"Спор четырех сестер"
разработка внеклассного мероприятия
Автор: Семенова Ольга Дмитриевна, учитель географии, МБОУ "Кряш-Сердинская СОШ", РТ Пестречинский район, село Кряш-Серда
В раздел основное полное образование
Спор четырех сестер
(сценарий географического вечера учащихся VI-IX классов)
В вечере принимают участие две команды ( разновозрастные – VI-IX
классов)
Действующие лица : гидросфера(Г) , Литосфера(Л), Биосфера (Б),
Атмосфера (А), ( они готовят эмблемы и костюмы) , циклон и
антициклон.
Ведущие по ходу сценария задают командам вопросы. За правильные ответы участники команд получают эмблемы ведущих. А по ним в конце определится команда- победительница и можно также выделить абсолютного победителя в каждой команде. Г. Здравствуйте, ребята! Давайте свами познакомимся. Вы меня узнали ? Я -водная оболочка Как меня зовут? Кто скажет? ( Гидросфера. Вручается эмблема участнику той команды, который первый поднял сигнальную карточку и правильно ответил. Если ответ неверный . он переходит к другой команде). Есть у меня сестры Мы друг без друга не можем , потому что взаимосвязаны ,хотя часто спорим . кто из нас важнее. Л. Здравствуйте , ребята! Узнали меня? Я самая твердая оболочка. Как меня зовут? ( Литосфера). Держи мою эмблему. А. ( Стучится ). Здравствуйте, ребята ! Ах ,я такая вся легкая, так и хочется улететь. Л. Садись! Давай я тебя привяжу . а то кто-нибудь из ребят дунет опять умчишься. Ты у нас такая газообразная. А.Я так хочу, чтобы ребята мне сказали, как меня зовут.( Атмосфера) Б. (Стучится) Здравствуйте! Вы познакомились с моими сестрами? Я думаю, что вы ребята, меня сразу узнали по моему костюму. Как меня зовут? (Биосфера) Г. Ребята разрешите наш спор! Л. Самая главная – это я. И спорить не надо.( Пристает к гидросфере) Вот ты знаешь , из чего я состою и какое мое строение?
Г. Не знаю Л. Вот как из моего вулкана выскочит вулканическая бомба , да как даст тебе по волнам, так сразу и узнаешь, Ребята, какое строение у Земли?( Эмблема) А из каких горных пород состоит земная кора? (эмблема).А вот толщина у меня одинаковая под горами , равнинами и океанами?(эмблема) Г. Да зачем ребятам твоя толщина? Вот я, Гидросфера ( Раскачивается). Посмотри, какие у меня волны , Я взяла с собой самые аленькие . а могла взять волны высотой больше 30 м, которые двигаются со скоростью 700-800 км/ ч. Ребята, как называется такие волны и результате чего они образуются ? (Эмблема . Цунами. Землетрясение . Извержение подводных вулканов.) Л. Так ты без меня такие волны и не сделаешь, если мне вдруг в океане чихнуть не захочется. А. Ребята! А когда у Гидросферы еще появляются волны? (Эмблема. Дует ветер) Г. А вы знаете, что все состоит из воды? Л. Это что же все? Г. Эх ты! Организм человека, животного наполовину состоит из воды. Или возьми растение. Разломишь его и увидишь сок. А это я. Вот спроси у Биосферы. Б. Совершенно верно! Г. Да если хочешь знать , я ив тебе есть. Ребята, скажите, я есть в Литосфере или нет ( Эмблема. Да) Вот и ребята знают . А какие виды подземных вод вам известны ? (Эмблема. Грунтовые, межпластовые, минеральные) Между прочим , а есть ли я в атмосфере?(Эмблема.ДА) А. Да гуляет ли со мной Гидросфера? Ребята! Как я переношу ее с океанов на материки?(Эмблема .Объясняют мировой круговорот воды). Л. Вот ты, Гидросфера , льешь на меня свои слезы , бед сколько людям приносишь. От твоих слез мои породы намокают, и в горах они с огромной скоростью летят вниз. Ребята , как такой грязевой поток называется? (Эмблема. Селевой поток).А когда реки выходят из берегов-это что за явление? (Эмблема. Наводнение). Или потоков воды, где у меня рыхлая кожа, т.е. я хотела сказать- горная порода, что образуется? (Эмблема. Овраги)
Б. ребята! От каких явлений природы могут погибнуть мои растения? (Эмблема, Засухи, суховеи , заморозки и тд.) Я подстраиваюсь под своих сестер. Отгадайте, как называются мои природные зоны. 1. Природа этой зоны ранима. Если проехать на гусеничном вездеходе, то раны остаются на долгие годы. Опасен и перепас оленьего стада. В этой зоне растут карликовые деревья. Много болот, мхов, лишайников. О какой природной зоне я говорю? (Эмблема. Тундра) 2. Эта зона богата почвенными и агроклиматическими ресурсами. На лучших почвах в мире растет травянистая растительность. Из животных много грызунов. Естественной растительности мало , так как в этой зоне земля распахана под сельскохозяйственные культуры(Эмблема. Степь) 3. Эта зона богата растительными, промыслово- охотничьими, водными ресурсами, но почвы бедны минеральными веществами и требуют мелиоративных работ. (Эмблема. Зона лесов). 4. В этой зоне воздух сухой. Лето жаркое. Встречаются змеи, ящерицы, тушканчики. Из растительности – полынь, солянка, типчак. В почве уменьшается содержание гумуса. К югу появляются пески.(Эмблема. Зона пустынь) Г. Я самая важная из вас! Л. Ну ты сейчас меня доведешь! Я тебя породила, я тебя и испарю. Как раздвину свои литосферные плиты, что-то начнется. Г. Ой, что же начнется?! Л. Ха, ха ! Ребята!. Она даже не представляет, что начнется, что будет, если вдруг я пошевелюсь! А вы знаете?(Землетрясение. Извержение вулканов) Г. Зато я больше тебя! Ребята, чего больше –воды или суши? (Эмблема) И я на суше теку по твоим горным породам. Л. А я определяю направление твоих рек. Г. Я твои горные породы растворяю, смываю, переношу их вниз. И от твоих гор остается только ровное место. А. Хватит вам спорить .Самая главная –это я. Вот скажите мне, из каких газов я состою? (Эмблема) В каком слое происходит явления
погоды? ( Эмблема. Топосфера.) Какие явления погоды вы знаете? (Эмблема. Дождь, снег, град, ветер и т.д.) Я двигаюсь вверх и вниз. Я перемещаю воздушные массы в горизонтальном направлении из области высокого давления в область низкого давления- чем я тогда становлюсь? ( Эмблема. Ветром.) Я переношу Гидросферу в виде водяного пара, осадков на сушу. Без меня не может Биосфера. Б. Что мои растения поглощают на свету, а что выделяют? (Эмблема) А. Без меня жизнь сокращается до нескольких минут. Люди знают, что это я определяю погоду. Мои верные подручные, Циклон и Антициклон, подите сюда! ( Выходит два человека. У одного на листе написано «циклон» у другого-« антициклон») Вам сейчас ребята поставят диагноз. Определят давление (Эмблема) Ребята! Кто из них приносит жару ( антициклон), а кто прохладу летом ( Циклон), мороз (антициклон) и потепление зимой ( циклон)? Ребята, как называется страна. В которой вы живете? (Эмблема) А вот какие воздушные массы я в основном пускаю на вашу страну? ( Эмблема. Умеренные.) Если я обижаюсь на людей за то. Что они меня засорят выбросами, выхлопными газами. Я сталкиваю две воздушные массы и тогда образуется…(Эмблема. Атмосферный фронт.) Так что не пачкайте меня, люди! Б. сестры! Гидросфера, Литосфера. Атмосфера, хватить нам спорить. Ведь мы знаем, что друг без друга мы не можем. Вы. Ребята, с этим согласны? Скажите тогда, какую оболочку мы образуем ? (Эмблема. Географическую.) Жюри определяет победителей в командах и команду- победительницу
В раздел основное полное образование