"Использование методики "интегральная диалогика" в преподавании предметов гуманитарного цикла в ходе реализации ФГОС и подготовки учащихся к написанию итогового сочинения как условия допуска к государственной итоговой аттестации".
статья
Автор: Салахова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Лицей№12", город Лениногорск, Республика Татарстан
В раздел основное полное образование
«Использование методики «интегральная диалогика» в преподавании
предметов гуманитарного цикла в ходе реализации ФГОС и подготовки
учащихся к написанию итогового сочинения как условия допуска к
государственной итоговой аттестации».
И.В. Салахова , учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ лицея №12 города Лениногорска РТ
В современном российском образовании мы, к сожалению, обнаруживаем факт поставки обществу "людей" со сниженным уровнем этического и эстетического сознания. Поэтому, взяв за основу идею президента России В.В. Путина, о формировании национального списка книг, которые «должен прочитать и осмыслить каждый выпускник современной школы», реализуя развивающую концепцию новых государственных стандартов основного общего образования, в ходе эксперимента по использованию методики «интегральная диалогика», который ведется в лицее с 2010 года, мы с преподавателем истории и обществознания Клещевниковой И.В. разработали программу интегрированного элективного курса «Из золотой сотни книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации» для учащихся 8-11-х классов. В программу нами включены произведения : 1. Е. Трусевич «Перекати –поле» 2. Л. Улицкая «Зеленый шатер» 3. В. Пелевин « Синий фонарь» 4. В.Г. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана» 5. Л. Филатов «Сказ про Федота стрельца - удалого молодца» 6. В.П.Аксенов «Остров Крым» 7. Г.Н. Щербакова « Вам и не снилось» 8. А.и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу» 9. В.А. Гиляровский « Москва и москвичи» 10.И.Ильф и Е. Петров «Золотой теленок» Программа реализуется через
"Интегральную диалогику»: попытка
новой технологии гуманитарного образования.
Эта методика ведет за собой: изменение информационной емкости содержания гуманитарного образования; выход на более высокий уровень осмысления; развитие свободы мышления, формирование креативности обучаемых. Практическая значимость интенсивно-креативной технологии заключается в том, что концептуальное видение ее составляющих позволит по- новому организовать процесс гуманитарного образования. Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала двух дисциплин. Интегрированный урок дает возможность ученику более полно увидеть картину явления. Точка пересечения двух предметов является пиком урока, его
самоцелью. В результате в лицее появился нами изобретенный методический термин – « перекрестки предметов» - это по сути реализация метода «интегральная диалогика».
Задача проекта
: Обогащение содержания учебного предмета за счет связи с другими предметами; Подготовка школьников к написанию итогового сочинения, «имеющего прочную. опору на произведения русской и мировой литературы».
Стержнем этого уровня интеграции является изучаемая на уроке тема,
межпредметный диалог
. Интеграция- это чрезвычайно привлекательная форма урока. Непривычный ход урока побуждает интерес и стимулирует активность обучаемых. Интегрированный урок сопровождается открытиями и находками. Это – научная деятельность, где роль исследователя выполняет ученик. Такие уроки продуктивны: они не только дают знания, но и вдохновляют на творчество, тем более что данную методику мы апробируем на «знаковых поизведениях национальной литературы», которые должны, на наш взгляд, послужить возрождению читательского интереса и лучше познакомить юное поколение с литературным наследием нашей страны. Тем более это важно в год, объявленный президентом, Годом Литературы, в год, когда выпускники вновь возвращаются к написанию «сочинения на аттестат зрелости». Учитывая, что «качество национального образования во многом определяется теми аутентичными источниками, которые самостоятельно прочитаны и осмыслены чедловеком», свой список «золотой сотни произведений», который состоял пока из 10 книг (см. «Программа интегрированного элективного курса «Из золотой сотни книг по истории, культуре и литературе» народов Российской Федерации», 2013г.) в этом учебном году мы решили продолжить с учетом тех тематических направлений, которые рекомендованы Советом по вопросам проведения итогового сочинения как условия допуска к ГИА в 2016 году:
«Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и
ошибки», «Дружба и вражда».
В лицее сложилась практика проведения открытых уроков по изучению произведений из данного списка, с использованием методики «интегральная диалогика»: «Идеалы добра, справедливости в литературных и исторических источниках» (по произведениям А.Платонова, по произведениям о Великой Отечественной войне); «Глоток свободы» (по произведению Л. Улицкой «Зеленый шатер»); «У человека можно отнять все права, нельзя отнять лишь смерть» (по произведению Е. Трусевич «Перекати поле»; «Тайны Мастера и Маргариты» и др. Актуальность и новизна таких уроков в том, что их разработчики делают попытку путем диалога восстановить на уроке связь времен, поколений, культур; рассмотреть нравственные проблемы современной молодежи, а
именно людей, не нашедших себя в этой жизни. Это можно проиллюстрировать на примере изучения произведений двух современных писательниц Е. Трусевич и Л. Улицкой. Интегрированный урок литературы и обществознания по произведению Е. Трусевич «Перекати-поле» стал обладателем сертификата Всероссийского конкурса «Мой лучший урок». Урок проведен в рамках новой методики - «интегральная диалогика». Роль
учителя литературы,
показать, что сквозной темой урока стала тема «человека». В центре произведения - человек нашего столетия - это не всегда сильная и гордая личность. Время социальных перемен породило новых героев, которые, к сожалению, не находят, или с трудом находят себя в этой жизни: герои- наемники, бродячие самураи, «слуги всех господ». Это люди, или группы людей из так называемого поколения «маргиналов».. - Так ли завидна участь этих «свободных художников», как они себя порой не без гордости называют? Потеряв стабильное положение в обществе, человек теряет свою биографию, становится кочевником, по сути бесформенной пустынной травой - перекати-поле, перестает ощущать себя частью земли, на которой родился, государства, в котором вырос. Становится «лишним», как это не парадоксально, сам себе ищет смерть и , к сожалению, во многих случаях, находит…А если не находит, то страдает….. Найти возможные пути из этого – задача урока, в заголовок которого вынесены слова известного немецкого философа Фридриха Ницше: «У человека можно отнять все права, нельзя отнять лишь смерть». Для развития навыков анализа организуется практическая работа в группах. . Форма работы – составление «таблицы эпизодов»,учащиеся отбирают цитаты, зачитывают отрывки. Учатся понимать философский смысл прочитанного, извлекают для себя жизненные уроки. Работа с текстом позволяет успешно формировать языковые навыки, вносить в урок эмоционально-образный компонент. На заключительном этапе урока
учитель
обществознания
выявляет социальные истоки явления. Исследовательские работы учащихся представлены в различных жанрах: обзор, ответы на вопросы, составление таблицы, размышление, эссе, и новый жанр творческой работы учащихся - спич. Еще ярче проходит урок по такой важной для обществознания и литературы – диссидентской тематике – урок на тему «Глоток свободы» по произведению Л. Улицкой «Зеленый шатер». Уже сама цель: на примере художественного произведения показать, какими событиями недавней истории представлено диссидентство, чьи имена стали символами инакомыслия, - говорит об интеграции, о диалоге двух предметов. «Зеленый шатер» - это дом, приснившийся одной из героинь романа, по судьбе которой так жестко прошлась эпоха «диссидентства», это дом, встреча, которой не суждено было сбыться, а вернее она сбылась, но уже за пределами этого мира, ровно через 40 дней после смерти дорогого ей человека…. Это она видела во сне зеленый шатер, куда он ее звал.. Глубоко символичен образ зеленого шатра, этого
общего дома в русской литературе: ДОМА, . в который мечтают все прийти, о котором писал поэт диссидент Александр Аркадьевич Галич: Когда
я вернусь, я пойду в тот единственный дом,
Где с куполом синим не властно соперничать небо,
И ладана запах, как запах приютского хлеба, Ударит меня и заплещется в сердце моем… Когда я вернусь. А когда я вернусь? Эффективность предлагаемого подхода подтверждена положительными результатами педагогического эксперимента, в ходе которого зафиксировано повышение уровня гуманитарной подготовки и развития личности учащихся. Список использованных источников: 1.
Корнющенко Д.И.
Интегральная диалогика: попытка новой технологии гуманитарного образования. Гл. 1, 3, 5 // Философия образования XXI века. 2002, №3, с. 89-121; 2.
К.С. Титов К.С.
Творчество и современность. - М. : Знание, 1982. - с61 с.
В раздел основное полное образование