах карты может существенно варьироваться, обеспечивая тем самым дифференцированный подход к учащимся.
Пример.
Исследовательская карта, применяемая при решении уравнений с параметром Тема. Решение уравнений с параметром № Название этапа Действия учителя 1. Задача На этом этапе исследования учителем формулируется исследовательская задача, при этом учитываются индивидуальные способности учеников. 2. Проблема В идеальном варианте на этом этапе учащиеся самостоятельно анализируют проблему. 3. Пробы Учитель может описать алгоритмы, по которым ученик проводит пробы, количество попыток не ограничено. 4. Оформление результатов Учитель предлагает таблицу для оформления результатов, форма, которой может изменять по усмотрению ученика.
5. Гипотезы Данный этап предназначен для самостоятельного заполнения учащимися. Для учеников со средней и низкой успеваемостью учитель может сделать некоторые подсказки. 6. Доказательство или же наоборот опровержение гипотезы Этап содержит значимую подсказку для менее сильных учащихся. Процесс создания исследовательских карт самими учениками гарантирует наиболее основательные знания о структуре представленных заданий и их решений, что в свою очередь содействует развитию интереса, к поиску ранее незнакомого. Исследовательский метод помогает ученикам самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать полученные знания. Каждый ребенок дарован от природы склонностью к познанию и исследованию окружающего мира. И правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Исследовательский метод обучения охватывает не весь процесс обучения. Ученик не может и не должен усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для себя законов, правил и т. д., поскольку самостоятельное исследование требует больше времени, чем восприятие объяснения учителя, а так же, учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся.
Список литературы:
1. Далингер В.А., Толпекина Н.В. Организация и содержание поисково-исследовательской деятельности учащихся по математике: Учебное пособие. Омск: Издательство ОмГПУ, 2004. — 263 с. 2. Толпекина Н.В. Уравнения, неравенства и их системы с параметрами: Методические рекомендации. Омск: Издательство ОмГПУ, 2002. — 36 с. 3. Маркова В. Что такое исследовательская деятельность школьников. Математика,2007, №12, с.6-7. 4. Фролова Е. Ю. Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики. «Молодой ученый.», 2016, №9.


В раздел основное полное образование