"Плюсы и минусы нестандартных уроков"
из опыта работы
Автор: Ивашкина Надежда Михайловна, учитель математики и информатики, МБОУ "Ударная СОШ", п. Ударный, Зубово - Полянский район Республика Мордовия
В раздел основное полное образование
Плюсы и минусы нестандартных уроков.
Развитие и образование ни одному
человеку не могут быть даны или сообщены.
Всякий должен достигнуть этого
собственной деятельностью, собственными
силами, собственным напряжением.
А. Дистервег
В настоящее время в России идет становление новой системы
образования, которое коснулось и нашего региона. Все образовательные
учреждения перешли на стандарты второго поколения. Новая система
образования ориентирована на вхождение в мировое образовательное
пространство. В связи с этим происходят значительные изменения как в теории,
так и в практике учебно – воспитательного процесса, для этого требуется
пересмотр установленных стереотипов, совершенствование образовательных
технологий. Содержание образования обогащается новыми умениями и
навыками, развитием способностей, оперированием информации, творческим
решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на
индивидуализацию образовательных программ.
С середины 70-х годов в отечественных учебных заведениях
обнаружилась опасная тенденция снижения интереса обучающихся к занятиям.
Отчуждение ребят от познавательного труда педагоги пытались остановить
различными способами. И в настоящее время все мы – учителя сталкиваемся с
данной проблемой: снижение уровня познавательной активности учащихся на
уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Основной
причиной является однообразие уроков. На обострение проблемы массовая
практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками,
имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса обучающихся к
учебному труду. Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к.
они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают
напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Просмотрев методическую литературу по предмету, можно выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Урок будет нестандартным, если он имеет нетрадиционную структуру. Наиболее применяемыми в моей педагогической деятельности являются уроки – зачеты, уроки – консультации, уроки – игры, уроки – соревнования, компьютерные уроки. Обычный урок с использованием мультимедийного проектора и компьютера становится уже нестандартным. Преимущество нетрадиционных форм, на мой взгляд, состоит в повышении познавательной активности, интереса к знаниям, в развитии инициативы, в установках на творческую деятельность, постоянный поиск, в предупреждении утомления, создании комфортной среды обучения и воспитания, в создании, наконец, условий для формирования качеств, выражающихся в умении управлять своим эмоциональным состоянием. Обычные формы организации стандартных уроков имеют ограниченные возможности для изменения позиции обучающихся, поскольку он всегда находится в состоянии обучаемого. Нетрадиционные же, в одном случае, ставят его в позицию режиссёра, в другом - в позицию учителя, в третьем -сочинителя или художника и т.д. и чем разнообразней роли и занимаемая позиция, тем разностороннее развивается личность обучающегося, а его мыслительная деятельность приобретает гибкий, системный характер. Настоящий урок - это драгоценные минуты непрерываемого поиска, интеллектуального напряжения и человеческого общения, обеспеченного тщательно продуманной со стороны учителя «технологией» урока, в основу которой положены - во-первых, востребованность у обучающихся предмета разговора-исследования и, во- вторых, сотворчество учителя и группы.
Несомненно, роль нетрадиционных уроков для повышения качества обучения очень велика. Но наряду с этим необходимо отметить и отрицательные моменты: -слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения; -нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания; -при выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся. Нестандартные формы проведения уроков – это не самоцель, они просто позволяют учителю творчески подойти к планированию всех этапов урока с тем, чтобы он был насыщенным, интересным для ребят. Они помогают разбудить природную любознательность ребят и качественнее сформировать общие учебные умения, а также стимулировать познавательную активность учащихся. Что в конечном итоге приводит к повышению качества образования.
напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Просмотрев методическую литературу по предмету, можно выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Урок будет нестандартным, если он имеет нетрадиционную структуру. Наиболее применяемыми в моей педагогической деятельности являются уроки – зачеты, уроки – консультации, уроки – игры, уроки – соревнования, компьютерные уроки. Обычный урок с использованием мультимедийного проектора и компьютера становится уже нестандартным. Преимущество нетрадиционных форм, на мой взгляд, состоит в повышении познавательной активности, интереса к знаниям, в развитии инициативы, в установках на творческую деятельность, постоянный поиск, в предупреждении утомления, создании комфортной среды обучения и воспитания, в создании, наконец, условий для формирования качеств, выражающихся в умении управлять своим эмоциональным состоянием. Обычные формы организации стандартных уроков имеют ограниченные возможности для изменения позиции обучающихся, поскольку он всегда находится в состоянии обучаемого. Нетрадиционные же, в одном случае, ставят его в позицию режиссёра, в другом - в позицию учителя, в третьем -сочинителя или художника и т.д. и чем разнообразней роли и занимаемая позиция, тем разностороннее развивается личность обучающегося, а его мыслительная деятельность приобретает гибкий, системный характер. Настоящий урок - это драгоценные минуты непрерываемого поиска, интеллектуального напряжения и человеческого общения, обеспеченного тщательно продуманной со стороны учителя «технологией» урока, в основу которой положены - во-первых, востребованность у обучающихся предмета разговора-исследования и, во- вторых, сотворчество учителя и группы.
Несомненно, роль нетрадиционных уроков для повышения качества обучения очень велика. Но наряду с этим необходимо отметить и отрицательные моменты: -слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения; -нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания; -при выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся. Нестандартные формы проведения уроков – это не самоцель, они просто позволяют учителю творчески подойти к планированию всех этапов урока с тем, чтобы он был насыщенным, интересным для ребят. Они помогают разбудить природную любознательность ребят и качественнее сформировать общие учебные умения, а также стимулировать познавательную активность учащихся. Что в конечном итоге приводит к повышению качества образования.
В раздел основное полное образование