Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Интегрированное обучение как условие повышения качества образования на уроках гуманитарного цикла"

обобщение педагогического опыта

Автор: Шепелева Анна Сергеевна, учитель русского языка и литературы, МКОУ "Специальная школа № 106", город Новокузнецк, Кемеровская область



В раздел основное полное образование



Шепелева А.С.. МКОУ «Специальная школа № 106», г. Новокузнецк, руководитель МО учителей гуманитарного цикла, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория Интегрированное обучение как условие повышения качества образования на уроках гуманитарного цикла Актуальность обусловлена тем, что в условиях быстрого роста объема информации возможность ее восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в усвоении структурированных знаний, представляющих собой определенное единство, систему. Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов и, прежде всего, предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработкой интегрированных уроков, курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин, поэтому идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику. Поэтому целью моей работы является формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством интеграции предметов с другими образовательными областями Интегрированный урок - любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа материала методами других наук, других учебных предметов. Какие были условия для возникновения и становления опыта в области интеграции, это: 1. Изменение ситуации: снижение интереса к обучению. 2. Необходимость поиска новых подходов к обучению. 3. Создание условий для развития личности обучающихся и формирования у них ключевых компетенций. Обращение к интеграции как средству создания целостного восприятия учебного материала объясняется рядом преимуществ этого достаточно нового вида образовательной деятельности на уроке. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость , перенапряжение обучающихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Какие задачи могут решать интегрированные уроки:
информационную (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями); коммуникативную ( знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями), социокультурную (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов); учебно-познавательную (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; планирование, анализ, рефлексия, самооценка;) культуроведческую (формирование русской языковой картины мира). Немного обращусь к истории педагогики. В методике преподавания существует несколько классификаций интегрированных уроков. Педагог-методист С.А.Леонов подчеркивает, что «на интегрированном уроке сведения разных наук и искусств не только дополняют друг друга, но и составляют определенный сплав, комплекс, необходимый для восприятия обучающимися предмета изучения в целом». Он выделяет следующую классификацию уроков: • Уроки, на которых центральным объектом изучения являются исторический факт, общественное событие, известная личность. Материал таких уроков требует интеграции литературы, истории, музыки, изобразительного искусства. • Уроки, в центре которых находится явление окружающего мира. • Урок, объектом анализа на котором является в первую очередь изображение чувств и переживаний человека. Мне очень нравится взгляд на интеграцию В.А. Сухомлинского , который считает, что нужно знакомить детей с каждым предметом в его связи с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира обучающимися. Познавательная деятельность ученика возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на обучающихся. Каждый из таких уроков ведут два или более учителей-предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Подготовка урока идет совместно, заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Часто таким урокам предшествуют домашние задания с использованием знаний двух или трех предметов. Считаю, что использование интегрированных уроков в преподавании русского языка литературы сказывается и на качестве обучения
Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. Здесь обучающиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, используя информацию из различных предметов, по- новому осмысливают события, явления. Очень важным моментом является психологическая совместимость преподавателей, которые вместе готовят, а затем проводят интегрированный урок. Без взаимной поддержки, взаимопонимания и дополнения друг друга интегрированный урок не получится. Использованная литература Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика. - 1996. Дьяченко В.К. Основное направление развития образования в современном мире. – Москва. - 2005. Закон Российской Федерации «Об образовании». - Москва. - 2006. Иванов Д.А. Компетентный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. / Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В./ – М.: АПК и ПРО. - 2008. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – Москва. – 2010. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. – Москва. – 2009. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - Москва. - 2005. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986. Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе. Учебное пособие. – М.: Флинта Наука, 2002 Л. П. Ильенко. Интегрированный эстетический курс. Пособие для учителя. М., 2001. Л. Л. Кочергина, Л. А. Тропкина. История-литература. Интегрированные уроки в 5-11 классы. Волгоград., 2002. Т.Г. Браже. Интеграция предметов в современной школе// Литература в школе. 2008. №5. С.150. Шевченко Л.А. Об интеграции на уроках русского языка// Русский язык в школе. 2008. №5


В раздел основное полное образование