Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Организация коррекционной работы с детьми ОВЗ на уроках истории и обществознания"

Выпускная работа курсов повышения квалификации

Автор: Таганова Гузель Эюповна, учитель истории и обществознания, МБОУСОШ №1, село Летняя Ставка, Ставропольский край



В раздел основное полное образование



ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕ- ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Тема: «Организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ на уроках исто-

рии и обществознания»

(методические рекомендации)
Выполнена: Тагановой Гузель Эюповной, учителем истории высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 1 с. Летняя Ставка Туркменского района
оГЛАВЛЕНИЕ 1.Дифференцированный и индивидуальный подход в изучении предмета истории 1.1 использование пиктограмм - возможность осуществления индивидуального подхода 1.2 работа с картой 1.3 работа с историческим документом, иллюстрацией 1.4 работа с печатным документом 1.5 дидактическая игра - метод эффективности результата обучения 2. Формирование социальной компетентности учащихся с ОВЗ на уроках об - ществознания 2.1 задачи развития социальной компетенции 2.2 основные принципы в преподавании обществознания 2.3 основные методы работы при изучении материала 2.4 типы уроков 3. Роль курсов истории и обществознания в формировании компетентности учащихся 4. Используемая литература 5. Интернетресурсы 2
1.Дифференцированный и индивидуальный подход в изучении предмета ис - тории Школа играет огромную роль в воспитании нового человека: она осуще - ствляет передачу от поколения к поколению накопленных человечеством и необходимых для жизнедеятельности общества знаний, привитие уме - ний и навыков, формирование ценностных ориентаций. Одной из со - ставных частей общей культуры является речевая культура человека, ко - торая тесно связана с культурой мышления, чувств, культурой поведе - ния, во многом определяет качества нравственного облика личности, влияет на эффективность коммуникативной деятельности. Поэтому счи - таю одним из важнейших направлений работы – повышение речевой культуры учащихся; воспитание культуры общения. Особую роль в этом процессе играет такой предмет, как история Древне - го мира. Традиционно в рамках этого курса ученики прослеживают путь развития человечества от первобытного общества к древнейшим цивили- зациям, изучают историю возникновения и развития первых государств Востока и античного мира. Именно с изучения истории Древнего мира учащиеся вступают на путь познания прошлого человечества. В 5 классе формируются основные понятия, умения и навыки, необходимые уча - щимся для восприятия более сложного материала в последующих клас. Основным методом работы с этими детьми на уроке истории должен быть дифференцированный и индивидуальный подход к изучению пред - мета. Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования. При этом учитываются ин - дивидуально-типологические особенности ученика. Дифференциация в рамках класса не должна быть явной. Задания для первого уровня направлены на изучение фактического материала, напри - мер, рассказать об природных и климатических условиях и занятиях древних жителей Китая. Для второго – увеличение трудности: сравнить, сделать несложные выводы. Для третьего – усложнение и углубление ма- териала: дать самостоятельную оценку историческим событиям, выска - зывая при этом собственные суждения 3
В классах есть слабоуспевающие учащиеся, которые с трудом запомина - ют и воспроизводят материал. Поэтому в процессе объяснения материа - ла используется пиктограмма – обозначение какого-либо предмета, со - бытия, действия, явления с помощью рисунка. Смена ярких рисунков со - здает определенный алгоритм ответа, а рисунок-подсказка помогает за - помнить текст. Использование пиктограмм дает возможность осуще - ствить индивидуальный подход к учащимся. Опыт показывает, что этот прием эффективен именно со слабоуспевающими учениками, т.к. акти - визируется познавательная деятельность учащихся, вызывается интерес, желание отвечать. Рационально использовать пиктограммы именно на уроках истории Древнего мира, чтобы помочь учащимся включиться в изучение нового предмета. Пиктограммы могут стать основой заданий для учащихся на уроке: при изучении нового материала и его закрепле - нии, на разных этапах повторения знаний. Например: “Расскажите о за - нятиях первобытных людей, опираясь на пиктограммы В преподавании истории особое место занимает умение учащихся рабо - тать с картой. Формированию этих навыков способствует непосредствен- ная работа на уроке с настенной и контурной картами. На вводных уро - ках по Древней Греции, например, после самостоятельного прочтения пункта о природе и населении, проводится работе по карте . Дети нахо - дят по карте, какими морями омывается Греция, называют крупные острова, современную столицу страны, показывают ее на современной политической карте мира. В дальнейшем в качестве домашнего задания работают с контурной картой. Кроме того, в начале таких уроков беседа о том, что они знают о сегодняшнем дне этой страны, проведя, таким об - разом, связь с современностью. Особое значение на уроках истории имеет работа с историческими доку - ментами, справочной литературой. Дополнительный разъясняющий, уточняющий материал и работа с ним расширяет кругозор учащихся. Равнозначным с учебным текстом по роли в развитии учащихся является иллюстративный материал – учебные картины. Иллюстрации активизи - руют воображение, способствуют развитию монологической речи, помо - гают осуществлению межпредметных связей. Использование следующих заданий для иллюстрации: придумать название иллюстрации; построить рассказ по содержанию картины; найти в тексте строки, относящиеся к картине; 4
определить занятия людей по картине и их социальную принадлежность. Выполнение заданий самостоятельной работы с книгой или другим пе - чатным материалом требует учитывать индивидуальность учащихся, поэтому задания даются дифференцированно. Сегодня психолого-педагогическая наука утверждает: для того, чтобы учение было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положитель - ное отношение к тому, чему мы хотим его научить. Каждый учитель стремится, чтобы его уроки были интересными, запоминающимися, вы - зывали интерес к предмету. Одной из форм, позволяющих сделать это, является дидактическая игра. Актуальность игры в настоящее время по - вышается из-за перенасыщенности современного школьника информа - цией. Игры способствуют: развитию познавательного интереса к истории у всех учащихся в классе, усвоению материала даже слабоуспевающими учащимися, позволяют быстро проверить результат разнообразить учебную деятельность развитию навыков коммуникации, чувство коллективизма, отношений доброжелательности, толерантности Одним из эффективных методов усовершенствования образовательного процесса в контексте преподавания истории в школе является использо - вание учебных мультимедиа-продуктов. Они активизируют мыслитель - ную деятельность и повышают эффективность усвоения материала благодаря интерактивности, позволяют организовывать дистанционное обучение для учеников, пропускающих занятия по болезни, предостав - ляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов для подготовки к сообщениям на уроке. Еще одним очень эффективным методом преподавания истории Древне - го мира детям с ограниченными возможностями считаю интегрирован - ные библиотечные уроки + история. Они обладают большой дидактиче - ской ценностью: позволяют усвоить базовую информацию, развивают познавательный интерес, читательскую самостоятельность, воспитыва - ют культуру чтения, способствуют развитию речевой деятельности уча - щихся, расширяют словарный запас учащихся и их кругозор. 5
Так, например, интегрированный урок история + МХК + библиотечный урок “Религия Древней Греции” (совместно с учителем МХК и зав. биб - лиотекой), используя разнообразные формы и методы (викторина, ребу - сы, логические задания, слайдфильм), знакомит ребят с особенностями религии древних греков, с мифами об Олимпийских богах. Ребята учатся анализировать, делать выводы, высказывать и защищать свою точку зре - ния. Таким образом, планомерная работа на уроках истории Древнего мира по развитию речи детей способствует постепенному и качественному формированию процессов слушания, говорения и чтения, которые очень влияют друг на друга; содействует воспитанию культуры общения, помо- гает эффективно осуществлять интеграцию таких детей в образователь - ное пространство школы с учетом уровня развития каждого ребенка. В современной Концепции обществоведческого образования в качестве целевых установок выделено формирование
социальных компетенций
или опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных за - дач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятель - ности, межличностных отношениях; отношениях между людьми разных на - циональностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере; для соотнесе - ния своих действий и действий других людей с нормами поведения, установ - ленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Фактически, обществоведческое образование со - здает необходимые условия для компетентного исполнения типичных соци - альных ролей. Реализация компетентностного подхода к организации образовательно - го процесса требуют пересмотра традиционных форм и методов обучения, модернизации подходов к формированию ресурсной базы преподавания пред- мета, внедрения в процесс обучения инновационных технологий.
Задачами развития социальных компетенций обучающихся кор

-

рекционной школы в процессе изучения предмета «Обществознание» яв-

ляются
: - овладение старшеклассниками умениями получать элементарную со - циальную информацию; осваивать важнейшие способы познавательной, ком - муникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жиз - ни гражданского общества и государства; - приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношениях; в семейно-быто - вой сфере; 6
- соотнесение своих действий и действий других людей с нормами по - ведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе; - приобретение опыта совместной работы в коллективе, ориентирован - ной на достижение заявленного и ожидаемого результата; - умение делать ответственный выбор на основе простого анализа ситу - ации; -приобретение навыков адекватной самооценки; -закрепление умения анализировать ситуацию на рынке труда, оцени - вать собственные профессиональные возможности; - наличие навыков общения и совместной деятельности, готовности к сотрудничеству с другими людьми, умения разрешать конфликты, осуще - ствлять стрессовый контроль; - развитие навыков принятия самостоятельных решений в профессио - нальных, межличностных, социальных ситуациях; - развитие способности к сотрудничеству в коллективной деятельности, умения эффективно работать в составе групп; - самостоятельная постановка задач и способность их решения, в том числе и в критической ситуации. Основной задачей формирования социальной компетентности учащих - ся с ОВЗ является успешная социализация выпускника коррекционной шко - лы. `---В программе основными принципами являются принцип коррекци - онной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развиваю - щей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип на - глядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. В содержание курса обществознания включены в доступной форме эле - ментарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования детей с от - клонением в интеллектуальном развитии нравственных и правовых норм жизни в обществе. При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания вос - питанников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможно - стей воспитанников старшей школы. Программа учитывает особенности по - знавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном разви - тии. Уроки обществознания направлены на всестороннее развитие личности воспитанников, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гра - жданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществозна - ния воспитанники знакомятся с современной политической жизнью страны, получают основы правового и нравственного воспитания. . Методы:  Словесные - рассказ, объяснение, беседа  Наглядные - наблюдение, демонстрация 7
 Практические – упражнения.  Методы изложения новых знаний  Методы повторения, закрепления знаний  Методы применения знаний  Методы контроля Одним из основных методов работы с учащимися при изуче нии данного материала является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и до - полнить их, активизировать поиско во-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников. Занятия проводятся в классно урочной форме. Типы уроков:  Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)  Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)  Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обоб - щающий урок)  Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно- проверочный урок)  Комбинированный урок Уроки обществознания призваны способствовать возможно большей само - реализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта. Цель данного курса — создание условий для социальной адаптации уча щихся пу- тем повышения их правовой и этической грамотности, со здающей основу для безболезненной интеграции в современное об щество ребенка через зна - ние своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими права - ми.
Основные задачи, решаемые на уроках:

- п
олучение элементарных знаний о праве, Законодательстве РФ, право- порядке, мерах его укрепления и способах охраны; - установка на законопослушное поведение и активное неприятие нару - шений правопорядка; - формирование социально-полезного поведение личности, проявляю - щееся в осознанном правомерном поведении, умелой реализации прав и сво - бод, ответственном выполнении обязанностей гражданина.
Тема « Государство, право, мораль » в 8 классе п
редполагает общее знакомство учащихся с морально этичес кой проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, дает самые общие представления о праве и государ - стве. Введение в тематику государства и права связывается с этичес кими проблемами, что позволяет заложить целостную основу курса и избежать су - хой непедагогической подачи материала. Содержание темы поможет ученику освоиться с мыслью, что ему предстоит са мостоятельная жизнь, что ему 8
необходимо регулировать свое пове дение и нести за свои поступки нрав - ственную и правовую ответственность.
Тема « Конституция Российской Федерации» з
накомит с основами конституционного устройства Российской Федерации. Эта тема дает пред - ставление о российском государстве как о целостной политико-правовой си - стеме, готовит учеников к следующей теме, являющейся основной для всего курса.
Тема «Права и обязанности гражданина России» п
освящена основ - ным правам и обязанностям гражданина Рос сии в областях, которые являют - ся базисными в процессе социальной адаптации и общественной жизни. Дан- ная тема носит практи ческий характер и адаптирована к социальным и пси - хологическим потребностям учащегося коррекционной школы Общим для всех разработок являются социальная направленность и практикоориентированная составляющая процесса обучения. Акцент на заня - тиях делаю на формировании умений применять полученные знания и навы - ки, действовать в предложенных учебных ситуациях, решать практические задачи. Широко применяю на уроке и во внеурочной деятельности информаци - онно-коммуникативные средства обучения. Владея информационными техно - логиями, позволяющих разнообразить урок элементами аудиовизуального ряда, иллюстративными и контролирующими материалами, презентациями. Наряду с традиционными, уроки практического характера: составление и заполнение распространенных документов (заявления, обращения, догово - ры). Видеоэкскурсии помогают познакомиться с учебными заведениями края, где детям предстоит продолжить обучение; расширяют и помогают реализо - вать свое право на пользование культурными ценностями: Одним из направлений формирования социальной компетентности уча - щихся с ОВЗ на уроках обществознания является гражданско –правовое вос - питание. Гражданско-правовое воспитание и образование направленно на фор - мирование гражданской компетенции личности – это совокупность готовно - сти и способностей, позволяющей личности активно, ответственно и эффек - тивно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гра - жданском обществе, применить свои знания и умения на практике. Необходимо донести до детей и убедить их в том, что они должны пони - мать свою ответственность перед обществом и будущим поколением, защи - щать свои права и отстаивать свою позицию в различных ситуациях. воспи - тывать в детях гражданские чувства, вырабатывать активную жизненную по - зицию, принимать взвешенные решения, отвечать за свои поступки. На уроках обществознания, касающихся правовой сферы одной из важней - ших задач, является задача максимальной активизации школьников и осозна - ния ими практической значимости изучаемого материала. Повышению ин - тереса к проблемам права, формированию демократической правовой культу - ры способствует личное вовлечение учащихся в процесс изучения темы. Так, 9
при изучении темы «Правовые основы брака и семьи» учащиеся 9 классов высказывают свое отношение к браку, семейной жизни, по проблемам воспи - тания детей. Это представляется актуальным, так как большинство из них в недалёком будущем создадут собственные семьи. Рассматривая конкретные ситуации, соотнося их с правовыми документами учащиеся пробуют само - стоятельно осмыслить сущности семейного права, у них формируются по - требности в соблюдении его установок. Работая в группах, ребята составляют и решают ситуации - задачи по данной отрасли права. При этом ученики при - меривают на себя ряд социальных ролей со всей присущей им полнотой прав и обязанностей. В системе решения задач по воспитанию правовой культуры доминиру - ют активные формы уроков. К примеру, деловые игры. Изучение основ права ведется с использованием решения практических за - дач. Как показала практика, наиболее эффективна организация работы в па - рах, при этом задачу получает каждый ребенок индивидуально. Выполнив свою работу, ученик получает дополнительное задание. Учащимся позволяет - ся обмениваться задачами. Все варианты решения задач обсуждаются в клас - се. Такая форма работы способствует воспитанию навыков сотрудничества, учит выражать свое мнение, внимательно слушать других, прививает толе - рантность, чувство уважения к праву. На уроках обществознания систематически создаются проблемные си - туации, ставятся проблемные вопросы о гарантиях своей личной безопасно - сти, о соблюдении прав гражданина в нашей стране и способах их защиты. Дети конкретизируют свои знания, рассуждают с эмоционально-личностных позиций. Важно то, что в данных ситуациях формируется способность отста - ивать законные права - свои и других людей, не мириться с нарушениями за - кона. На уроках обществознания в рамках изучения темы «Конституция Рос - сийской Федерации. Конституционные права и обязанности» учащиеся рабо - тают с документами. Правовая культура формируется постепенно. Раньше всего закладыва - ется фундамент - элементы нравственной культуры: совесть, честь, правди - вость, чувство собственного достоинства, милосердие, доброта. Без них пра - вовая культура не может быть полноценной. Изучение предмета «Общество - знание» играет важную роль в формировании, прежде всего, социальной компетенции выпускника коррекционной школы. Курс обществознания позволяет учащимся с ОВЗ усвоить наиболее акту - альные обобщенные знания о человеке, обществе, отношении человека к при- роде, обществу, самому себе. Уроки в последующим помогают учащимся ориентироваться в социальной реальности, подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей ( гражданин, член семьи, избиратель, собственник), школьники могут усвоить идеалы и ценности демократическо - го общества, патриотизма 10

Литература:
1 Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Дрофа, 2010. – 606, (2) с. – (Российская академия образования – учителю), с.89 2 Хуторской А.В. Ключевые компетентности : технология конструирования // Народное образование. – 2003. - №5, с 99 3 Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет журнал «Эйдос» 4 Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Дрофа, 2010. – 606, (2) с. – (Российская академия образования – учителю), с.103 5 Программы общеобразовательных учреждений : история. Обществознание : 10-11 кл. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2009. – 88 с. – ISBN 978-5-09-016305-7, с. 67 6 Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2010. – 132 с. (Школьное образование) 11
12


В раздел основное полное образование