"Закон спроса и предложения"
План – конспект технологической карты практического занятия
Автор: Саловская Наталья Сергеевна, учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ №53, город Брянск
В раздел основное полное образование
План – конспект технологической карты
1. Предмет – экономика
2. Класс – 10 класс
3. Количество часов в неделю – 2 часа
4. Тема и номер урока в теме – Закон спроса и предложения. Глава
3, урок № 17-18.
5. Учебник – Иванов С.И., Линьков А.Я., Скляр М.А. Экономика.
Основы экономической теории. Профильное обучение, 10-11
класс, М., ВИТА, 2015.
6. Примерная программа среднего (полного) общего образования
по экономике (профильный уровень). Сборник нормативных
документов. Экономика. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.,
Дрофа, 2012г.
7. Учебная задача – научиться объяснять сущность законов спроса
и предложения и факторы их действия.
8. Тип урока – урок применения знаний, умений и навыков.
9. Цели урока
Образовательные:
1. Уметь объяснять различия между понятиями «спрос» и «величина спроса», «предложение» и «величина предложения». 2.Продолжить работу по формированию умения различать факторы, влияющие на величину спроса и на величину предложения. 3. Продолжить работу над формированием умения правильно определять направления смещения кривых спроса и предложения.
Развивающие:
1. Продолжить работу над формированием умения анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию. 2. Продолжить работу над формированием умения систематизировать информацию в буквенно-знаковую систему. 3. Продолжить работу по формированию умения анализировать экономическую информацию в виде графиков.
Воспитывающие:
1. Продолжить формирование целостного экономического мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной практики.
«ЗАКОН СПРОСА»
I. Теоретическая часть
Спрос определяется -- желанием покупателя приобрести Т; -- возможностью покупателя купить Т (покупательная способность)
Спрос
– это потребность покупателей в данном Т (У), выраженная в их покупательной способности.
Спрос
не следует отождествлять с
величиной спроса
.
Величина спроса
– это количество Т (У), которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте. Таким образом, величина спроса определяется уровнем цен. Эта зависимость называется шкалой спроса. Установленная зависимость между ценой и величиной спроса изображается в виде графика
(кривая спроса)
Кривая спроса
показывает, что повышение цены понижает величину спроса.
Кривая спроса
расположена вниз, слева направо, отрицательный наклон.
Кривая спроса
DD отражает зависимость величины спроса от уровня цены. Например, 1) если цена повысится с 15 р. за штуку до 35 р., то величина спроса уменьшится с 40 до 15 штук. 2) если цена повысится с 10 р. за штуку до 25 р., то величина спроса … (продолжить); 3) если цена понизится с 35 р. за штуку до 20 р., то величина спроса … (продолжить).
Зависимость величины спроса от уровня цен –
обратная.
Она формулируется в виде закона спроса.
Закон спроса
– при прочих равных условиях величина спроса
(Q)
на Т (У) находится в обратной зависимости от цены
(Р)
этого Т. Р Q ------ чем выше цена Т, тем меньше величина спроса на него, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше величина спроса. Если изменяется величина спроса, то движение происходит по точкам кривой спроса.- DD Если изменяется спрос, то кривая спроса принимает новое положение – D D.
Что означает кривая DD ? Что показывают т. А, А на двух графиках?
Факторы, влияющие на спрос:
1. Уровень дохода покупателей: а) «низшие» Т (кривая спроса сдвигается влево); б) «нормальные» Т (кривая спроса сдвигается вправо). 2. Вкусы и предпочтения потребителей. 3. Изменение цен на взаимозаменяемые Т (мыло или порошок) и дополняющие Т (фотоаппарат и фотопленка). 4. Ожидание изменения доходов и цен. 5. Изменение числа покупателей.
II. Практическая часть
Тестовые задания: 1. В экономике спрос – это… а) количество Т, которое производители предлагают к продаже по соответствующим ценам; б) количество Т, которое люди хотят иметь, независимо от того, могут ли они купить его или нет; в) связь между количеством Т, которое потребители готовы купить, и ценой этого Т; г) количеством Т, на приобретение которого у покупателей есть средства. 2. Какое утверждение можно рассматривать как пример экономического закона? а) Ограничение скорости – 60 км в час; б) Сумма углов треугольника – 180 в) Люди покупают меньше по высоким ценам, чем по низким. г) Правительство устанавливает процентные ставки. 3. Если цена фотоаппарата выросла в результате роста спроса на них, то можно ожидать, что следствием этого станет… а) рост спроса на фотопленку б) уменьшение спроса на фотопленку; в) рост предложения фотопленки; г) снижение величины спроса на фотопленку при неизменном спросе на нее. 4. Из перечисленных ниже событий увеличение спроса на зеленые авторучки вызовет, прежде всего… а) рост цен на зеленые авторучки б) снижение цен на красные авторучки в) снижение предложения красных авторучек; г) снижение цен на зеленые авторучки. 5. А. Величину спроса. Б. Объем продаж. В. Возможную выручку при цене, равной 4. С. Неудовлетворенный спрос, равный 10.
6. Спрос на рынке Т в каждый конкретный момент времени формирует… а) продавцы. б) покупатели. в) производители. г) госорганы. 7. Начертить кривые спроса на основе шкалы спроса. Проанализировать кривые спроса, что они показывают? Цена (Р) Величина спроса (Q1) Величина спроса при возросших доходах покупателей (Q2) 10 50 70 15 40 60 20 32 45 25 25 35 30 20 28 35 15 21 40 10 15 8. Когда увеличивается спрос на лес, растет и спрос на гвозди. Когда уменьшается спрос на лес, сокращается и спрос на гвозди. Экономисты сказали, что лес и гвозди… а) неродственные товары; б) взаимозаменяемые товары; в) дополнительные товары; г) эластичные товары. 9. В 1996 г. на мировом рынке цена и объем продаж алюминия уменьшились. Это могло быть вызвано… А) уменьшением объемов экспорта алюминия из РФ; Б) уменьшением спроса на алюминий в мире; В) открытием новых месторождений бокситов; Г) увеличением экспорта алюминия из стран Латинской Америки. 10. Закон спроса утверждает, что… а) по более высокой цене люди готовы купить меньшее количество товара; б) превышение величины предложения над величиной спроса приводит к нехватке товара; в) люди готовы покупать больше товаров, когда их доходы растут; г) по более низкой цене люди готовы купить меньшее количество товара.
«ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
III. Теоретическая часть
Производители и продавцы продукции призваны формировать предложение.
Предложение
– это количество Т(У), которые производители готовы поставить на рынок в зависимости от их цены.
Величина предложения
– это количество Т(У), которое продавцы способны и готовы продать по определенной цене в заданном месте и в заданное время. Зависимость между ценой и объемом предложения можно изобразить графически в виде
кривой предложения.
Каждая точка кривой показывает зависимость между ценой Т и ве- личиной его предложения. Кривая имеет положительный наклон, т.е. зависимость между величиной предложения (Q) и ценой Т (Р)
прямая
. Кривая предложения показывает, что рост цены сопровождается
ростом
величины предложения. Например, 1) точка А показывает, что цене 15 р. соответствует объем предложения 10 шт. Т; 2) Что показывает точка В? Таким образом, повышение цены будет сопровождаться движением соответствующей точки вверх. Зависимость величины предложения от уровня цен формулируется в виде закона предложения.
Закон предложения
– при прочих равных условиях изменение величины предложения Т или У находится в
прямой зависимости от изменения цены этого Т (У). Р Q ------ с ростом цены Т величина предложения растет, а уменьшение его цены вызовет падение объема предложения.
Почему?
1) Когда цена на Т растет, производители, заинтересованные в увеличении прибыли, начнут расширять свое производство. 2) В отрасль, где растут цены, устремятся и предприниматели из других отраслей, изымая свои капиталы из менее прибыльного дела. 3) Производство каждой дополнительной единицы Т требует дополнительных затрат. ------- Дополнительная продукция будет производиться, если будет расти цена Т. Расширение производства может продолжаться до тех пор, пока дополнительные затраты не превысят дополнительный доход, полученный от производства еще одной, дополнительной, единицы продукции. *Если изменяется величина предложения, то движение происходит по точкам кривой предложения .- SS **Если изменяется предложение, то кривая предложения принимает новое положение – S S. ***Изменение предложения Т при неизменной цене: S S – снижение предложения Т. S S - рост предложения Т.
Факторы, влияющие на предложение:
1) Цены на ресурсы, т.к. изменяются затраты на производство. 2) Изменение в технологии производства. Ручной труд заменить машинным --- произойдет увеличение производительности труда. 3) Налоги и дотации. Увеличение налогов ---- рост издержек. Дотации – это «издержки наоборот».
4) Цены на другие Т. Часто рост цен на одни Т приводит к изменению предложения других Т (взаимозаменяемые и дополняемые 5) Ожидание изменения цен. 6) Рост числа производителей ведет к росту предложения.
IV. Практическая часть
Тестовые задания. 1. Что произойдет с предложением? Как изменится положение кривой предложения, если: а) ручной труд на заводе заменить машинами; б) увеличить налог за аренду помещения предприятием; в) выплатить дотации на заработную плату работникам фирмы; г) повысятся цены на кефир, производитель переключится на производство йогурта, предложение кефира …. . д) увеличится количество фирм, производящих однородные Т, ведет к.. 2. Если цена фотоаппарата выросла вследствие снижения их предложения, то можно ожидать, что следствием этого станет… А) рост спроса на фотопленку; Б) уменьшение спроса на фотопленку; В) рост предложения фотопленки; Г) снижение величины спроса на фотопленку при неизменном спросе на нее. 3. Цены на персональные компьютеры резко выросли вследствие снижения их предложения. Это может стать причиной… А) роста зарплаты программистов и операторов; Б) снижения зарплаты программистов и операторов; В) снижения выручки производителей компьютеров; Г) увеличения выручки производителей компьютеров. 4. Для возникновения излишка на рынке достаточно, чтобы… А) снижался спрос; Б) росло предложение; В) одновременно снижался спрос и росло предложение;
Г) имело место превышение величины предложения Т над величиной спроса. 5. Свежие помидоры зимой дороже, чем летом, главным образом потому что… А) предложение помидоров зимой меньше, чем летом; Б) люди думают, что помидоры - сезонный продукт, и готовы платить зимой более высокую цену; В) люди привыкли питаться «в соответствии с сезоном», и на помидоры зимой нет спроса; Г) эластичность предложения помидоров зимой меньше, чем летом. 6. Увеличение правительством России таможенных пошлин на ввозимые потребительские товары может быть выгодно… А) отечественным предприятиям, производящим аналогичные товары; Б) отечественным предприятиям, работающим на экспорт; В) потребителям; Г) только государству. 7. Если увеличилось производство сахарной свеклы, то, скорее всего, при прочих равных условиях… А) уменьшится занятость в сельском хозяйстве; Б) увеличится спрос на сахар; В) уменьшится спрос на сахар; Г) увеличится предложение сахара. 8. Что из перечисленного непосредственно не вызовет снижения предложения сыра? А) Рост заработной платы работников сыродельной промышленности. Б) Ожидание людьми, регулярно потребляющими сыр, снижение своих реальных доходов. В) Рост рыночной цены оборудования для производства сыра. Г) Рост ставок банковского процента по кредиту. 9. Что из перечисленного ниже, при прочих равных условиях, не будет способствовать росту спроса на абрикосы? А) Снижение предложения персиков.
Б) Повышение и своевременная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы. В) Ожидание повышения темпа инфляции в ближайшем будущем. Г) Рост предложения персиков. 10. Если предложение лыж выросло, а цена на них повысилась, то можно ожидать, что… А) уменьшится спрос на лыжные палки; Б) уменьшится спрос на коньки; В) снизится предложение лыжных ботинок; Г) вырастет спрос на лыжные ботинки. 11. Проанализировать графики кривой предложения
В раздел основное полное образование