Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Задачи по формированию УУД по физической культуре на уроках и во внеурочное время в сельской малокомплектной школе"

Статья на педагогическую тематику

Автор: Свитачев Владимир Васильевич, учитель физической культуры, МБОУ Песковатская СШ, Хутор Песковатка, Городищенский район, Волгоградская область



В раздел основное полное образование




Задачи по формированию универсальных учебных действий по физической культуре

на уроках и во внеурочное время в сельской малокомплектной школе.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а это открывает учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Для успешного выполнения ВСК ГТО и формирования у учащихся УУД в нашей школе разработана и воплощается в жизнь комплексная программа спортивно – оздоровительного направления «Здоровое поколение», направленная на формирование здорового образа жизни, поддержание хорошей физической формы детей. Вопросы, связанные с физическим воспитанием и формированием здорового образа жизни, часто заслушиваются на заседаниях педагогических и методических советов, на родительских собраниях. Реализацию программы «Здоровое поколение» мы начали с воспитания здорового учителя: именно в этом мы видим залог будущих успехов работы с детьми. Особенно важно это именно для малокомплектной сельской школы, где все хорошо знают друг друга. Дружит со спортом весь педагогический коллектив школы, причем учителя принимают непосредственное участие во многих соревнованиях вместе с детьми. Сборные и мужчин, и женщин выставляют свои команды для участия в розыгрыше кубка школы по волейболу. В «День здоровья» проходят «Веселые старты» между сборной учителей и сборной детей в присутствии всех учащихся школы. А самым любимым видом спорта у нас является теннис – организованы секции по этому виду спорта для мужчин и для женщин. Учителя начальных классов и среднего звена обязательно включают в планы своей работы проведение совместных мероприятий с родителями «Папа, мама, я – спортивная семья», «А, ну-ка, парни!». Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок. Качественное проведение уроков обеспечивает успех самостоятельной работы и выполнение учащимися различных заданий учителя. Свою задачу на уроке я вижу в том, чтобы учащиеся привыкли к использованию средств физического воспитания ежедневно в различных условиях учебы, труда, отдыха; чтобы тема здорового образа жизни не превращалась для них в пустые слова, а забота о сохранении и укреплении своего здоровья стала нормой их жизни. Как можно чаще я стараюсь проводить уроки физкультуры на свежем воздухе, хотя это порой бывает очень трудно. Особое внимание в нашей школе уделяется внеклассной спортивной работе – почти все ученики школы занимаются в секциях по волейболу, баскетболу, настольному теннису и стрельбе из пневматической винтовки. Соревнования в малокомплектных школах имеют свою специфику, о них расскажу подробнее. В связи с малым количеством учащихся в классах, я формирую разновозрастные команды: начальное звено, 5–7 классы, 8–11 классы. Традиционными в школе стали соревнования по подтягиванию, которые мы проводим в конце каждой четверти. Они превращаются в настоящий спортивный праздник, в эти дни в спортивном зале собирается вся школа. Победители определяются как в личном зачете в
каждом классе, так и в группах классов: 2–3 классы, 4–5 классы, 6–7 классы, 8–9 классы, 10– 11 классы. Чемпионы награждаются дипломами. Урок физической культуры в малокомплектной школе является основной формой обучения двигательным навыкам и умениям, воспитанию физических качеств учащихся. Задачи оздоровительные, образовательные и воспитательные решаются на уроках в тесной взаимосвязи. В условиях обучения учащихся разного возраста и неодинакового уровня физической подготовленности в пределах одного класса организация и проведение уроков физической культуры требуют от учителя тщательной подготовки. По существу, учителю необходимо подготовиться одновременно к нескольким урокам. В основном, как показывает практика работы малокомплектных сельских школ, уроки физической культуры целесообразно строить на однотемном программном содержании, но возможны и другие варианты построения уроков, особенно при повторении пройденного на предыдущих занятиях, при разучивании нового материала и т. д. Какие же задачи по формированию УУД ставит учитель на уроках физической культуры в сельской малокомплектной школе?
Оздоровительные задачи урока:
 Решаю с помощью упражнений, формирующих осанку, дыхательных упражнений и самостоятельных упражнений для закаливания организма, входящих в ЗОЖ.
Развивающие задачи урока:
 Формирую у учащихся познавательные универсальные учебные действия, которые включают: обще учебные (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности), логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.  Коммуникативные универсальные учебные действия: управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий в малокомплектной школе, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в разновозрастной группе, в итоге: - возрастает сплоченность класса и команды на спортивных секциях; - меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя; - растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы в разновозрастной группе, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует; - дети, помогающие своим младшим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя; - дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.  Регулятивные универсальные учебные действия формируются при сравнении поставленных задач урока и конечного результата, с целью обнаружения отклонений и отличий от этих задач. Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями: -состояние здоровья детей; -умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
-стремление принимать и решать учебную задачу; -навыки общения в разновозрастной группе; - умение контролировать свои действия на уроке. Таким образом, формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе по физической культуре осуществляется в тесной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.
Ссылки на источники
1. Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения. Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2008. – 14с. 2. Программа курсов повышения квалификации «Система работы образовательных учреждений по развитию универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Модуль № 2, 5, 6, 7. 3. Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2010. – 64с. 4. Баранов, А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурно-оздоровительных занятий / А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева // Физическая культура. – 2006. – №5. – С. 15-18.


В раздел основное полное образование