Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Коррупция: формы и методы борьбы с проблемой в России и мире"

методическая разработка

Автор: Терентьев Антон Александрович, преподаватель, СПб. ГБПОУ "Колледж водных ресурсов", Санкт-Петербург

Смотреть презентацию



В раздел основное полное образование



Антон Терентьев Преподаватель истории и обществознания СПб ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов»
План-конспект урока

«Проблема коррупции: борьба в исторической перспективе»

Тип урока:
изучение нового материала
Продолжительность
: 1 ч
Средства обучения (УМК):
проектор, карточки с заданиями для групп
Цель:
познакомить обучающихся с понятием коррупция, ее формами и методами борьбы с ней
Планируемые результаты:
Личностные: формирование отрицательного отношения к коррупции, понимание необходимости сознательности в действиях и роли конкретного человека в обществе Метапредметные: умение осуществлять поиск информации, умение работать в группе, умение обосновывать свою точку зрения, умение анализировать источник, умение обобщать и делать вывод из полученной информации Предметные: знание определения коррупции, способов борьбы с ней в России и мире и ее результатов
Ход урока:

I.

Организационный момент
1. Приветствие обучающихся, деление по 4 группам 2. Начало урока не с обществознания, а с русского языка: «Перед Вами на слайде однородные члены предложения, какое существительное является для них обобщающим? Или с чем ассоциируются? (На слайде слова «власть», «взятка», «подкуп», «чиновники», «бюрократия», «карман», «откат», «рэкет») Обучающие дают ответ: «коррупция» (В случае затруднений, на отвороте доски с той же целью написаны поговорки «рука руку моет», «не подмажешь – не поедешь», «дары и мудрых ослепляют», «когда деньги говорят, тогда совесть молчит», «когда золото всплывает, тогда правда тонет» и т.п.)

II.

Мотивация
Беседа с обучающимися с помощью наводящих вопросов «Является ли коррупция проблемой современного общества и почему?», «Каковы последствия коррупционной деятельности?», «Знаете ли Вы, как с ней бороться?», «Как Вы думаете, как давно возникла эта проблема?» Формулировка темы: «Проблема коррупции: борьба в исторической перспективе»
III.

Изучение нового материала
1. Запись в тетрадь точного определения «коррупции» согласно ФЗ№273-ФЗ (на слайде) 2. Погружение в историю борьбы с коррупцией «Сегодня осуществляется целый ряд мер по борьбе с коррупцией, взять хотя бы данное занятие, но довольно сложно говорить о степени их эффективности. Борьба эта имеет глубокие корни, неверно считать, что это проблема появилось только в СССР, или в 90-е годы. Итак, коррупция появилась еще в древности, тогда это не считалось чем-то необычным. Русские летописи впервые упоминают о ней в XIII веке как о «почестях», «посулах» и «мздоимстве». Первые законодательные ограничения коррупционной деятельности начинают осуществляться Иваном III и Иваном IV в Судебниках, соответственно, 1497 и 1550 года, в которых взяточничество стало расцениваться как тяжкое преступление, а в 1556 году были отменены кормления (система жалования должностных лиц с помощью местного населения). За взятки была введена смертная казнь. Интересная история связана с Петром I: он грозился издать указ о том, что любой укравший из казны денег, достаточных для покупки веревки, на той веревке и будет повешен. На это один из приближенных императора (генерал-прокурор Ягужинский) сказал: «Вы, император, после такого указа рискуете остаться без подданных: все мы воруем, кто больше, кто меньше» В целом, характер борьбы со взяточничеством с этого времени довольно противоречив. Так, Указ 1714-го года «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за оное» практически не соблюдался, в плюс к этому повсеместно распространяется фаворитизм. Говоря о советском времени, стоит отметить, что в первые годы после революции велась ожесточенная борьба с коррупцией на основе социалистической законности и
даже революционных трибуналов. Например, в 1918 году за взятку предусматривался пятилетний тюремный срок, а в 1922 году имели место приговоры к расстрелу. Сегодня осуществляется целый ряд мер, направленных против коррупции (представление на слайде). Например, все чиновники обязаны декларировать все свое имущество раз в год и, более того, публиковать эти сведения в открытом доступе в сети Несмотря на это, явление это проникает почти во все сферы жизни, в связи с чем 9 декабря было объявлено Днем борьбы с коррупцией» Вопрос обучающимся: «Как Вы думаете он «отмечается» только в России, или же он принят на международном уровне?» Для обоснования международного уровня данной проблемы приглашается докладчик, заранее подготовивший сообщение о борьбе с коррупцией в мире
IV.

Систематизация
1. Рассмотрение основных форм коррупции («взятка», «волокита», «растрата», «вымогательство», «фаворитизм», «злоупотребление полномочиями»), разбор незнакомых определений, запись их в тетрадь 2. Работа в группах с карточками с проблемными ситуациями: необходимо определить форму коррупции и предложить свои методы борьбы с ней 3. Обсуждение
V.

Подведение итогов и закрепление
1. Формулировка вывода: «Что является залогом успешной борьбы с коррупцией?». Обращение внимания на слайд с картиной и пословицей, обоснование корня проблемы в низкой сознательности российских граждан, их стремлении положиться на «авось» 2. Заполнение лакун в выводе на обратной стороне карточек
VI.

Оценивание и домашнее задание
(подготовка в сформированных группах антикоррупционных плакатов)
Мировой опыт борьбы с коррупцией
(Вариант доклада обучающегося на уроке)
На протяжении всей истории человечества параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход что означало переход взяток в область теневой экономики. Первое упоминание о коррупции (и, соответственно, борьбе с ней) можно отнести ко второй половине 24в. до н. э., когда царь шумерского города Лагаш реформировал государственное управление, чтобы пресечь многочисленные злоупотребления своих чиновников и судей. [Если что, царь Урукагина, Шумер – одна из первых человеческих цивилизаций] Однако борьба с коррупцией в Древнем мире обычно не приносила желаемых результатов. По мнению одного древнего индуса [автора древнеиндийского трактата «Артхашастра»], «легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников». Своего апогея коррупция достигла в эпоху заката Римской империи и стала одной из причин ее крушения. Примеры: в Брюгге (Бельгия) в 1498 году по заказу городских властей были написана картина, живописующая пытку, ждущую нерадивых госслужащих. Картина была предназначена для зала ратуши, в котором происходили суды и заседания магистрата, она была призвана напоминать судьям об их долге. На полотне [Давид Герар «Суд Камбиса» или «Сдирание кожи с продажного судьи»] изображена казнь над подкупленным персидским судьей Сисамном, который за взятку вынес несправедливый приговор. Когда царь Камбис узнал о случившемся, он приказал казнить Сисамна и снять с него кожу, которой обили кресло судьи. Наместником был назначен его сын, который был вынужден принимать судебные решения, сидя в кресле, обшитом кожей родного отца. Поучительно, не правда ли? Ближе к современности: Если в России существует такое понятие, как «презумпция невиновности», то в Гонконге среди чиновничьего аппарата в ходу выражение «презумпция коррумпированности». В 1974 году была организована госструктура под названием «Независимая комиссия против коррупции» (НКПК), с очень высокими зарплатами сотрудников, с офицерами, подчиняющимися только лично губернатору и со сторонними общественными наблюдателями, состоявшими сплошь из интеллигенции и бизнесменов. Госслужащим, жившим на широкую ногу, приходилось самим доказывать, что имущество было приобретено ими законно. Если этого не
удавалось, их ждал арест и конфискация имущества. Также большую роль в борьбе с коррупцией сыграли граждане, которые участвовали в работе «Независимой комиссии» путем жалоб, информируя власти о случаях мздоимства, а также журналисты, активно освещавшие все громкие процессы. Результат воистину ошеломляющ за 30 лет уровень коррумпированности удалось снизить с 90% до 3%. В соседнем Китае, где антикоррупционное законодательство считается одним из самых жестких в мире, всех чиновников, замеченных или заподозренных в махинациях, ждет суровое наказание вплоть до смертной казни. Также практикуется отрубание рук взяткополучателям. Но несмотря на это, высокий уровень коррупции в Китае сохраняется. Необычный приём используется в Праге (Чехия). Местная туристическая компания предлагает гостям города принять участие в так называемом «Коррупционном туре» — это трехчасовая экскурсия, во время которой посетителям показывают роскошные особняки, дома и участки чиновников и других представителей власти, имеющих связь с нашумевшими политическими делами о взятках. Экскурсии не только пользуются популярностью у туристов, но и поддерживаются чешским правительством, которые обозначают коррупцию как «самое социальное зло». Вывод: эффект достигается там, где к делу причастна широкая общественность
Карточки с заданиями для групп:

Группа 1
Задание
: ознакомиться с конкретной ситуацией, подумать, обсудить и 1) определить форму коррупции 2) предложить возможные способы борьбы / пути решения данной ситуации При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель Штрафник В.В. заплатил сотруднику ГИБДД, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил Штрафника В.В. Группа 3
Задание
: ознакомиться с конкретной ситуацией, подумать, обсудить и 1) определить форму коррупции 2) предложить возможные способы борьбы / пути решения данной ситуации Государственный служащий Нищета А.С., отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам Группа 2
Задание
: ознакомиться с конкретной ситуацией, подумать, обсудить и 1) определить форму коррупции 2) предложить возможные способы борьбы / пути решения данной ситуации Родственникам больного П.А. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго» Группа 4
Задание
: ознакомиться с конкретной ситуацией, подумать, обсудить и 1) определить форму коррупции 2) предложить возможные способы борьбы / пути решения данной ситуации Городская администрация в течении долгого периода затягивает решение вопроса с земельным участком по заявлению предпринимателя Перышкина К.Р.

Заполните пропуски словами из списка,

представленного после текста
Задача преодоления коррупции, достигшей ______________ масштаба, – одна из важнейших задач, стоящих перед российским обществом. Необходимо, наконец, открыто признать, что любые попытки _________ доступными ему средствами противостоять коррупции без участия _____________ принципиально бесплодны. Мировой опыт показывает, что при должной степени _________ гражданами проблемы взяточничества, распространенный миф о ___________ коррупции исчезает, и данное явление сходит на нет. Таким образом, борьба с коррупцией – дело каждого. Слова для вставки: катастрофический, индивид, чиновник, незначительный, осознание, человек, польза, гражданское общество, недовольство, неискоренимость, государство
Заполните пропуски словами из списка,

представленного после текста
Задача преодоления коррупции, достигшей ______________ масштаба, – одна из важнейших задач, стоящих перед российским обществом. Необходимо, наконец, открыто признать, что любые попытки _________ доступными ему средствами противостоять коррупции без участия _____________ принципиально бесплодны. Мировой опыт показывает, что при должной степени _________ гражданами проблемы взяточничества, распространенный миф о ___________ коррупции исчезает, и данное явление сходит на нет. Таким образом, борьба с коррупцией – дело каждого. Слова для вставки: катастрофический, индивид, чиновник, незначительный, осознание, человек, польза, гражданское общество, недовольство, неискоренимость, государство
Заполните пропуски словами из списка,

представленного после текста
Задача преодоления коррупции, достигшей ______________ масштаба, – одна из важнейших задач, стоящих перед российским обществом. Необходимо, наконец, открыто признать, что любые попытки _________ доступными ему средствами противостоять коррупции без участия _____________ принципиально бесплодны. Мировой опыт показывает, что при должной степени _________ гражданами проблемы взяточничества, распространенный миф о ___________ коррупции исчезает, и данное явление сходит на нет. Таким образом, борьба с коррупцией – дело каждого. Слова для вставки: катастрофический, индивид, чиновник, незначительный, осознание, человек, польза, гражданское общество, недовольство, неискоренимость, государство
Заполните пропуски словами из списка,

представленного после текста
Задача преодоления коррупции, достигшей ______________ масштаба, – одна из важнейших задач, стоящих перед российским обществом. Необходимо, наконец, открыто признать, что любые попытки _________ доступными ему средствами противостоять коррупции без участия _____________ принципиально бесплодны. Мировой опыт показывает, что при должной степени _________ гражданами проблемы взяточничества, распространенный миф о ___________ коррупции исчезает, и данное явление сходит на нет. Таким образом, борьба с коррупцией – дело каждого. Слова для вставки: катастрофический, индивид, чиновник, незначительный, осознание, человек, польза, гражданское общество, недовольство, неискоренимость, государство


В раздел основное полное образование