"Рабочая программа для учащихся 10-11 класса"
Рабочая программа
Автор: Бедрин Александр Сергеевич, учитель физической культуры, МБОУ ОСШ №3, город Нягань, ХМАО-Югра
В раздел основное полное образование
Рабочая программа
по физической культуре для учащихся 10 классов
Аннотация к рабочей программе по физической культуре 10а,б,в классы (юноши)
Нормативно- методические материалы Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования,2004г.; Примерные программы среднего (полного) образования по всем предметам; Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2016/2017 уч. год; Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации,2004г.; Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ ОСШ №3. Авторская программа: В. И. Ляха, А. А. Зданевича. Реализуемый УМК Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов. В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 2012). Лях В. И., Зданевич А. А. Физическая культура. 10–11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / под общ. ред. В. И. Ляха. М.: Просвещение, 2012. Место учебного предмета в учебном плане 3 часа в неделю, 105 часов в год в 10 и 11 классах. Цели и задачи изучения предмета Задачи физического воспитания учащихся 10–11 классов направлены: – на содействие гармоническому развитию личности, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостояния стрессам; – на расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях; – на дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей; – на формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировки, значении занятий физической культуры для будущей трудовой деятельности; – на углубленное представление об основных видах спорта; – на закрепление потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время; – на формирование адекватной оценки собственных физических возможностей, содействию развития психических процессов и обучению психической саморегуляции.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по физической культуре (10–11 классы)
№ п/п Вид программного материала Количество часов (уроков) Класс Класс Класс Класс 10 А 10 Б 10 В 10-11 (юноши) юноши юноши юноши 1
Базовая часть
70
70
70
70
1.1 Основы знаний о физической культуре в процессе урока 1.2 Волейбол 12 12 12 12 1.3 Гимнастика
с
элементами акробатики (атлетическая гимнастика) 14 14 14 14 1.4 Легкая атлетика 12 12 12 12 1.5 Баскетбол 16 16 16 16 1.6 Кроссовая подготовка 8 8 8 8 1.7 Лыжная подготовка 8 8 8 8 2
Вариативная часть
35
35
35
35
2.1 Спортивные игры (волейбол, баскетбол) 35 35 35 35 Итого
105
105
105
105
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки:
Социокультурные основы.
10 класс . Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья, физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движения. 11 класс. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.
Психолого-педагогические основы.
10 класс. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов физических упражнений из современных систем физического воспитания. Основные технико-тактические действия в избранном виде спорта. 11 класс. Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по различным видам спорта. Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно- масовых мероприятиях. Способы регулирования массы тела.
Медико-биологические основы.
10 класс. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья. 11 класс. Особенности техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические и восстановительные мероприятия при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.
Вредные привычки, причины их возникновения и пагубное влияние на здоровье.
Приемы саморегуляции.
10–11 классы. Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.
Баскетбол.
10–11 классы. Терминология баскетбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы; воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетболом.
Волейбол.
10–11 классы. Терминология волейбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетболом.
Гимнастика с элементами акробатики.
10–11 классы. Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние гимнастических упражнений на телосложение человека. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при занятиях гимнастическими упражнениями. Самоконтроль при занятиях гимнастикой.
Легкая атлетика.
10–11 классы. Основы биомеханики легкоатлетических упражнений. Влияние легкой атлетики на развитие двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий легкой атлетикой. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
обучающихся по данной программе, критерии оценки знаний и умений учащихся
10–11 классы ввиду ориентации учащихся школ на выполнение испытаний (тестов) входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), учащиеся должны уметь демонстрировать следующие результаты:
№
п/п
Виды испытаний (тесты)
Возраст 16-17 лет
Юноши
Девушки
3 4 5 3 4 5
Обязательные испытания (тесты)
1. Бег на 100 м (сек.) 14,6 14,3 13,8 18,0 17,6 16,3 2. Бег на 2 км (мин., сек.) 9.20 8.50 7.50 11.50 11.20 9.50 или на 3 км (мин., сек.) 15.10 14.40 13.10 - - - 3. Прыжок в длину с разбега (см) 360 380 440 310 320 360 или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) 200 210 230 160 170 185 4. Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) 8 10 13 - - - или рывок гири (кол-во раз) 15 25 35 - - -
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) - - - 11 13 19 или сгибание и разгибание рук упоре лежа на полу (кол-во раз) - - - 9 10 16 5. Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз 1 мин.) 30 40 50 20 30 40 6. Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см) +6 +8 +13 +7 +9 +16
Испытания (тесты) по выбору
7. Метание спортивного снаряда весом 700 г (м) 27 32 38 - - - или весом 500 г (м) - - - 13 17 21 8. Бег на лыжах на 3 км (мин., сек.) - - - 19.15 18.45 17.30 или на 5 км (мин., сек.) 25.40 25.00 23.40 - - - или кросс на 3 км по пересеченной местности - - - Без учета времени или кросс на 5 км по пересеченной местности Без учета времени - - - 9. Плавание на 50 м (мин., сек.) Без учета 0.41 Без учета 1.10 10. Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция - 10 м (очки) 15 20 25 15 20 25 или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция - 10 м (очки) 18 25 30 18 25 30 11. Туристический поход с проверкой туристических навыков В соответствии с возрастными требованиями Кол-во видов испытаний видов (тестов) в возрастной группе 11 11 11 11 11 11 Кол-во испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса 6 7 8 6 7 8 При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками
считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки
– это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
- старт не из требуемого положения; - отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту; - бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений; - несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки
– это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5»
выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4»
выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3»
выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2»
выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок. В 10-11 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту).
Требования к уровню подготовки обучающихся (повышенный уровень)
Умение применить свои навыки в соревновательной деятельности на внешнем уровне.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования. Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность, проверяется учителем перед уроком.
В раздел основное полное образование