Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Создание нового пространства для развития метапредметных компетенций обучающихся"

статья

Автор: Серикова Марина Владимировна, директор, МОУ "Центр образования", ЯНАО, Надымский район, п.г.т. Пангоды



В раздел основное полное образование




О деятельности коммуникативно-информационного библиотечно-издательского

медиа центра МОУ «Центр образования», способствующей повышению ключевых

компетенций учащихся
Выступающий: Серикова М.В., директор МОУ «Центр образования»
Коммуникативно-информационный библиотечно-издательский медиа центр
Школы (далее - Библиотека) отвечает современным требованиям. (Слайд 1) Библиотека сегодня -это не только образовательная деятельность (выполнение педагогической функции, обучение работе с информацией, формирование культуры пользователей), это новый ресурс для развития компетенций обучающихся. В 2016 году в Библиотеке созданы дополнительные Зон ы, которые позволяют реализовать основные образовательные стандарты: Досуговая (социо-культурная) зона, Коммуникативно-информационная зона, Медиа зона ( цифровых информационно – образовательных ресурсов и мультимедийных презентаций) , Издательская зона, Зона релаксации (дошкольного обслуживания). ( Слайд 2) Все они ориентированы на развитие метапредметных компетенций обучающихся. Начнем с
Досуговой зоны
(Слайд 3). Библиотека приняла на себя функцию социо- культурного центра, организующего досуг обучающихся. Для этого в б ольшое внимание уделяется овладению эффективными способами организации свободного времени. Выполняя культурные и досуговые функции, Библиотека поддерживает ученика в освоении
общекультурной компетентности
, формирует его научную картину мира, развивает навыки работы в группе, обеспечивает овладение различными социальными ролями в коллективе- это подготовка и организация традиционных праздников, конкурсов и проведение игр. Например, «Славянская письменность», «Экология – зона тревоги», «Через книгу – к добру и свету», «Праздник книги», «Посвящение в читатели», участие в этапах окружного конкурса «Живая классика», деятельностная игра «Неболейка» (лечение книг). Реализовать себя может каждый через участие в клубах любителей оригами и живописи «Волшебная бумага», «Юный иллюстратор», «Веселая кисточка».
Социально-трудовые компетенции
обучающихся развивают Библиотечные профессионально-деятельностные игры: «Библиотекарь – звучит гордо!» позволяют окунуться в эту профессию, самостоятельно оформить формуляр, осуществить электронный учет и т.д. Организованные выставки «Кто ты, газовик?», «Профессиональные династии» и др. несут глубокую профориентационную направленность. Старшеклассники учатся анализировать ситуацию на рынке труда, овладевать этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (Слайд 4) В
Издательской з оне группа СМИ
готовит буклеты, сценарии, осуществляет выпуск газеты
«Солнечные вести из «Центра

образования»,
здесь же стартует и телевизионный выпуск
«Новости недели»,
который затем транслируется в фойе Школы (Слайд 5). Также в этой зоне работает киноклуб «Книга в кадре».
Компетенция личностного самосовершенствования
определяется тем, что наши обучающиеся учатся умениям и навыкам саморазвития и самоопределения, построению своей индивидуальной образовательной траектории. Для этого нами разработан Календарь самосовершенствования, в котором обучающиеся ставят цели и строят успешные жизненные планы на прочитанное (Слайд 6).
Коммуникативные компетенции
развиваются в
Коммуникативно-

информационной зоне
в Дискуссионном кафе Библиотеки. Работа кафе позволяет обучающимся в свободной и непринужденной форме: правильно организовать диалог по прочитанному, осуществить обмен мнениями, научиться представлять себя в роли героя книги, написать ему письмо, заполнить профессиональную анкету, принять участие в сетевых мероприятиях Библиотеки (Слайд 7). Чудо-шкаф «Книговорот» позволяет обучающимся развивать навыки взаимодействия с удаленными людьми (Слайд 8).На стеллажах расположены новинки художественной литературы, нон-фикшн. На отдельных полках расположены
реквизиты (костюмные элементы). Перевоплощаясь, молодые читатели часто делают в этой зоне селфи. Здесь же проводятся поэтические марафоны, заседания литературного клуба «Охотник за книгами».
Информационные компетенции. Медиа зона
(Слайд 9) является предметно – информационной средой, позволяющей работать с информацией любого вида и обеспечивающей условия для самоподготовки. Дает возможность обучающимся овладеть современными средствами (телевизор, магнитофон, 4 компьютера, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).
Учебно-познавательная компетентность
. В рамках внеурочной деятельности педагогом-библиотекарем осуществляется работа дистанционного клуба «Информина» (2-4 классы), реализуются телекоммуникационные проекты, что позволяет повышать информационную культуру школьников. На одном из компьютеров установлена программа «Учебник цифрового века» (ЭФУ) обучающимся 5 и 6-х классов для организации клуба «Продленка» (Слайд 10). Нами была приобретена Информационно – Аналитическая Система «Аверс: Библиотека», функциональные возможности которой предоставлены в Приложении 1. Библиотека проводит по субботам День семейного чтения, где обучающиеся вместе с родителями читают по ролям, участвуют в литературных миниатюрах, задают различные вопросы, приуроченные к различным литературным событиям. Это и участие в традиционном окружном цикле интерактивных игр старшеклассников «Россия – наш общий дом», конкурсах: «Лучший читатель Библиотеки», подготовка творческих выступлений, исследовательских проектов по предметам, профессиональных проектов обучающихся Газпром-класса Ежегодно школа принимает участие в окружном мониторинге внешней оценки динамики читательской грамотности обучающихся. (Слайд11). Для дошкольников создана
Зона релаксации
(ступенчатый подиум с удобными подушками), дети читают книги под пение птиц, прослушивают аудиопроизведения (Слайд 12). В этой зоне проводятся ежемесячные заседания родительского клуба «Я и мой ребенок», занятия литературного клуба для малышей «Почитай- ка». Внедрение новых форм работы в практику работы библиотеки, выход в глобальную сеть Интернет значительно повышает роль библиотеки , способствующей повышению ключевых компетенций учащихся.
Приложение 1
Функциональные возможности системы:

ИАС "Аверс: Библиотека" - интегрированная система автоматизации библиотечных

процессов в образовательных учреждениях. Позволяет полностью автоматизировать

процессы обработки и учета всех документов библиотечного фонда, сократить время

на поиск, подготовку и выдачу данных по информационному обслуживанию

читателей.

Система состоит из двух модулей.
Модуль «Библиотека» позволяет:  Формировать электронный каталог книг, учебников, периодических изданий и медиатечных документов в учреждении.  Использовать каталоги программы: o Учебная литература - Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательных учреждениях; o Художественная литература – список литературы для внеклассного чтения, список литературы по программе для образовательных учреждений.  Проанализировать стоимость фонда библиотеки с учетом переоценочных коэффициентов.  Вести и формировать учетные документы по библиотеке: o Книги суммарного учета библиотечного фонда; o Инвентарные книги по состоянию на выбранную дату или период; o Тетрадь учета книг и других документов, в том числе принятых в подарок; o Акты об исключении из библиотечного фонда документов длительного хранения; o Акты об исключении из фонда утерянных читателями документов и приеме в фонд документов, признанных равноценными; o Акты о приеме документов в библиотеку, в том числе о поступлении периодических изданий в библиотеку; o Акты об исключении из библиотечного фонда документов временного хранения.  Автоматически формировать каталоги: o Алфавитные каталоги (художественной, учебной литературы, периодических изданий); o Систематические каталоги (по классификаторам ББК, УДК); o Систематический каталог статей; o Каталог медиатечных документов.  Формировать списки учебников по образовательным программам учебного процесса.  Автоматизировать процесс выдачи учебной литературы учащимся.  Вести индивидуальное обслуживание читателей: o Формировать электронные читательские формуляры с технологией штрихкод-кодирования; o Использовать считыватель бесконтактных карт для идентификации читателей в библиотеке; o Анализировать информацию по истории выдачи литературы; o Осуществлять выдачу литературы читателям, используя штрихкод сканер;
 Информировать по задолженностям у читателей перед библиотекой как на текущую дату, так и на перспективу.  Формировать отчеты: o По обеспеченности учащихся учебникам; o УМК; o По книгообеспеченности учащихся; o По выданным/возвращенным изданиям.  Автоматически формировать дневник работы библиотеки.  Вести учет мероприятий библиотеки.  Формировать статистическую информацию по работе библиотеки за произвольно выбранный период. Модуль «Электронная библиотека» позволяет читателям  Подобрать необходимую литературу, воспользовавшись электронным каталогом.  Сформировать online заявку на выдачу литературы.  Отследить подготовку документов на выдачу.  Просмотреть электронный читательский формуляр, с полным перечнем выданных книг.  Просмотреть систематический каталог, с возможностью просмотра статей.  Получить доступ к полнотекстовым и мультимедийным ресурсам, имеющимся в медиатечном каталоге библиотеке.  Классным руководителям просмотреть задолженности у учащихся по сдаче литературы в библиотеку.


В раздел основное полное образование