Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Инновационные технологии преподавания истории в условиях историко-культурного стандарта"

статья

Автор: Николаева Вера Анатольевна, учител истории, МБОУ "СОШ№13", Новочебоксарск



В раздел основное полное образование




ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В

УСЛОВИЯХ ИСТОРИКО
-
_КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА
Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Задачи изучения истории в основной школе: -формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений… - формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для самоидентификации личности и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества. -развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней .[1,11] Реализации данных задач способствует технология сотрудничества. Данная технология предполагает использование деятельностного подхода в обучении. «Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат»,-так сказала Л.Н. Алексашкина, доктор педагогических наук, профессор института содержания и методов обучения РАО. Особенности организации. При получении нового класса проводится работа по выявлению умственных способностей каждого ученика, его отношения к учебной деятельности. Следующим шагом является формирование групп по силе:
«Сильная», «Средняя», «Слабая». Такой принцип исключает паразитизм, стимулирует учащихся лучше работать, т.к. оценка выставляется в классный журнал. В течение года состав групп может меняться по результатам письменного индивидуального опроса, т.е. учащийся может из группы переместиться как в более сильную группу, так и в слабую. Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции;; контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Например, при изучении темы « Древнее Двуречье» учащиеся развивают умение сравнивать социальные явления. Им предлагается сравнить египетскую школу и школу в Двуречье ( вопросы для сравнения составляют сами). Вариант выполнения одной из групп 5 в класса. Вопросы Египетская школа Школа в Двуречье Письменные знаки Иероглифы Клинообразные знаки Количество письменных знаков 700 Несколько сот знаков Что обозначал один знак Несколько звуков Целое слово Знаки определители Есть Нет Сложность Сложная письменность Сложная письменность Профессия после школы Писцы, жрецы Писцы Наказание Били учеников Били палкой На чём писали На папирусе(высушенном) На глиняных табличках Групповой опрос проводится для проверки домашнего задания, для повторения и закрепления материала после завершения определённого раздела программы. Можно проводить письменный и устный опрос. Устный опрос может осуществлять консультант (из числа сильных учеников, знания которого проверил учитель) по вопросам, которые составил учитель. Устный опрос с защитой самооценки проводится в два этапа. На первом этапе каждый учащийся в группе оценивает свои знания и ставит предполагаемую оценку на
информационный лист. Далее учитель вызывает из каждой группы одного ученика и задаёт вопросы в зависимости от поставленной оценки. Задача учащихся - защитить свою оценку, в противном случае оценка учащимся групп снижается на один балл. Данный метод позволяет формировать нравственные качества учащихся. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учёбу. Список литературы 1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ от «17» декабря 2010 г. № 1897 2. Вигасин А. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5класс: учеб. Для общеобразоват. организаций/ А.А. Вигасин.Г. И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – 3 изд.-М.: Просвещение, 2010.- 303 с. 3. Сеневко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.-256с.


В раздел основное полное образование