"Эффективность применения электронного учебника"
Статья (из опыта работы)
Автор: Рожнева Людмила Валентиновна, учитель физики, МАОУ СОШ№1, город Березники, Пермский край
В раздел основное полное образование
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
Эффективность применения электронного учебника
(из опыта работы)
Выполнила: учитель физики
1 квалификационной категории
Л. В. Рожнева
Березники, 2016 г.
Эффективность применения электронного учебника.
Электронный учебник – это компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для группового, индивидуального обучения и позволяющее контролировать полученные знания и умения обучаемых.
Эффективность применения электронных пособий обусловлена следующими
положительными чертами:
1. Компактность и мобильность электронных средств обучения; 2. Динамическое отображение материала при помощи видеороликов или анимации; 3. Удобство и быстрота поиска желаемой информации; 4. Возможность объективного контроля и оценки уровня знаний и навыков пользователя; 5. Организация учебного процесса с помощью электронных пособий позволяет компактно представить большой объем учебной информации в четко структурированной и последовательно организованной форме.
Применение электронного учебника в учебном процессе может повлиять на:
a. повышение целенаправленности; b. усиление мотивации; c. повышение информативной емкости учебного содержания; d. активизацию учебно-познавательной деятельности обучаемых; e. ускорение темпа учебных действий. Электронный учебник при грамотном использовании может стать мощным инструментом в изучении большинства дисциплин. В зависимости от вида изложения (лекция, семинар, тест, самостоятельная работа) сам ход занятия должен быть адаптирован для достижения положительного эффекта от использования учебника, а сам учебник должен поддерживать те режимы обучения, для которых его используют. Используя электронные учебники на уроках физики я применяю различные формы и методы обучения. О некоторых из них я расскажу. 1. § 7 Строение вещества (опыт с окрашенной водой) Возможность моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления привлекает детей. Виртуальный эксперимент позволяет учащимся увидеть то,
что сложно себе представить. Это позволяет ученикам лучше усваивать изучаемый материал. Например, при изучении строения вещества просмотр видео ролика позволяет учащимся делать выводы, отвечать на вопросы. 2. § 9 Броуновское движение. Задание (Видео: молекулы жира) Возможность динамического отображения материала (при помощи роликов, или анимации) предоставляет излагаемый материал более наглядно и удобно для человеческого восприятия. Проведение эксперимента бывает не возможно из-за недоступности оборудования. Электронные средства обучения позволяют выполнить задания с использованием электронного приложения учебника. При изучении темы «Броуновское движение» учащиеся с интересом смотрят видеоанимацию движущихся молекул жира. Положительный эффект в том, что можно неоднократно просмотреть ролик, после чего делать выводы, объяснять явление, опыт. 3. §13 Различие в молекулярном строении веществ: а). Модель молекул в различных агрегатных состояниях; б). Тест (проверь себя). А) Одна из методических целей при использовании электронных пособий позволяет моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления. Для активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых в электронных средствах обучения созданы интерактивные модели. На уроке «Различие в молекулярном строении веществ» ученики рассматривают модели молекул, что позволяет им понять различие физических свойств веществ в зависимости от агрегатных состояний. Б) Тесты, встроенные в электронные пособия позволяют контролировать усвоение обучающимися учебного материала, но и к тому же позволяют облегчить работу преподавателя. Электронное тестирование даёт возможность ребятам осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности. В случае неправильного ответа ученики возвращаются к материалу параграфа и снова отвечают на вопросы. 4. § 15 Равномерное движение. Видеоэксперимент (задание) Назначение электронного учебника максимально облегчить понимание и запоминание наиболее существенных понятий. Причем активное, а не пассивное.
Это возможно, если вовлекать в процесс обучения иные возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память для этого используют компьютерные объяснения. В этом случае на помощь приходят видеоэксперименты. 5. § 29 Солнечная система (Это любопытно: заполнить сравнительную таблицу) Лучший вариант для самостоятельного изучения материала – его систематизация. Информативная компонента представлена в учебнике с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями и видеороликами с профессиональным озвучанием. Учащиеся, используя материал в виде текста или озвученного ролика (на выбор) должны заполнить таблицу данными о планетах солнечной системы, а затем сравнить все данные с характеристиками планеты Земля, разделить их на группы. Поскольку скорость выполнения заданий у учащихся разная, предусмотрены вопросы разного уровня сложности. Необходимо отметить, что в современных условиях меняется роль школы в обществе, а следовательно, и отношение ученика к школьному образованию. У многих учащихся проявляется стремление к сокращению времени обучения, усиливается тенденция к профессионализации образования, поэтому электронный учебник, в подобных случаях, лучший вариант для изучения предмета. И все же лейтмотивом применения компьютерных технологий в образовании представляется обеспечение возможности эффективного обучения. Использование компьютерных технологий будет значительным шагом в образовании, но только при условии обеспечения того, что не может дать печатный учебник.
Электронный учебник необходим как в урочной, так и во внеурочной
деятельности, потому что он:
● облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала, воздействует на слуховую и эмоциональную память и т.п.; ● допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями; ● освобождает от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач; ● предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы.
Эффективность применения электронного учебника.
Электронный учебник – это компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для группового, индивидуального обучения и позволяющее контролировать полученные знания и умения обучаемых.
Эффективность применения электронных пособий обусловлена следующими
положительными чертами:
1. Компактность и мобильность электронных средств обучения; 2. Динамическое отображение материала при помощи видеороликов или анимации; 3. Удобство и быстрота поиска желаемой информации; 4. Возможность объективного контроля и оценки уровня знаний и навыков пользователя; 5. Организация учебного процесса с помощью электронных пособий позволяет компактно представить большой объем учебной информации в четко структурированной и последовательно организованной форме.
Применение электронного учебника в учебном процессе может повлиять на:
a. повышение целенаправленности; b. усиление мотивации; c. повышение информативной емкости учебного содержания; d. активизацию учебно-познавательной деятельности обучаемых; e. ускорение темпа учебных действий. Электронный учебник при грамотном использовании может стать мощным инструментом в изучении большинства дисциплин. В зависимости от вида изложения (лекция, семинар, тест, самостоятельная работа) сам ход занятия должен быть адаптирован для достижения положительного эффекта от использования учебника, а сам учебник должен поддерживать те режимы обучения, для которых его используют. Используя электронные учебники на уроках физики я применяю различные формы и методы обучения. О некоторых из них я расскажу. 1. § 7 Строение вещества (опыт с окрашенной водой) Возможность моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления привлекает детей. Виртуальный эксперимент позволяет учащимся увидеть то,
что сложно себе представить. Это позволяет ученикам лучше усваивать изучаемый материал. Например, при изучении строения вещества просмотр видео ролика позволяет учащимся делать выводы, отвечать на вопросы. 2. § 9 Броуновское движение. Задание (Видео: молекулы жира) Возможность динамического отображения материала (при помощи роликов, или анимации) предоставляет излагаемый материал более наглядно и удобно для человеческого восприятия. Проведение эксперимента бывает не возможно из-за недоступности оборудования. Электронные средства обучения позволяют выполнить задания с использованием электронного приложения учебника. При изучении темы «Броуновское движение» учащиеся с интересом смотрят видеоанимацию движущихся молекул жира. Положительный эффект в том, что можно неоднократно просмотреть ролик, после чего делать выводы, объяснять явление, опыт. 3. §13 Различие в молекулярном строении веществ: а). Модель молекул в различных агрегатных состояниях; б). Тест (проверь себя). А) Одна из методических целей при использовании электронных пособий позволяет моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления. Для активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых в электронных средствах обучения созданы интерактивные модели. На уроке «Различие в молекулярном строении веществ» ученики рассматривают модели молекул, что позволяет им понять различие физических свойств веществ в зависимости от агрегатных состояний. Б) Тесты, встроенные в электронные пособия позволяют контролировать усвоение обучающимися учебного материала, но и к тому же позволяют облегчить работу преподавателя. Электронное тестирование даёт возможность ребятам осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности. В случае неправильного ответа ученики возвращаются к материалу параграфа и снова отвечают на вопросы. 4. § 15 Равномерное движение. Видеоэксперимент (задание) Назначение электронного учебника максимально облегчить понимание и запоминание наиболее существенных понятий. Причем активное, а не пассивное.
Это возможно, если вовлекать в процесс обучения иные возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память для этого используют компьютерные объяснения. В этом случае на помощь приходят видеоэксперименты. 5. § 29 Солнечная система (Это любопытно: заполнить сравнительную таблицу) Лучший вариант для самостоятельного изучения материала – его систематизация. Информативная компонента представлена в учебнике с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями и видеороликами с профессиональным озвучанием. Учащиеся, используя материал в виде текста или озвученного ролика (на выбор) должны заполнить таблицу данными о планетах солнечной системы, а затем сравнить все данные с характеристиками планеты Земля, разделить их на группы. Поскольку скорость выполнения заданий у учащихся разная, предусмотрены вопросы разного уровня сложности. Необходимо отметить, что в современных условиях меняется роль школы в обществе, а следовательно, и отношение ученика к школьному образованию. У многих учащихся проявляется стремление к сокращению времени обучения, усиливается тенденция к профессионализации образования, поэтому электронный учебник, в подобных случаях, лучший вариант для изучения предмета. И все же лейтмотивом применения компьютерных технологий в образовании представляется обеспечение возможности эффективного обучения. Использование компьютерных технологий будет значительным шагом в образовании, но только при условии обеспечения того, что не может дать печатный учебник.
Электронный учебник необходим как в урочной, так и во внеурочной
деятельности, потому что он:
● облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала, воздействует на слуховую и эмоциональную память и т.п.; ● допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями; ● освобождает от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач; ● предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы.
В раздел основное полное образование