"Профессионально- трудовая реабилитация учащихся через реализацию услуг по сборке станков 2М-112"
Методическая разработка
Автор: Даровских Людмила Александровна, методист, Орловское СУВУ, город Орлов Кировской области
В раздел основное полное образование
Профессионально - трудовая реабилитация учащихся через
реализацию услуг по сборке станков 2М-112
Автор: Даровских Людмила Александровна,методист федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Орловское специальное учебно- воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением закрытого типа Одной из основных целей функционирования образовательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением закрытого типа является организация условий для успешной реабилитации обучающихся, то за период пребывания воспитанника в специальном учреждении важно сформировать у него самые разнообразные компетенции, на наш взгляд, основными из них являются: • профессиональные; • социально - трудовые. Профессионально- трудовая реабилитация –это формирование профессионально- трудового статуса воспитанников, позитивного отношения к трудовой деятельности, ориентация в выборе профессии.
Как отмечал Алексей Михайлович Кушнир в своей статье «Уроки истории: социальное воспитание подростков и производственный труд»,- «Низкая эффективность личностно- ориентированной парадигмы воспитания обусловлена прежде всего тем, что она не предложила практике новых инфраструктурных решений, осталась «на коленках» учебного процесса с его специфической «седалищной» материальной базой: стол, стул, книжка, авторучка, компьютер. К тому же остался невостребованным самый мощный личностно-образовательный фактор –продукт деятельности с его значимостью, стоимостью, качеством и конкурентоспособностью. На учебной инфраструктуре такой продукт в расчете на каждого ученика произвести нельзя». Основное направление, при реализации которого не обойтись без деятельностного подхода, это - профессиональное обучение. Учащиеся в нашем училище обучаются с 14 лет по следующим специальностям: токарь, слесарь механосборочных работ, маляр строительный, штукатур, столяр строительный, изготовитель художественных изделий из дерева. В процессе совершенствования умений и навыков, приобретения опыта практической деятельности во время производственной практики учащиеся изготовляют востребованную продукцию. Это табуреты, ручки к молоткам и топорищам, пассатижи, молотки, резные изделия из дерева, настольно-сверлильные станки 2М-112 и многое другое. В 2012 году в училище прошло лицензирование на обучение подростков по программам среднего профессионального образования по специальностям: мастер столярно- плотничных и паркетных работ и слесарь. Производственную практику обучающиеся групп СПО по профессии слесарь, проходят при училище, так как оно является сборочной площадкой по выпуску настольно- сверлильных станков
2М112, руководит производственной практикой представитель работодателя, также руководитель практики назначается и от училища. Знания, умения и навыки, профессиональные компетенции, полученные обучающимися в процессе реабилитации в Орловском СУВУ, в результате осуществления деятельностного подхода, становятся пожизненным даром училища выпускникам. Мы надеемся, что этим наследством подростки распорядятся правильно в своей дальнейшей судьбе. После выпуска из училища в течении 3-х лет мы отслеживаем судьбу наших выпускников. 60% учащихся устраиваются по специальности, приобретенной в Орловском СУВУ, часть учащихся поступают в другие учебные заведения, идут в армию. Формировать профессиональную направленность у обучающихся — это значит укреплять у них положительное
отношение к будущей профессии, интерес, склонности и способности к ней, стремление совершенствовать свою квалификацию после окончания училища, развивать идеалы, взгляды, убеждения, престиж профессии в собственных глазах будущего специалиста. Основной путь формирования профессионального интереса у обучающихся, развития потребностей в приобретении знаний, выработки умений и навыков –это максимальное приближение учебного процесса (занятий по теоретическому обучению и занятий по технологии в школе) к практике. [ 1] В Орловском СУВУ становится актуальным овладение учащимися умениями и навыками работы по сборке станков. Сверлильный станок 2 М112 является платформой для изучения учащимися наиболее сложных станков, таких как токарно- винторезный и фрезерный станки, а также платформой для отработки навыков и приобретения опыта практической деятельности при получении практически всех профессий, реализуемых в училище: и слесаря, и токаря, и столяра строительного, и маляра. Таким образом, процесс формирования практических умений и навыков учащихся в работе по сборке станков весьма актуален. Труд - это могучий воспитатель. Но что такое труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться». В свое время Макаренко говорил о том, что «теория должна повернуться лицом к практике, что важно ребенку помочь достичь того уровня духовной и нравственной высоты, чтобы ему открылась красота труда, чтобы он понял: в любой профессии можно стать творцом». [ 2] Реабилитация воспитанников Орловского СУВУ исторически построена на основных взглядах А.С.Макаренко и его идеях трудового воспитания.
Наша цель: Создание условий для формирования профессиональной, социальной компетентности будущего рабочего. Мы ставим перед собой следующие задачи: *Формирование профессиональных знаний, умений и навыков становления рабочего; *формирование личностных качеств, способствующих успешной адаптации в условиях рыночной экономики; *развитие интереса к профессии, любви к избранной профессии; *углубление и расширение знаний обучающихся об особенностях, тонкостях профессии; *воспитание чувства моральной ответственности за результаты будущей профессиональной деятельности; *обучение навыкам планирования профессиональной карьере. В нашем образовательном учреждении личностный опыт в производственной деятельности обучающиеся получают по всем специальностям, но основным направлением является сборка настольного вертикально - сверлильного станка марки 2М112. Регулярный выпуск данного станка налажен с 2001 года. Станки выпускаются партиями, в количестве 25- 30 шт. в месяц Мы исследовали рынок в плане востребованности нашей продукции (провели маркетинговые исследования), составили договор с ООО «Звезда плюс», который занимается реализацией металлорежущих станков, и предложили ему наши услуги по сборке станков, предложили стать сборочной площадкой на базе нашего училища. А.С.Макаренко реализовал на практике баланс: индивидуальное –общественное, интерес- долг. Он сторонник активного творческого целенаправленного воспитания на основе
индивидуализации позиции воспитанника в производственном коллективе посредством технологического разделения труда. Именно разделение труда делает каждого предельно важным для всего коллектива . Когда 20 человек копают траншею , то никто не заметит потерю бойца, А выпадение из цепочки сварщика – это ощутимый удар по всему производству и коллективу. Так и в нашем училище работа учащихся по всем специальностям взаимосвязана.
Технология, используемая в производстве (описание этапов).
1) Прием комплектующих материалов согласно заявленного количества. Осмотр внешнего вида, комплектности и годности. Распределение полученных материалов по исполнителям и на склад. 2) Выдача заданий на изготовление необходимых деталей между мастерами и учащимися. Обеспечение необходимым инструментом (измерительным и режущим), а также необходимой технической документации и образцами изделий. Согласование сроков изготовления. В случае необходимости проведение отжига заготовок. 3) Непосредственное изготовление деталей к станку 2М112 и контроль соблюдений технологических процессов. 4) Прием готовых изделий, проверка их на годность и необходимая термическая обработка (нормализация, закалка, воронение). 5) Изготовление тары станка в столярных группах:
-поддон; -ящик; -ЗИП ящик. 6) Сборка станка 2М112 в сборочной мастерской силами слесарных групп из поставленных комплектующих и изготовленных изделий: -установка на поддон; -шпатлевание корпусов и плит, кожухов; -зачистка, грунтование, покраска корпусов; Непосредственная сборка всех узлов станка. -установка табличек; установка электрооборудования и подключение к электродвигателю; -финишная покраска станка 2М112. 7) Приемка станка: -испытание станка на соответствие его нормам точности на разных режимах работы и под нагрузкой; -уровень шума; -испытание электрооборудования; -заполнение необходимой документации на каждый станок. 8) консервация станка (смазка и упаковка станка). 9) отправка станка 2М112 заказчику. Станки 2М112 имеют широкую географию применения в различных отраслях: машиностроения, пищевая промышленность, строительство и т.д. Разные города закупают станки, собранные в Орловском СУВУ: Новосибирск, Красноярск, Казань, Москва, Владимир, Санкт-Петербург, Ростов на Дону, Пенза и ближнее зарубежье-Белоруссия. Еще в 39-м году Макаренко не побоялся сказать о значении материальных стимулов в воспитании, причем использовалась как коллективная, так и индивидуальная материальная
заинтересованность. Коммунары имели сберкнижки, ездили в театры, ходили в походы. География поездок, путешествий, походов учащиеся Орловского СУВУ очень разнообразна это поездки по городам России: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ижевск, Нижний Новгород, Казань и многие другие. Это походы, экскурсии. Участие в районных, областных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Заключение: Труд называют могучим воспитателем. Но его воспитательная сила еще не раскрывается тогда, когда руки подростка чем-то заняты. Труд, оторванный от идейного, интеллектуального, морального, эстетического, эмоционального, физического воспитания, от творчества, от интересов и потребностей, от многогранных отношений между воспитанниками, становится повинностью, которую им хочется побыстрее «отбыть», чтобы осталось больше времени на более интересные для них дела. Труд становится основой гармонического развития личности также и потому, что в трудовой деятельности человек утверждает себя как гражданин. Он чувствует, что способен добывать не только хлеб насущный, но и материализовать свой ум, свое творчество. Практика А.С. Макаренко по организации производительного детского труда показала, что подростки поразительно быстро и без всякого перенапряжения овладевают сложнейшими производственными навыками, причем не только навыками труда на сложных станках, но и организации производства. И все это дает мощный толчок реабилитационному процессу в училище.
Учащиеся Орловского СУВУ показали на примере работы по сборке станков 2М112, которые востребованы в очень многих городах России и странах ближнего зарубежья, что их труд востребован уже сейчас. Учащиеся осознают, что способность к труду и трудолюбие не дарованы им природой, а воспитываются в них в училище. При этом их труд не является кабалой и насилием, а является творческим, сознательным, радостным процессом и раскрывает потенциал их личности. А в заключении я хочу сказать – больше всего дети утомляются в бездействии
.
Литература 1. Атутов П.Р. Связь трудового обучения с основами наук. - М.: Просвещение, 2008. - 128 с. 2. Атутов П.Р., Кальней В.А. и др. Трудовая подготовка школьников. - К.: Радянская школа, 2007. - 227 с. 3. Атутов П.Р., Поляков В.А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. - М.: Просвещение, 2005. - 128 с. 4. Батышев С.Я. Производственная педагогика. - М.: Машиностроение, 2004. - 672 с. 5. Дидактика технологического образования. / Под ред. П.Р. Атутова. - М.: ИОСД РАО, 2008. - 176 с. 6. Казакевич В.М. и др. Основы методики трудового обучения / В.М. Казакевич, В.А. Поляков, А.Е. Ставроский; под ред. В.А. Полякова. - М.: Просвещение, 2003. - 192 с. 7. Муравьев, Е.М. Технология обработки металлов: учебное пособие для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2005. - 224 с.
8. Педагогические основы профессионального обучения учащихся общеобразовательных школ с учетом требований научно- технического прогресса. - М.: Просвещение, 2008. - 36 с.
В раздел основное полное образование