Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Конспект урока русского языка в 5 классе

Автор: Алексеева Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы, МКОУ Языковская средняя школа им. Н. М. Языкова, р.п. Языково, Карсунский район, Ульяновская область



В раздел основное полное образование




Урок русского языка в 5 классе

Тема урока
« Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»
Тип урока:
Урок открытия новых знаний
Цель деятельности учителя:
посредством учебных заданий способствовать формированию представления об именах существительных, имеющих форму только множественного числа.
Планируемые результаты:
Предметные: - учащиеся знают понятие «имена существительные, имеющие формы только мн.ч.», определяют их принадлежность к тематическим группам, разграничивают омонимичные формы мн.ч. - умеют находить в тексте имена существительные, имеющие форму только мн.ч., правильно употребляют их в речи. - развивают чувство языка на основе работы с тематическими группами слов. Метапредметные: Извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), перерабатывают и преобразовывают информацию из одного вида в другой (в иллюстрацию, схему), владеют разными видами аудирования (выборочного, детального). - высказывают предположения на основе наблюдений; - формулируют тему и цели урока; - осуществляют рефлексию; - договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности; - соотносят цели и результаты своей деятельности Личностные: -чувствуют выразительные возможности языка, -проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Методы/приёмы обучения:
беседа, наглядно-иллюстративный прием, орфографическая, лексическая работа, проблемный вопрос, диалог. .
Формы работы на уроке:
групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Образовательные ресурсы:
учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х ч. : Ч.2. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская
Оборудование, наглядность:
раздаточный материал (карточки с заданиями, конверт, карта), учебник, мультимедийное оборудование
Ход урока

1
.Организационный момент
. Положительный настрой на урок. Прозвенел звонок в срок… Ты готов начать урок? Все ль на месте? Всё в порядке? Учебник Ладыженской и тетрадки? Все ли правильно стоят? За учителем следят? Каждый хочет отвечать и оценки получать? Все ли тут хотят учиться? Значит, можно всем садиться. 2.Языковая (орфографическая )разминка
. Повторим, что знаем.
На какие три группы можно разделить данные слова? ( Учащиеся предлагают свои варианты деления слов на группы) Брош…ра, параш…т, повидло, отр…сль, впеч…тление, р…сток, ц…фра, ш…рох, полотенце, ц…рк, водор…сль, яблоко, ж…рдочка, ц…ган, р…стение, в…л…с… пед, к…рзина, уд…вление, молодёжь, рояль, насл…ждение. Списать, распределив по родам, обозначить орфограммы. Взаимопроверка. Вспомним, над какими орфограммами работали. ( Повторили темы прошлых уроков) 3.
Определяем тему (проблему) урока. Формулируем цели и задачи урока
. Варианты ответов учащихся. Дополнения учителя: научиться находить и употреблять в речи имена существительные, имеющие форму только множественного числа; развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную связную речь.
4.
Открываем новые знания
(П.93,учебник, изучение теоретического материала с применением диалога) 5.Физкультминутка (проводит ответственный в классе физорг под энергичную музыку) 6.
Применяем полученные знания
. Работа по карточкам в парах. Грабли, Альпы, прятки, каникулы, сливки, сумерки, сутки, Карпаты, духи, щипцы , заморозки, жмурки. Что объединяет эти слова? (Множественное число) Запишите слова группами, продолжите ряд слов в каждой группе (название парных предметов, название веществ, названия отрезков времени, название игр, названия состояний природы, географические названия) Работа в парах 7.Слуховой распределительный диктант. Прослушайте слова и запишите их, распределив в два столбика: имеют ед.ч. не имеют ед.ч. Алфавиты, библиотеки, весы, заморозки, инструменты, встречи, проводы, шахматы, проценты, каникулы , клещи, хлопоты, километры ,дверцы. Самопроверка 8. Игра « Путешественник». Групповая работа с картой. Задание: найти географические названия, употребляющиеся только во множественном числе (примечание: региональный компонент – карта Карсунского района Ульяновской области), (приложение № 2) Составить предложение по схеме, используя найденные слова:
Подлеж. сущ. И.п, подлеж. сущ И.п ,подлеж. сущ И.п - сказ. сущ. И. П.
( Русские Горенки, Ермаки, Елхи – населённые пункты Карсунского района)
Исследовательская работа на уроке. ( Приложение№ 1 ) Заранее ребята получили задание подготовить короткие сообщения о названиях населённых пунктов Карсунского района , употребляющихся во множественном числе. Ввели новое слово на уроке
ТОПОНИМЫ
(примечание: в работе использован материал из книги Барашкова В. Ф. «По следам географических названий Ульяновской области ») 9.
Подведение итогов урока. Рефлексия
. На парте лежат конверты на каждого ученика. В конверте – рисунки чемодана, мясорубки ,корзины для мусора. ( Приложение 3 ) Чемодан: на уроке чувствовали себя хорошо, полученные знания пригодятся в дальнейшем. Мясорубка: не всё понял на уроке, полученную информацию на уроке нужно дома переработать. Корзина для мусора: ничего не понял, знания не пригодятся. Дети выбирают рисунок и подводят итоги урока. 10.
Домашнее задание.
1)П. 93, упр.509,510 (по выбору, учебник Ладыженской Т. А.) 2) Подобрать загадки с употреблением существительных во множественном числе.

Приложение 1

Ермаки.
Деревня Сосновского сельсовета Карсунского района. В одной из Симбирских грамот 1665 года упоминается казак Ермачка Сергеев. На этой основе можно связывать название с личным именем, хотя не исключается полностью и связь его с татарским нарицательным ермак — "небольшая речка, приток реки, ручеек; канава, прорытая водой".
Холмогоры
. Деревня Карсунского района. Основана в середине 17 века "служилыми людьми" из-под Холмогор (Архангельск), по которым и получила название. В "Строельной книге города Симбирска" (1665 год) указывалась "межа устюжских и холмогорских ссыльных людей до Белого Уреня".
Русская... (Русский...).
В качестве различительного определения слово входит в состав названий целого ряда населенных пунктов области. Оно указывало на преобладающую национальность жителей во время основания этих селений. Необходимость подобных различительных определений в названиях населенных пунктов диктовалась обычно неодинаковостью национального состава жителей соседних сел:
Русские Горенки – Татарские

Горенки
Названия по растительному ландшафту и почвам:
пос. Елхи, пос. Пески.

Топоним –
это собственное название отдельного географического места ( населённого пункта, реки, угодья и др.) С. И. Ожегов

Приложение 2


Приложение 3


В раздел основное полное образование