Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Эффективные формы и методы подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ"

доклад

Автор: Теймурова Румина Багаудиновна, учитель русского языка и литературы, МБОУ " Русскинская СОШ", д.Русскинская Сургутского района



В раздел основное полное образование




Из опыта работы учителя русского языка и литературы

по теме: «Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку»

Чтобы быть хорошим

преподавателем, нужно любить то,

что преподаешь, и любить тех, кому

преподаешь.

В.Ключевский
.
ЕГЭ – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного

выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать

свою работу, даже несмотря на требования некоторых родителей отменить Единый

экзамен, сегодня ГИА и ЕГЭ – объективная реальность, с которой необходимо

считаться.
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат. Русский язык- одна из основных дисциплин для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Поэтому с момента введения новой формы экзамена по русскому языку, тема подготовки к ГИА и ЕГЭ стала одной из самых актуальных. В связи с этим я изучила ряд передовых технологий, посетила и продолжаю посещать районные методические объединения учителей русского языка, где одним из приоритетных вопросов ставится вопрос качественной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, тщательно изучила всю методическую литературу, рекомендуемую для подготовки учащихся к государственному экзамену и сложила определенную систему подготовки учащихся к итоговой аттестации. И этим опытом я хочу поделиться. Свою работу по подготовке учащихся к ОГЭ я осуществляла по следующим направлениям: - психологическое просвещение; - информационная работа; - учебно-тренировочная подготовка. Эти три направления тесно связаны между собой и отсутствие хотя бы одного из них не может привести к положительному результату.
Психологическая устойчивость
старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ЕГЭ и ГИА. -Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются: - сомнения в достаточности и прочности знаний; -Сомнение в способности успешной сдачи экзамена; -неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание; -тревожность, неуверенность в себе, приводящие к быстрой утомляемости. Подключается психологическая служба школы, психолог планирует работу и реализует запланированное до дня начала экзаменов. Важным условием формирования психологической устойчивости обучающихся является
организация информационной работы
по подготовке к ГИА и ЕГЭ. В течение учебного года с девятиклассниками, одиннадцатиклассниками и их родителями проводится изучение нормативно - правовых документов по итоговой аттестации. В ходе подготовки к ГИА и ЕГЭ необходима тесная связь с родителями. Для этого в свой воспитательный план включала родительские собрания, в том числе и совместно с учащимися, с приглашением администрации, учителей-предметников. На этих собраниях информировала родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ГИА и уровне готовности каждого выпускника. Также для родителей указывался сайт, на котором имеются тренировочные тренировочные задания по ОГЭ и ЕГЭ, анализирую
работы предыдущих лет, делая акцент на типичных ошибках. Родителям необходимо быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации. В рамках информационной работы ежегодно
в кабинете русского языка, а также

в рекреации оформляется стенд
, отражающий общую информацию, связанную с ЕГЭ и ГИА по русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианты КИМов прошлых лет, инструкции по выполнению работы, инструкции по заполнению бланков, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.
Учебно-тренировочная подготовка.
Ключевым моментом по подготовке к ГИА и ЕГЭ считаю
ведение

«Справочника».
Это общая тетрадь, в которую в виде схем, таблиц, опорных конспектов учащимися с 5 класса записывается изучаемый материал. Причем, темы, входящие в ГИА и ЕГЭ, мы отмечаем на полях. Таким образом, к 9 классу у ребят имеется полный комплект материалов по основным темам школьной программы. Такой приём позволяет иметь всю информацию в одном месте и вместе с тем даёт возможность быстро находить нужный раздел. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки. В связи с этим
активно ввожу тестовые технологии в

систему обучения уже с 5 класса.
Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности. Интернет-тестирования, всероссийская игра –конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» также способствуют внедрению тестовых технологий и оказывают существенную помощь в подготовке к ЕГЭ. С 5 класса ученики ведут собственный словарь-справочник, куда записывают не просто правила, а систематизируют полученные знания в таблицы, разрабатывают алгоритмы рассуждения по ним. Но все-таки целенаправленно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену только в 10-11 классах, а для ГИА в 8-9 классах. На первых уроках русского языка в 8 классе и в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ и ГИА, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Сразу показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ и ГИА, показываю CD-диски и рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться. На первой неделе сентября провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. Диагностика нужна и для учителя, так как после анализа работы я выявляю группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки. Это в свою очередь, помогает мне не только грамотно спланировать уроки, но и дополнительные занятия. В учебные уроки включаю самые разнообразные элементы: текстовые, табличные, иллюстрированные, словесные, игровые и различные формы работы: -индивидуальная самостоятельная работа, -работа в парах; -работа в группе;
-фронтальная работа. Формы контроля разнообразны: 1) самоконтроль; 2) взаимоконтроль; 3) контроль учителя.
При подготовке к ЕГЭ и ГИА
пользуюсь
алгоритмами
рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов: 1.
Вспоминаем теорию.
Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах, которые разработаны с учащимися с 5 класса, т.е. работаем со справочниками.
Подобная

систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению

знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему

курсу русского языка.
Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал представляется не только в компактном, но и в расширенном и углубленном виде. При повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме 2.
Слушаем друг друга.
Здесь мы решаем задачи по алгоритму вместе, слушаем друг друга.
Каждый ученик рассказывает теорию учителю или же

помощникам учителя из сильной группы учащихся.
3.
Решаем самостоятельно.
Для тренировки каждой орфограммы, которые включены в заданиях в части А и Б, пользуюсь несколькими тестовыми вариантами. Где- то 20-30 раз ученик проговаривает вслух ту или иную орфограмму, и выбирает правильный ответ. Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную картотеку ошибок. Затем обязательно провожу работу над ошибками, при этом готовлю новые варианты по тем же изученным орфограммам. Уроки в 9- 10 классах должны носить обобщающий характер. Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по фонетике и словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок.
Памятка для выпускника.

При решении тестовых заданий учу учащихся соблюдать следующие памятки:
1. Перед тем, как вписать ответ,
перечитай вопрос дважды
и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
2.
Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.
3.
Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания.
4.
Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. 5. Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать баллы! 6. Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
Сочинение – рассуждение
Самая сложная часть ЕГЭ и ГИА по русскому языку, по отзывам учеников - это часть С. Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка - уход от собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого досадного явления?
В ходе подготовке к ЕГЭ и ГИА на уроках русского языка уже в средних классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения- рассуждения по определённой модели, например, такой: 1. Автор рассказывает о том, что… 2. По его мнению, ... 3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что… 4. Итак, … Важный этап работы над сочинением-рассуждением - это выявление проблемы. Проблем может быть и несколько, тогда нужно выявить главную, и этому тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа. Обнаружение
проблемы
может происходить в несколько этапов: 1) пересказ текста; 2) выделение микротем по абзацам; 3) поиск ключевых слов; 4) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них; 5) формирование проблемы - вопроса, который автор ставит перед читателем. Определенные трудности вызывает составление комментария к тексту. Приучаю детей видеть разницу между комментарием и простым пересказом, который в сочинении недопустим. Необходимо, говорю я детям, анализируемое «пропустить через себя», кратко изложить суть наиболее важных моментов текста. Предлагаю запомнить слова-подсказки, т.е. слова клише: «В начале текста…», «Затем…», «В заключение…». Необходимо вникнуть в факты, а они сами подскажут, на что обратить внимание, и вызовут определенный эмоциональный настрой. Предупреждаю о том, что нельзя цитировать большой фрагмент исходного текста. Следующий этап работы над сочинением-рассуждением - это формулировка своего мнения и его аргументация, которая состоит по традиции критериев проверки ЕГЭ из двух доказательств. Необходимо научить ребят формулировать тезис - мысль, которая требует доказательства, от которого, в свою очередь, можно и нужно задать вопрос: «Почему?» Ребятам важно научиться контролировать себя, после аргументации можно посоветовать задать вопрос: «Какая мысль мной доказана?» Ответом на него должен послужить их же тезис, приведённый выше. Такая самопроверка позволит избежать логических ошибок. В заключении хочу сказать, что формы работы и средства для помощи в подготовке выпускников к итоговой аттестации много. Остается лишь один момент – положительная мотивация учащихся на данную подготовку. Вот над ней и нужно работать на всех этапах подготовки к ГИА и ЕГЭ. Ученик должен иметь определенную цель, которая поможет ему в сдаче экзамена.
Результатом моей работы являются следующие показатели учащихся на ОГЭ

Результаты ОГЭ

Количество

учащихся

Качество

успеваемости

Общая

успеваемость

2014-2015годы

26

54%

100%



В раздел основное полное образование