Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Деепричастие как часть речи"

конспект урока

Автор: Кондратенко Татьяна Валентиновна, учитель русского языка и литературы, МБОУ-Медведовская СОШ, Брянская область Клинцовский район



В раздел основное полное образование



Деепричастие как часть речи Попурри на телепередачи
Тип урока:
изучение нового материала
Форма:
попурри на телепередачи с применением системы мультимедиа.
Метод
: исследовательский, решение нетиповых ситуаций.
Цели урока:

Обучающие:
o познакомить с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий, введения понятия деепричастного оборота. o Отработка навыка определения основного и добавочного действия деепричастия с использованием современных технологий (мультимедийной презентации); o Проверка качества усвоения учащимися данной темы. 
Развивающие:
o Создать мотивационную основу для восприятия учебного материала; 
Воспитательные:
o Воспитание культуры общения, уважение к собеседнику и учителям; o Воспитание интереса к русскому языку. 
Учебные:
o Расширить знания; o Проверить усвоение материала при использовании системы мультимедийной презентации; o Развитие речи учащихся o Формировать практические навыки при выполнении работы с использованием компьютера.
На данном уроке были поставлены и осуществлены следующие цели и

задачи:
1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации. 2. Развивать умения учащихся - самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме; - работать в парах; - сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки; - систематизировать материал в кластер. Ход урока

Приветствие учителя: --Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Надеюсь, что на уроке нам будет легко и интересно. Мы начинаем. Запишите число, классная работа.
I. Стадия вызова — целеполагание

Вы любите смотреть телевизор? А какие передачи вы смотрите с удовольствием? Наш урок сегодня будет необычным. Скажу вам по секрету—пока все будут трястись на уроках -открытых и обычных, боясь получить два, мы отправимся на телестудию. Вот только пропуска я не успела заказать, но это не беда –передача «Умники и умницы» нам поможет.
1. «Умники и умницы»» Ваши ответы на вопросы станут пропуском в студию. Ведущий приготовил для вас задания. Вы должны вспомнить названия разделов языкознания и записать в тетради. (1 человек у доски с обратной стороны) (Благодёр Жанна) --это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слоги; --это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов; --это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи; --это раздел науки о языке, изучающий слова с точки зрения их лексического значения; --это раздел науки о языке, который изучает способы образования слов; --этот раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение; --этот раздел науки о языке изучает знаки препинания и правила их употребления на письме. Фонетика, орфография, морфология, лексика, словообразование, синтаксис, пунктуация. СЛАЙД №2 Давайте проверим, что у вас получилось—ответ ученика. Спасибо очаровательной ведущей, а нас пригласили на передачу «В мире животных» 2. «В мире животных» Задание: прочитайте текст и ответьте на вопросы: СЛАЙД № 3 1.Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. 2.Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. 3.Завидев его над болотными, жалкими ёлочками, он подпрыгнул на своём высоком мостике, показав своё белое, чистейшее бельё подхвостья, и крикнул: “Чуф! Ши!”
М.Пришвин
 Определите тему, основную мысль, (красавец тетерев)  Определите стиль текста, назовите его приметы (эпитеты: синяя, чёрного, радужное; метафоры: загорелся огненным цветком, чистейшее бельё; сравнение: как мостик) 3. «Специал Простите! Мы вынуждены прервать нашу передачу на «Специальный выпуск новостей»
ьный выпуск новостей» II. Новый материал
Начнём с работы в парах
Работа в парах: внимательно посмотрите на текст и выпишите (через парту) 1 пара—какие действия совершает тетерев; 2 пара—выпишите слова, похожие на глаголы  Какие действия совершает тетерев? Сел, стал расцветать, подпрыгнул, крикнул  Какие слова похожи на глаголы?
Устроившись
,
завидев
,
показав
.  Давайте проверим  Чем похожи на глаголы и чем отличаются? Для этого выполним морфемный разбор глаголов расцветать и подпрыгнул. (Класс выполняет в тетрадях, а два человека у доски) Гребенец и Суханова. Похожи: обозначают действие, но у них нет привычных окончаний, которые есть у глаголов. СЛАЙД №4 III. Попробуйте сами определить тему и цели нашего урока Кужелев С. o Тема: Деепричастие как часть речи o o Цели: познакомиться с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий: Учитель дополняет o Отработка навыка определения основного и добавочного действия деепричастия с использованием современных технологий (мультимедийной презентации); o введения понятия деепричастного оборота. 
Развивающие:
o Создать мотивационную основу для восприятия учебного материала; o Развитие речи учащихся, мышления. 
Воспитательные:
o Воспитание любви ко всему, что нас окружает; o Воспитание интереса к русскому языку через новую форму урока; 
Учебные:
o Расширить знания; o Проверить усвоение материала при использовании системы мультимедийной презентации; o Формировать практические навыки при выполнении работы с использованием компьютера.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ У. Какая часть в этом слове вам уже знакома? --В этом слове нам знакома вторая часть. У.Что же означает первая? --Она входит в состав таких слов, как деятель, дееспособный, действие. СЛАЙД №5 СЛАЙД №6  4. «В мире животных» Снова в эфире передача «В мире животных» Понаблюдаем за предложением (на экране компьютера) СЛАЙД №7 Устроившись, стал расцветать.  Какое действие в этом предложении главное, основное? Каким членом предложения является? (сказуемое)  Какое добавочное? Как поставить вопрос к деепричастию? (Когда? Что сделав?)  Изменяется ли слово?  Каким членом предложения является? СЛАЙД №8 «Кто умнее семикласс ника?»  Мы просто обязаны посетить передачу «Кто умнее семиклассника?»  Давайте заглянем в наш учебник стр.74 и прочитаем правило в рамочке.  Что новое вы заметили? (Вид деепричастий)  Упражнение 159  Списать второе предложение, расставить пропущенные запятые, указать вид деепричастий. (Работа у доски. Выделить основу предложения)  Проверка: Стаи перелётных уток, шлёпая крыльями, беспокойно подымаются с воды, а лебеди, изогнув шеи, белея в воде отражениями, чутко прислушиваются к лесному эху. (ССП)  Какие деепричастия вам встретились—одиночные или с зависимыми словами? Как называются деепричастия с зависимыми словами? (Деепричастный оборот) Найдите их в предложении. (Шлёпая крыльями, изогнув шеи, белея в воде отражениями) 5. «Полезные советы» Передача «Полезные советы» поможет вам побыстрее найти общий язык с деепричастиями. Чтобы найти общий язык с деепричастием, чтобы оно не сбивало вас с толку в диктантах и контрольных работах, надо научиться узнавать его в лицо. В отличие от причастий, сделать это труднее. Почему? Даже самый легкомысленный ученик никогда не спутает причастие с глаголом. А вот деепричастие многие норовят назвать глаголом, а это так опасно!
  Поэтому давайте сразу выучим суффиксы деепричастий. Это избавит вас от проблем в дальнейшем. СЛАЙД №9 и 10  Отпечатать суффиксы  6. «Зарядка с чемпионо м»  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 7. «Звёздный час»
Наконец наступил ваш «Звёздный час»

Найди деепричастия, выпишите, выделите суффиксы,

поставьте вопрос и укажите вид
СЛАЙД №11 Держа указку Рассматривающий картину Пригибаясь к земле Проверив себя Вернувшаяся из поездки Громко крича Проверим СЛАЙД №12 8. «Сегодня» В эфире передача «Сегодня». Давайте подведём итоги урока: ДЕЕПРИЧАСТИЕ СЛАЙД №15 Обозначает (добавочное действие) отвечает на вопросы (что делая? Что сделав? Как изменяются? (не изменяются) бывают (совершенного и несовершенного вида в предложении (являются обстоятельством) имеют суффиксы (-а- -я- -вши- -ши- -в- -учи- -ючи-) Всем спасибо за интересную прогулку по телестудии. Надеюсь вы узнали много интересного и не устали. Желаю на следующем уроке получить одни отличные оценки. Оценки за урок! 9. Д/з «Фазенда » Случайно в руки мне попала объяснительная записка, наверное, продюсер программы «Фазенда» уронил. Начальнику отдела «Грамотность» бригадира грузчиков
Недосмотрова И.И. Объяснительная записка При транспортировке ящика грузчиками Расхлябовым П.П. и Лентяйкиным Г.И. было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшиеся части предложений. По причине неграмотности это было сделано ими неверно. Резолюция на этом документе такова: «Привести содержание ящика в надлежащее состояние» Задание : исправьте ошибки грузчиков, восстановите предложения, соединив правильно их части, подчеркните деепричастные обороты. СЛАЙД №13 1. Не помня себя от восторга, в гавани спят корабли. 2. Медленно, ровно качаясь, гуси шумно опускаются на воду. 3. Тяжёлый парус поднимая, я побежал домой. 4. Прилетев на место, рыбак идёт на дальний лов.


В раздел основное полное образование