"Экосистемы"
разработка урока экологии
Автор: Кононенко Оксана Викторовна, учитель химии, МБОУ "Лесновская средняя школа", с.Лесновка Республика Крым
Смотреть презентациюВ раздел основное полное образование
Урок 9
. Что такое экосистема.
Цель урока
: познакомить учащихся с понятием «экосистема», дать общую характеристику экосистем.
Задачи
: Образовательная: сформировать у учащихся представление о компонентах экосистемы, взаимосвязях компонентов живой природы между собой и с компонентами неживой природы, дать понятие о природных и искусственных экосистемах, формировать у учащихся умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли. Развивающая: продолжить развитие умений работать с текстом учебника, рисунками, делать сравнительный анализ, развивать мотивы учебной деятельности. Воспитательная: формировать познавательные интересы, направленные на изучение живой природы, основные навыки учебной деятельности ( работа с книгой, выделение главного, самоконтроль).
Формируемые УУД.
Регулятивные: научатся ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы. Познавательные: научатся устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, искать, отбирать и систематизировать информацию, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные: научится принимать участие в работе группами, использовать в работе правила вежливости, принимать другое мнение и позицию, приобретут умения и опыт межличностной коммуникации.
Формы и методы обучения
. Формы: фронтальная. Методы: словесные ( беседа, диалог), наглядные ( работа с рисунками, схемами, таблицами)
Организационная структура урока.
Этап урока, цель Методически й прием Деятельность учителя Деятельность учащихся Текущий контроль Осуществляем ые действия Формируемы е умения I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок. Фронтальная беседа Приветствует учащихся, просит их проверить готовность к уроку. Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку. Самопроверк а. Самоконтрол ь. Наблюде ние, устные ответы.
II. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала Фронтальная беседа Сегодняшний урок начнем с разгадывания кроссворда. В кроссворде есть ключевое слово, но свое действие оно начнет тогда, когда будут отгаданы все слова. 1). Во дворе – шест, на шесте – дворец, во дворе – певец, а зовут его ....
(скворец)
2).Маленький мальчишка В сером армячишке. По двору шныряет – Крохи собирает. В полях ночует Коноплю ворует.
(воробей)
3). "Домашний" добытчик меда.
(пчела)
6). Стоит Егорка, В красной ермолке. Кто не пройдет – Всяк поклон отдает.
(земляника).
4). Не зверь, не птица, Нос как спица. Летит – пищит, Сядет – молчит. Кто его убьет – свою Кровь прольет.
(комар).
5). Сероспинный, красногрудый, В зимних рощах обитает. Не боится он простуды, С первым снегом прилетает
(снегирь).
7). Стучу – голова болит, А не стучу – голодный.
(дятел).
– Хорошо! Какое же получилось слово? – А что такое "экология"? (Наука о взаимодействии живых организмов со средой обитания). - Назовите основные направления экологии. ( Общая экология, прикладная экология, экология человека, урбоэкология) Учитель обобщает все названные направления экологии, дополняет ответы. Отвечают на вопросы учителя, слушают мнения однокласснико в. Осуществляю т анализ ответов одноклассник ов. Сравнивают. Строят высказывани я Устные ответы III.Мотивация к Вводная Мотивирует учащихся к определению темы и постановке цели урока, Отвечают на Осуществляю Устные
изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. беседа используя текст учебника стр. 37, рис. 21-23: -Что означает слово «система»? - С какими видами систем вы уже сталкивались при изучении других предметов? ( Солнечная система, корневая система растений, пищеварительная, дыхательная и другие системы в организме человека) вопросы учителя, высказывают мнения, формулируют предположени я т наблюдения, анализ объекта, сравнивают, строят высказывани я ответы. IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления новых знаний. Работа по учебнику Физкультмин утка Объясняет новый материал, используя ЭОР и текст учебника стр. 38-41. Сегодня мы познакомимся еще с одним понятием экологии. Экосистема или экологическая система. На этом определении стоит, как на фундаменте, вся экология.Название это предложил в 1935 г. Английский ученый А. Тенсли. Под экосистемой понимают
совокупность ж
ивых организмов и неживых компонентов среды обитания, между которыми происходит круговорот веществ. – Что значит совокупность? (связь, множество) – Что значит неживых компонентов среды обитания? (свет, тьма, минеральные вещества, газы и т.д.) Но между живыми организмами должен обязательно происходить круговорот, т.е. обмен веществ.Растения, например, существуют только за счет солнечной энергии, поступления кислорода и углекислого газа, минеральных веществ. Но запасы всего этого пополняют те же растения: они выделяют в воздух кислород, а, отмирая, постепенно разлагаются до воды, углекислого газа и минеральных веществ. Таким образом, и получается круговорот. Экосистема – это компоненты живой и неживой природы. Релаксационные упражнения: А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете. На носки поднимись, а потом руки вниз. Раз, два, три, четыре – вот летит ракета ввысь! Такие кольца круговоротов могут быть очень широкими, а могут быть совсем узкими в каком-то маленьком ограниченном месте. Например, любое озеро с его водорослями, рыбами, мелкими водяными жучками, пиявками, бактериями, и даже песком и камешками на дне – экосистема, и в ней идет свой круговорот. Какой-нибудь старый гнилой пень в лесу – тоже маленькая экосистема (микроэкосистема). Населяющие его личинки, жуки короеды – питаются сгнившим деревом. Разлагают его на мельчайшие частички, т.е. труху. А на ней, как на почве, вырастают какие-нибудь грибы, например опята. Делают записи в тетрадях, воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Работают с текстом учебника. Фиксируют новые понятия и термины в тетрадях. Устанавливаю т причинно- следственные связи, осуществляют поиск источников информации, систематизир уют информацию. Устные ответы
Но эта замкнутость (маленьких экосистем) не слишком большая. Прилетела птица, выклевала часть насекомых пня. Или человек проходил мимо и собрал кучку грибов (опят). А большая экосистема – например, лес – питает себя почти целиком сама и существует устойчиво и долго. Устойчивая экосистема – когда один живет за счет другого, пополняя экосистему неживыми компонентами может существовать при одном условии. – Как вы думаете, при каком? (если не вмешивается человек). Наглядно экосистему можно представить в виде куклы неваляшки. Если в экосистеме все круговороты проходят так как нужно в природе, то она находится в равновесии. Но если происходит какое-либо нарушение (влияние человека, пожар, стихийное бедствие и т.д.), то равновесие нарушается. Конечно, большие экосистемы иногда с трудом могут самовосстанавливаться, хотя для этого может понадобиться очень много времени (возможно десятки, сотни, а то и тысячи лет). А вот некоторые – так восстановиться не могут. И тогда на помощь должен прийти человек, но обязательно с добрыми намерениями. V. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. Выполнение заданий. Теперь вы знаете, что такое экосистема, каких видов бывают экосистемы, из чего они состоят. Используя рис. 26 учебника, определите, какие экосистемы являются природными, а какие искуственными? Объясните свой ответ. После того, как учащиеся ответили на вопрос, им предлагается прочитать «Литературную страничку» стр. 43 учебника и ответить на вопросы после текста. Отвечают на вопросы учителя, анализируют информацию из учебника. Формулируют выводы, ответы на вопросы. Высказывают свое мнение и позицию. Устные ответы VI. Рефлексия учебной деятельности. Фронтальная работа - Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке? - Понравился ли вам урок? Осуществляют самоанализ деятельности Воспринимаю т оценку соей работы учителем. Устные ответы VII. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями. Закрепляюща я беседа Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки Слушают учителя Высказывают свое мнение и позицию Устные ответы Домашнее задание Комментирует домашнее задание: учебник стр. 37-44, прочитать статью; подготовить пересказ на основе базовых понятий, ответить на вопросы после параграфа устно. Записывают задание в дневники. Читают и уточняют задание Наблюде ние.
В раздел основное полное образование