Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Однозначные и многозначные слова"

методическая разработка

Автор: Хайбуллин Ильнур Усманович, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Аксунская СОШ", Буинский район, дер. Аксу



В раздел основное полное образование



Тема:
Однозначные и многозначные слова.

Тип урока.
Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.

М/п:
пользоваться словарями разных типов (толковых, омонимов), вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения.
М/к:
высказывать и обосновывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.
6ЛР:
опознавать омонимы по отличительным признакам, различать однозначные, многозначные слова и омонимы на основе установления наличия/отсутствия сходства между признаками слов.
3ЛР:
наблюдать за использованием омонимов в языковых играх (загадках), художественной речи.
Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология

оценивания, духовно-нравственное

воспитание

I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Актуализация

изученного с элементами

проверки домашнего

задания.

1.
Словарный диктант с взаимопроверкой. Образ, метафора, вестибюль, воображение, пассивный, наверное, маршрутный (лист), на досуге, капюшон, философия, шоссе.
2.
Беседаопрос: – С какими понятиями вы познакомились на предыдущем уроке? Оформите их на доске в виде схем. Подберите к этим схемам примеры. – Употребите слова бронзовый, молния, зевать в прямом и переносном значениях. Что для этого нужно сделать? (Придумать предложения или словосочетания.)
3.
Интеллектуальная разминка. - Отгадайте загадку. (Смородина) - Это черная? -Нет, красная. -А почему же она белая?
Познавательные УУД
Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).
Коммуникативные УУД
Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
-Да потому, что еще зеленая. - В каких значениях использованы прилагательные, обозначающие цвет?
III. Постановка

проблемы.
Проводится по предложенному плану или используется презентация (см. prezent_ rus_5kl_ ur20).
1.
Обращение к теоретическому материалу § 58. Упр. 328 – наблюдение над словарными статьями многозначного слова и словомонимов. Словарная работа: обоняние, экипаж.
2.
Чтение названия темы урока. Далее работа проводится по вопросам 329, 330. На основе наблюдений ученики высказывают предположения о словах многозначных и однозначных, формулируют проблему урока .
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
IV. Открытие нового

знания.

1.
Обращение к рубрике «Знаете ли вы, что…» на стр. 231.
2.
Упр. 331-333 Работа проводится в парах по заданиям.
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы. 2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные УУД
Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в
схему).
V. Итог урока.
– Прочитайте ключевые слова урока и дайте к ним комментарий. – Какие определения вам пришлось формулировать самостоятельно? Учитель читает стихотворение. Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В норку норкину вошла, Норку в норке не нашла. Если в норке нету норки, Может, норка возле норки? Нет нигде. Пропал и след. Норка – здесь, а норки – нет! (А. Шибаев) – Назовите слово, подходящее к теме урока. Это многозначное слово или однозначное? Докажите. – Что удалось на уроке, было самым интересным? – Какие трудности встретились? – Что помешало при выполнении задания? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
VI. Домашнее задание.
§ 58, упр. 334.


В раздел основное полное образование