"Создание нового пространства для развития метапредметных компетенций обучающихся"
статья
Автор: Серикова Марина Владимировна, директор, МОУ "Центр образования", ЯНАО, Надымский район, п.г.т. Пангоды
В раздел основное полное образование
О деятельности коммуникативно-информационного библиотечно-издательского
медиа центра МОУ «Центр образования», способствующей повышению ключевых
компетенций учащихся
Выступающий: Серикова М.В., директор МОУ «Центр образования»
Коммуникативно-информационный библиотечно-издательский медиа центр
Школы (далее - Библиотека) отвечает современным требованиям. (Слайд 1) Библиотека сегодня -это не только образовательная деятельность (выполнение педагогической функции, обучение работе с информацией, формирование культуры пользователей), это новый ресурс для развития компетенций обучающихся. В 2016 году в Библиотеке созданы дополнительные Зон ы, которые позволяют реализовать основные образовательные стандарты: Досуговая (социо-культурная) зона, Коммуникативно-информационная зона, Медиа зона ( цифровых информационно – образовательных ресурсов и мультимедийных презентаций) , Издательская зона, Зона релаксации (дошкольного обслуживания). ( Слайд 2) Все они ориентированы на развитие метапредметных компетенций обучающихся. Начнем с
Досуговой зоны
(Слайд 3). Библиотека приняла на себя функцию социо- культурного центра, организующего досуг обучающихся. Для этого в б ольшое внимание уделяется овладению эффективными способами организации свободного времени. Выполняя культурные и досуговые функции, Библиотека поддерживает ученика в освоении
общекультурной компетентности
, формирует его научную картину мира, развивает навыки работы в группе, обеспечивает овладение различными социальными ролями в коллективе- это подготовка и организация традиционных праздников, конкурсов и проведение игр. Например, «Славянская письменность», «Экология – зона тревоги», «Через книгу – к добру и свету», «Праздник книги», «Посвящение в читатели», участие в этапах окружного конкурса «Живая классика», деятельностная игра «Неболейка» (лечение книг). Реализовать себя может каждый через участие в клубах любителей оригами и живописи «Волшебная бумага», «Юный иллюстратор», «Веселая кисточка».
Социально-трудовые компетенции
обучающихся развивают Библиотечные профессионально-деятельностные игры: «Библиотекарь – звучит гордо!» позволяют окунуться в эту профессию, самостоятельно оформить формуляр, осуществить электронный учет и т.д. Организованные выставки «Кто ты, газовик?», «Профессиональные династии» и др. несут глубокую профориентационную направленность. Старшеклассники учатся анализировать ситуацию на рынке труда, овладевать этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (Слайд 4) В
Издательской з оне группа СМИ
готовит буклеты, сценарии, осуществляет выпуск газеты
«Солнечные вести из «Центра
образования»,
здесь же стартует и телевизионный выпуск
«Новости недели»,
который затем транслируется в фойе Школы (Слайд 5). Также в этой зоне работает киноклуб «Книга в кадре».
Компетенция личностного самосовершенствования
определяется тем, что наши обучающиеся учатся умениям и навыкам саморазвития и самоопределения, построению своей индивидуальной образовательной траектории. Для этого нами разработан Календарь самосовершенствования, в котором обучающиеся ставят цели и строят успешные жизненные планы на прочитанное (Слайд 6).
Коммуникативные компетенции
развиваются в
Коммуникативно-
информационной зоне
в Дискуссионном кафе Библиотеки. Работа кафе позволяет обучающимся в свободной и непринужденной форме: правильно организовать диалог по прочитанному, осуществить обмен мнениями, научиться представлять себя в роли героя книги, написать ему письмо, заполнить профессиональную анкету, принять участие в сетевых мероприятиях Библиотеки (Слайд 7). Чудо-шкаф «Книговорот» позволяет обучающимся развивать навыки взаимодействия с удаленными людьми (Слайд 8).На стеллажах расположены новинки художественной литературы, нон-фикшн. На отдельных полках расположены
реквизиты (костюмные элементы). Перевоплощаясь, молодые читатели часто делают в этой зоне селфи. Здесь же проводятся поэтические марафоны, заседания литературного клуба «Охотник за книгами».
Информационные компетенции. Медиа зона
(Слайд 9) является предметно – информационной средой, позволяющей работать с информацией любого вида и обеспечивающей условия для самоподготовки. Дает возможность обучающимся овладеть современными средствами (телевизор, магнитофон, 4 компьютера, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).
Учебно-познавательная компетентность
. В рамках внеурочной деятельности педагогом-библиотекарем осуществляется работа дистанционного клуба «Информина» (2-4 классы), реализуются телекоммуникационные проекты, что позволяет повышать информационную культуру школьников. На одном из компьютеров установлена программа «Учебник цифрового века» (ЭФУ) обучающимся 5 и 6-х классов для организации клуба «Продленка» (Слайд 10). Нами была приобретена Информационно – Аналитическая Система «Аверс: Библиотека», функциональные возможности которой предоставлены в Приложении 1. Библиотека проводит по субботам День семейного чтения, где обучающиеся вместе с родителями читают по ролям, участвуют в литературных миниатюрах, задают различные вопросы, приуроченные к различным литературным событиям. Это и участие в традиционном окружном цикле интерактивных игр старшеклассников «Россия – наш общий дом», конкурсах: «Лучший читатель Библиотеки», подготовка творческих выступлений, исследовательских проектов по предметам, профессиональных проектов обучающихся Газпром-класса Ежегодно школа принимает участие в окружном мониторинге внешней оценки динамики читательской грамотности обучающихся. (Слайд11). Для дошкольников создана
Зона релаксации
(ступенчатый подиум с удобными подушками), дети читают книги под пение птиц, прослушивают аудиопроизведения (Слайд 12). В этой зоне проводятся ежемесячные заседания родительского клуба «Я и мой ребенок», занятия литературного клуба для малышей «Почитай- ка». Внедрение новых форм работы в практику работы библиотеки, выход в глобальную сеть Интернет значительно повышает роль библиотеки , способствующей повышению ключевых компетенций учащихся.
Приложение 1
Функциональные возможности системы:
ИАС "Аверс: Библиотека" - интегрированная система автоматизации библиотечных
процессов в образовательных учреждениях. Позволяет полностью автоматизировать
процессы обработки и учета всех документов библиотечного фонда, сократить время
на поиск, подготовку и выдачу данных по информационному обслуживанию
читателей.
Система состоит из двух модулей.
Модуль «Библиотека» позволяет: Формировать электронный каталог книг, учебников, периодических изданий и медиатечных документов в учреждении. Использовать каталоги программы: o Учебная литература - Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательных учреждениях; o Художественная литература – список литературы для внеклассного чтения, список литературы по программе для образовательных учреждений. Проанализировать стоимость фонда библиотеки с учетом переоценочных коэффициентов. Вести и формировать учетные документы по библиотеке: o Книги суммарного учета библиотечного фонда; o Инвентарные книги по состоянию на выбранную дату или период; o Тетрадь учета книг и других документов, в том числе принятых в подарок; o Акты об исключении из библиотечного фонда документов длительного хранения; o Акты об исключении из фонда утерянных читателями документов и приеме в фонд документов, признанных равноценными; o Акты о приеме документов в библиотеку, в том числе о поступлении периодических изданий в библиотеку; o Акты об исключении из библиотечного фонда документов временного хранения. Автоматически формировать каталоги: o Алфавитные каталоги (художественной, учебной литературы, периодических изданий); o Систематические каталоги (по классификаторам ББК, УДК); o Систематический каталог статей; o Каталог медиатечных документов. Формировать списки учебников по образовательным программам учебного процесса. Автоматизировать процесс выдачи учебной литературы учащимся. Вести индивидуальное обслуживание читателей: o Формировать электронные читательские формуляры с технологией штрихкод-кодирования; o Использовать считыватель бесконтактных карт для идентификации читателей в библиотеке; o Анализировать информацию по истории выдачи литературы; o Осуществлять выдачу литературы читателям, используя штрихкод сканер;
Информировать по задолженностям у читателей перед библиотекой как на текущую дату, так и на перспективу. Формировать отчеты: o По обеспеченности учащихся учебникам; o УМК; o По книгообеспеченности учащихся; o По выданным/возвращенным изданиям. Автоматически формировать дневник работы библиотеки. Вести учет мероприятий библиотеки. Формировать статистическую информацию по работе библиотеки за произвольно выбранный период. Модуль «Электронная библиотека» позволяет читателям Подобрать необходимую литературу, воспользовавшись электронным каталогом. Сформировать online заявку на выдачу литературы. Отследить подготовку документов на выдачу. Просмотреть электронный читательский формуляр, с полным перечнем выданных книг. Просмотреть систематический каталог, с возможностью просмотра статей. Получить доступ к полнотекстовым и мультимедийным ресурсам, имеющимся в медиатечном каталоге библиотеке. Классным руководителям просмотреть задолженности у учащихся по сдаче литературы в библиотеку.
В раздел основное полное образование