Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Урок-путешествие по городу Имя существительное страны Морфологии"

конспект урока

Автор: Бирюкова Людмила Сергеевна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ Республики Марий Эл "Новоторъяльская школа-интернат основного общего образования", Республика Марий Эл, пгт. Новый Торъял



В раздел основное полное образование




Урок-путешествие по городу Имя существительное страны Морфологии.
Цели:  обобщить и закрепить знания, умения и навыки по теме: "Имя существительное";  расширить представление учащихся о грамматических признаках имени существительного;  развивать языковую память, речевой слух, способствовать развитию интеллекта;  повысить мотивацию к изучению русского языка через занимательные задания;  воспитывать любовь к предмету, формировать личность школьника.
Ход урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний
- Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие по стране, название которой вам нужно отгадать.
Составьте слово из букв
м о р л ф г о и о я - Как вы думаете, кто живет в стране Морфологии? Почему? - Очень много городов в этой стране. Но сегодня на уроке мы побываем только в одном. Узнайте, в каком? Я в языке одни предметы называю, Запомните, друзья, - вот главный мой секрет; Когда процесс и признак я обозначаю, То их всегда представлю как предмет.
Введение в тему урока


-
О какой части речи мы будем говорить сегодня? ( об имени существительном)
Слайд 1. Записываем тему урока
- Ребята, вы любите путешествовать? Как вы думаете, что необходимо каждому путешественнику? Цель нашего путешествия - повторить и обобщить все, что мы знаем об имени существительном, его морфологические признаки и расширить знания об этой замечательной части речи. - Представьте себе, что вы заняли места в автобусе, и мы отправляемся с вами в путь. А помощником в нашем путешествии будет карта города. Посмотрите внимательно на нее. В нашем городе, как и в любом другом, есть центр, улицы, проспекты, парки. На этих улицах нас ждут испытания. Чтобы их преодолеть, нам нужно будет выполнить различные задания. За каждое задание будете выставлять оценку в оценочный лист. - Сейчас мы находимся на вокзале города Имя существительное. Чтобы начать путешествие, мы должны дать определение существительного.
Слайд 2. Заполнить пропуски.
Имя существительное - это..., обозначает..., отвечает на вопросы..., в предложении чаще всего является... Чтобы попасть в центр города, нам надо пройти Падежный проспект, который пересекается с шестью улицами. Почему с шестью?
Работа у доски
(1 уч.)
Поставить существительные в форму Р.п., мн.ч.
Дело, помидоры, яблоки, место, носки, чулки. (
Взаимопроверка
- класс оценивает ученика)
Слайд 3. Задание классу:

Найти в тексте существительные, определить их падеж

Индивидуальная работа
(2 уч.) - Наши падежные улицы своими разными концами упираются в два парка Множественного и Единственного числа. Но среди них есть особенные существительные. Как вы думаете, какие? ( Существительные, которые
имеют форму только ед. ч., и существительные, которые имеют форму только мн. ч.
Работа у доски
( 1 уч. )
Задание:
Мама попросила сходить в магазин и купить продукты, названия которых имена существительные, имеющие форму только ед. ч. Вы отправляетесь в молочный отдел. Напишите названия покупаемых предметов.
( Взаимопроверка )

Слайд 4. Задание классу:
распределите существительные по числам в три колонки: форма только мн. ч., форма только ед. ч., две формы. Библиотека, грабли, ножницы, темнота, дерево, хлопоты, река, праздники, растение, молодежь, чернила, молоко, очки, погода.
Слайд 5. Проверь себя! ( Самооценка )
Чтобы ехать дальше, мы должны
отгадать загадки-шутки
. Ответами должны быть только существительные. 1. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой. (Тень) 2. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон) 3. Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. (Яма) 4. В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (Февраль) 5. Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя)
Защита проекта "Происхождение фразеологизмов".

(Для создания проекта группе учащихся нужно было подобрать

материал о таких фразеологических оборотах, в которых есть

существительные.)

-
Итак, продолжаем путешествие. Мы подъезжаем к улицам Собственная и Нарицательная.
Решение проблемной задачи
Могут ли имена нарицательные стать собственными?
Птица орел, цветок роза, воздушный шарик, плодородная земля.
Задание сильным учащимся: вписать в пустые клеточки собственные

имена существительные. (Работает группа из трех человек)

Слайд 6. Найдите имена собственные, спрятавшиеся в предложениях.
Кто принес куклу из магазина? (Зина) Как зовут девочку, которая уехала на юг пятого января? (Варя) Кто , заметив паука, спрятался под диван? (Иван) Кто каждое утро поет песню про гардемарина? (Марина) - В чем особенность имен собственных? - Какие существительные относятся к собственным? - Как вы думаете, нужны ли имена собственные? А если бы их не было? Мы отправляемся на следующие улицы: Одушевленная и Неодушевленная. - Что вы можете сказать о жителях этих улиц? - Чем отличаются одушевленные существительные от неодушевленных?
Работа с сигнальными карточками.
Я сейчас буду читать слова, а вы должны определить, одушевленное существительное или неодушевленное. Если одушевленное, поднимаете карточку с буквой О, если неодушевленное - с буквой Н. Небо, иней, школьник, лес, котенок, газета, девочка, окно, ягода, охотник, друг, снег, птица, дерево, дедушка.
Физкультминутка.

-
Молодцы! Едем дальше. Наш автобус подъезжает к улицам м., ж. и ср. рода.
Работа у доски. Определить род несклоняемых существительных.
Кофе, пальто, кенгуру, радио, шимпанзе, авеню, шоссе, ТЮЗ.
(Взаимопроверка)

Работа в группах.

Даны карточки со словами: город, ощущение, молодежь, впечатление, мышь, рюкзак, книга, солнце, путь, полотенце, движение, вещь, цветок, столица, площадь, берег. 1 группа - выписать существительные м. р. 2 группа - выписать существительные ж. р. 3 группа - выписать существительные ср. р.
(Взаимооценка)
- Какого рода существительные плакса, задира, непоседа, умница? - Как определить род таких существительных? - Молодцы! Продолжаем путешествие.
Создание проблемной ситуации.

-
Посмотрите-ка, ребята, что здесь происходит? Почему наш автобус остановился и не может ехать дальше? От некоторых существительных убежали буквы. Вам нужно их найти и вставить в слова.
Слайд 7.
Петя, я решил рассказать тебе об отдыхе в деревн_ у бабушк_ . Утром рано пропел петуш_к. Я вышел во двор, ко мне подбежала собака _руж_к. И мы помчались в конец деревн_, на луж_к, где рос горош_к. - Молодцы справились с заданием. Мы подъезжаем к улицам склонений.
Работа у доски (3 уч.)
1 уч. пишет существительные 1 склонения. 2 уч. - существительные 2 склонения. 3 уч. - существительные 3 склонения. Слова: торт, спорт, окно, дерево, конфета, дочь, конь, печь, мышь, кружка, веселье, земля, речь, юноша, гора.
Индивидуальная работа (2 уч.)
1 уч.: выписать разносклоняемые существительные. 2 уч.: выписать несклоняемые существительные.
Слайд 8. Задание классу:

- Я вам буду читать загадки, а вы распределите отгадки по улицам - трем склонениям. А заодно мы с вами повторим правописание Ь после шипящих. Отгадкой должно быть существительное с шипящей на конце. 1. Стоит дед над водой и трясет бородой. (Камыш) 2. Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером. (Ночь) 3. Драчун и забияка живет в воде, кости на спине, и щука не проглотит. (Ерш) 4. Две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели поливает. две недели подсыхает. (Рожь)
Учащиеся делают вывод о склонении существительных.
- Молодцы! Вот и подошло к концу наше путешествие по городу Имя существительное.
Итог урока. Рефлексия.

-
Чему был посвящен сегодняшний урок? О многих интересных особенностях этой части речи мы поговорили, выполняя различные задания. На следующих уроках мы с вами побываем в других городах страны Морфологии. Я надеюсь, что на каждом уроке русского языка вам будет интересно, потому что язык наш необыкновенно богат и красив. И обращаться с ним надо необыкновенно бережно. - Ребята, у каждого из вас на парте есть листочек с фразой: "Оказывается, что... " Напишите продолжение этой фразы по выводам нашего урока.
Выставление оценок
(выводится средняя оценка по оценочному листу)
Домашнее задание
1группа - составить карточки-задания по изученным орфограммам. 2 группа - составить кроссворд по теме: "Имя существительное".


В раздел основное полное образование