Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Памятник природы родного края"

Исследовательская работа

Автор: Москович Инна Станиславовна, учитель биологии и химии, МБОУ Отрадненская СОШ, село Отрадное Неклиновского района Ростовской области



В раздел основное полное образование




МБОУ Отрадненская СОШ Неклиновского района Ростовской области

Руководитель проекта учитель биологии высшей категории

Москович Инна Станиславовна

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ!
В течение 5 лет мы проводим экологические исследования в Дубовой роще села Отрадное Неклиновского района Ростовской области. Цель нашей работы - принять участие в исследовании и решении экологических задач. Экологические исследования показали, что участки, находящиеся ближе к селу отличаются от участков, находящихся дальше. Вся наша жизнь тесно связана с лесом. Жизнь в степной зоне, ветреной весной, засушливой летом, малоснежной зимой тесно связана с лесными насаждениями, созданными руками человека. Лес, посаженный заботливыми руками, имеет огромное значение для степного края. Это неповторимый микроклимат, место отдыха, рукотворное чудо – которое дает нам возможность соединиться с природой, ощутить себя ее частицей. Вот экология – модное слово, Раньше природа не знала такого, Банки, бутылки в кусты не бросали, В реку отходы и нефть не сливали! Но экологическое состояние экосистем сегодня ухудшается, это касается и нашей дубовой рощи, которой, по словам старожилов, более 180 лет. Дубовая роща относится к редким природным объектам, но почему-то не зарегистрирована как памятник природы Неклиновского района Ростовской области. Она расположена около села и имеет площадь около 790 кв. м. На этой площади произрастает огромное количество деревьев, но примерно 1/4 из них находятся в угнетённом состоянии из-за уплотнения почв, массового отдыха людей, выпаса скота, заражения грибами-трутовиками, загрязнения. Дубрава играет огромную биосферную роль и имеет большое значение для человека. Дубы снабжают воздух кислородом, поглощают углекислый газ, задерживают пыль, способствуют почвообразованию. Однако вековые дубы стали гибнуть, а новые на их месте вырастают всё реже и медленнее. Чаще всего причиной этого является хозяйственная деятельность человека. В роще нередки пожары, которые возникают из-за неправильного поведения людей в лесу. Такие пожары губят подрост молодых деревьев, подрывают здоровые взрослые. В результате дубовая роща может вовсе исчезнуть. Поэтому так необходимо её охранять. Нужно сохранить этот памятник природы для грядущих поколений. А для этого необходимо проводить ежегодные исследования, отмечать изменения в её состоянии и вовремя принимать меры для её восстановления.
Памятник природы «Лес в степи».
Есть в селе Отрадное заповедное место у околицы. Сюда приходят люди отдохнуть, насладиться свежим лесным воздухом, полюбоваться природой, получить заряд бодрости. Из архива мы узнали, что этот необычный оазис возник в те далекие времена, когда Примиусские степи стали осваивать переселенцы. Их радовала красота и необозримая ширь степей, но тосковала душа по шуму зеленых лесов, и решили жители вырастить лес в степи! Для посадки рощи издалека были привезены желуди. И стар, и млад вышли на нелегкую работу. Копали ямки, укладывали желуди, поливали. Не один день трудились крестьяне. На подводах возили воду, ведь в степи летом очень жарко и молодые росточки не прижились бы без живительной влаги. Морозной зимой укутывали молодые дубочки и вот, радует глаз рукотворное чудо – памятник природы степной лес.
Исследования были проведены на 4-х участках в дубовой роще: первый находился ближе к селу Отрадное, второй и третий - дальше. Установили, что дубрава находится на равнинном, чуть пониженном месте. В тектоническом плане основу составляет древнейшая платформа, на поверхности горных пород нет, на глубине около150 м находятся известняки. С северной стороны находятся - дорога, огороды, хутор Лесной, с восточной стороны начинается возвышенная местность. Река Сухо-Сарматка протекает в 200 м от дубравы с восточной стороны. Площадь изучаемой территории - 790 кв.м. Мы наблюдали в дубраве следы воздействия человека на рельеф и окружающую среду.
Определение количества поврежденных деревьев.

.

Номер

участка

Количество поврежденных

деревьев

1

16

2

18

3

22

4

19

Вывод:
данные подтверждают, что в дубраве много поврежденных деревьев, поэтому мы составили для отдыхающих в Дубовой роще памятку: 1. Ходить по проложенным тропам. 2. Бережно относиться к лесным ресурсам. 3. Не уничтожать молодую поросль. 4. Использовать для разведения костра старые кострища и сухие ветки. 5. Не въезжать на транспортных средствах. 6. .Следовать туристской мудрости: «Оставь после себя место лучше, чем было!»
Определение видового состава животных
. Видовой состав животных определяли визуально, фиксируя увиденных животных. В нашем лесу обитают: ежи, лисы, зайцы, мышевидные грызуны. Много видов птиц: мухоловка, синицы большая и лазоревка, поползень, большой и малый дятлы, сойка, воробей, кукушка, славка черноголовая, сплюшки, сычики.
Выявление причин гибели дубов
. Одна из причин гибели дубов является поражение их грибами — трутовиками. Мы установили, что ими в большей степени поражены старые насаждения. Заражённых деревьев больше, где достаточное количество влаги и где деревья расположены близко друг к другу. Плодовое тело трутовиков располагается на средней и нижней части ствола дерева Было установлено, что деревья с какими-либо механическими повреждениями подвергаются заражению грибами в большей степени, чем деревья без повреждений. Поэтому необходимо сбивать и сжигать грибы-трутовики, а на деревьях не делать ран, не ломать ветки, не сдирать кору. Следы от грибов заделывать садовым варом.
Использование дубовой рощи.
Дубовая роща используется для отдыха населения, проведения туристических слетов, экскурсий и сбора грибов. Местные жители пасут в ней скот. Дубрава имеет научное, эстетическое и рекреационное значение. По значимости она является заповедной территорией и в этом направлении учащимися школы проделана большая работа. Надо
добиваться больших успехов в сохранении, рациональном использовании и приумножении богатств родной природы. Все это во многом зависит от нас. Главные причины, влияющие на состояние дубовой рощи: 1. негативное влияние человека, 2. поражение грибами-трутовиками, 3. поражение вредными насекомыми, 4. несанкционированная вырубка леса, 5. загрязнение окружающей среды, 6. погодные условия (засухи), 7. уплотнение почвы (в результате выпаса скота).
Итоги работы:
Систематическая исследовательская работа дала большой результат. Экологическое состояние Дубовой рощи было оценено как удовлетворительное. В роще имеется много засохших деревьев, погибших от деятельности грибов-трутовиков, и деревьев, срубленных человеком. Наблюдается ярко выраженные последствия антропогенного фактора: кострища, банки, бутылки, разнообразные отходы, оставленные человеком. Исследуя почвенное строение, видовой состав растений и животных, установили, что восстановление рукотворного леса идет очень медленно, очень мало молодых деревьев, которые росли бы на смену погибшим. Были выявлены причины гибели деревьев и намечены пути по улучшению экологической обстановки. При проведении исследовательской работы были приобретены исследовательские навыки, повысился уровень экологической культуры. Это во многом определило профессиональную ориентацию.
Практическая направленность проекта
1. Очистка территории, сбор мусора, закапывание и сжигание его и сухих веток. 2. Сбивание грибов-трутовиков на деревьях, замазывание ран, обработка пней. 3. Подкормка птиц. 4. При проведении исследовательской работы соблюдались все правила поведения в природе. 5. Составление памяток помогло проводить разъяснительную работу среди учащихся и населения села. 6. В школе проводятся конференции, семинары. Стали традиционными: День Земли, День птиц, Дни защиты от экологической опасности, неделя биологии и экологии.
Наши планы
1. Продолжить уход за деревьями. 2. Продолжать очистку территории рощи. 3. Ликвидировать появляющиеся кострища. 4. Проводить просветительскую работу среди учащихся школы и населения села. 5. Соблюдать правила поведения в природе.


В раздел основное полное образование