"ОРГАНИЗАЦИЯ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА"
статья
Автор: Мельникова Людмила Никитична, учитель истории и обществознания, МБОУ "СШ№5", город Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий Автономныйм Округ
В раздел основное полное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА.
МЕЛЬНИКОВА Л.Н. (РОССИЯ, ЯНАО, г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ)
ORGANIZATION SEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN STUDYING THE
HISTORY OF HIS NATIVE LAND IN THE CONTEXT OF THE HISTORICAL-
CULTURAL STANDARD.
MELNIKOVA L.N. (RUSSIA, YAMAL-NENETS AUTONOMOUS DISTRICT,
Novy Urengoy
Ключевые слова: поисковая работа, историко-культурный стандарт,
гражданская идентичность.
Современные изменения в парадигме системы образования предъявляют новые требования к методам образования. Все это привело к тому, что состояние исторического образования в России подвергалось обоснованной критике со стороны общества и властей. Попытки внесения отдельных изменений в учебную литературу приводили к оже сточенным спорам, в основе которых лежали не научно- методические пробле мы, а современные общественно-политические дискуссии. Стоит упомянуть, что немалую роль в создании и продвижении новых учебников по истории играли материальные интересы изда телей и авторов учебников, что было объяснимо в условиях развивавшегося рынка учебной литературы. К тому же происходило это на фоне глобальных сдвигов состояния мировой цивилизации, которые по-новому ставили вопросы о самоидентификации народов, сообществ, личности. Конкретное историческое рассмотрение этих сдвигов позволяет сделать вывод, что откровенной ревизии подвергаются важ нейшие события новой и новейшей истории, в частности Вторая мировая война и ее итоги. Эта ревизия распространяется и на более ранние периоды истории. Примером тому могут служить современные споры по поводу таких исторических фигур, как Александр Невский, Иван Грозный или, скажем, 1
Тушинский вор, гетман Мазепа 1 . Поле истории становится полем беспощадной борьбы, став ка в которой - судьба государств, этносов, цивилизаций. Трактовка этих вопро сов с точки зрения чистого академизма невозможна, так как подобный акаде мизм будет являться отказом от следования главным научным принципам - объ - ективности и историзма. Школа и школьный учебник истории в этих условиях также превращаются в передовую линию борьбы за умы и души молодого поко - ления. Поэтому необходимость серьезных шагов в отношении преподавания отечественной истории в школе представляется давно назревшей и отвечающей интересам и чаяниям российского общества. Разработанный историко-культурный стандарт предполагает понимание истории через социальные институты и структуры, через личность обычного, рядового человека, его повседневную жизнь. Подобный подход отвечает современному состоянию исторической науки и сложившемуся в мировой и отечественной историографии направлению «новая социальная история». Изучение истории - один из действенных способов формирования патриотизма, гражданственности и толерантности. Лежащий в основе изложения исторического материала патриотизм не исключает обращения к анализу ошибок и неудач, без понимания которых невозможно формирование адекватной гражданской идентичности 2 . Сформированная гражданская идентичность подразумевает и активность гражданина. Исторический опыт такой активности и должен быть 1 Историко-культурный стандарт: концепция, рекомендации, содержание Акульшин П.В., Гребенкин И.Н. Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2013. № 4 (41). С. 7-15. 2 Историко-культурный стандарт как основа построения нового содержания исторического образования Астафьева С.В., Харитонова Л.А. Образовательная панорама. 2014. № 2 (2). С. 33-38. 2
почерпнут подрастающим поколением из школьного учебника истории, что может создать условия для осознания различий между гражданской активностью, без которой невозможно нормальное развитие общества, и экстремизмом. Обращение к изучению военной истории страны и, прежде всего, к такому явлению, как массовый героизм при защите Отечества, является одним из важнейших моментов в формировании патриотического сознания граждан России. Но предметом патриотической гордости должны быть не только военные победы, но и трудовые свершения нашего народа. Важнейшим звеном, по мнению авторов стандарта, является представление, что Россия есть «великая страна с великим прошлым», составляющая неотъемлемую часть всемирного исторического процесса. Такой подход позволяет объективно изложить и такой сложный материал, как межнациональные отношения, как в Российской Федерации, так и на постсоветском пространстве. Далее рассмотрим особенности организации поисковой деятельности учащихся при изучении истории родного края в контексте реализации историко-культурного стандарта. Деятельность учащихся, направленная на приобретение знаний о предмете изучения и общих приемов решения, связанных с ним задач и, как следствие, на развитие школьников и формирование их личности, называется учебной деятельностью. В современных исследованиях выделяют различные виды учебной деятельности такие, как материально-практическая, социальная, духовная, поисковая и т.п. Если основные события истории и достижения русской культуры находятся в сфере внимания всего российского общества и значительно освещаются в учебной литературе, то знания о родном крае подчас очень скудны. Авторы историко-культурного стандарта в качестве отдельной 3
самостоятельной проблемы выделили учебно-методическое сопровождение преподавания региональной истории. Предполагается разработка инновационной модели препо давания региональной истории, которая станет дополнением к проекту истори ко- культурного стандарта. Одним из компонентов которого может быть поисковая деятельность учащихся. Остановимся на понятии «поисковая деятельность». Поисковую деятельность, мы определяем, как совокупность действий: организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний 3 . Основным элементом организации поисковой деятельности, с помощью которой пробуждаются мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление, является проблемная ситуация, организованный в ходе нее поисковый эксперимент 4 . Мы, в настоящей статье, рассматриваем поисковую деятельность в рамках изучения истории родного края, краеведения. Краеведение - это не только усвоение, но и поиск новых исторических знаний. Эти новые знания приходят к ним через поисковую работу. Говоря о краеведении в школе, можно выделить несколько уровней познавательной краеведческой работы учащихся. На первом они получают “готовые” знаний о крае со слов учителя или из учебника. 3 Комплексная исследовательская экспедиция как эффективное средство патриотического воспитания Кощеева С.А. Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. 2015. № 2 (27). С. 77-85. 4 Поисковая учебно-познавательная деятельность обучаемого как залог успешности обучения Бирюкова Е.А. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 9. С. 36-38. 4
Второй уровень – более активная познавательная работа учащихся: самостоятельный поиск знаний путем изучения материалов периодической печати, музеев, научно-популярной литературы и т.д. В этом случае ребята в процессе исследования делают открытия для себя, как бы заново, уже известных фактов прошлого. Третий уровень – изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В последнее время одним из главных направлений таких исследований стало изучение конкретных человеческих судеб – родственников, земляков, изучение обыденной жизни с ее живыми подробностями. Благодаря этой работе молодой человек начинает понимать: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, прошлом родного края и страны 5 . А.Е. Сейненский 6 выделяет три уровня краеведческой познавательной работы учащихся. 1. Получение школьниками “готовых” знаний о крае со слов учителя. 2. Самостоятельное приобретение знаний. Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно – популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев. 3. Изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного поиска, когда они фактически выступают в роли 5 Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведения. Упатова Л.В., Семко Е.Л., Аносова Н.Н. В сборнике: Педагогический опыт: теория, методика, практика материалы II Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2015. С. 247-249. 6 Сейненский, А. Е. Школьное историческое краеведение [Текст] : пособие для педагога / А.Е. Сейненский. - М. : Педагогическое об-во России, 2014. - 192 с. - 5
исследователей. Обычно такой работой занимаются члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов. Изучать исторический материал на уроках, прошлое родного края, оценить огромные преобразования, которые произошли в нем за годы его существования, приобрести навыки самостоятельной работы с историко-краеведческой книгой, архивными материалами, периодической печатью, заняться поиском материалов о знатных земляках. В. Бианки, характеризует краеведческую поисковую деятельность так: “Краевед, прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это помогает ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных. Таким охотником, таким маленьким Колумбом может быть всякий: только начать, а там увлечешься так, что и не бросишь” 7 . Организация поисковой работы в рамках изучения истории края должна носить строго научный, спланированный характер. Процесс организации поискового экспери мента состоит из следующих этапов: - постановки, формулирования проблемы; - выдвижения предположений и гипотез; - выбора, проверки, обоснования гипотез; - подведения итогов, вывода. Форм поисковой работы может быть множество. К таким формам можно отнести архивную поисковую работу, археологическую поисковую работу, этнографическую, поисковую работу в интернете и др. Рассмотрим некоторые наиболее популярные формы организации поисковой работы учащихся, применяемых в современной практике работы школ. Практикуются лабораторные занятия. На них школьники приобретают определенные умения и навыки, учатся приемам работы с местной литературой, периодической печатью, документами, вещественными 7 Ершов Л. След в сердцах // Бийский рабочий.- 1965.- 19 июня. 6
памятниками школьного музея, правилам записи и оформления воспоминаний: Показывается образец оформления воспоминания Сами записывают воспоминания очевидцев Анализируют эти записи Запись воспоминаний ветеранов войны и труда нашего села, края (в этом случае они составляют план, краткий вопросник, производится запись по определенной теме). Оформление и предоставление в качестве зачетной работы Интересным видом самостоятельной работы учащихся является составление летописи истории села. Для выполнения этой работы создаются поисковые группы учащихся по конкретным заданиям (темам): Географическое положение села. История создания села. Состав населения. Образование колхозов. Открытие школы. Обряды и праздники. По военным дорогам односельчан: - Советско-финская война. - Вторая мировая война. - Афганская война. - Чеченская война и др. 8 . Полученные в ходе «полевых» поисковых экспедиций данные, учащиеся анализируют, распределяют и систематизирует. На уроках истории, 8 Маврычева Т.В Краеведческая работа как средство совершенствования навыков самообразования. 7
на основе полученных данных, учащимися формируется резюме поискового практикума. Формой итогового контроля качества работы учащихся является составление ими творческих отчетов и написание исследовательских работ о собранном краеведческом материале, закрепленных письменно-графическим оформлением.
Литература
1. Ершов Л. След в сердцах // Бийский рабочий.- 1965.- 19 июня. 2. Историко-культурный стандарт как основа построения нового содержания исторического образования Астафьева С.В., Харитонова Л.А. Образовательная панорама. 2014. № 2 (2). С. 33-38 3. Историко-культурный стандарт: концепция, рекомендации, содержание Акульшин П.В., Гребенкин И.Н. Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2013. № 4 (41). С. 7-15. 4. Комплексная исследовательская экспедиция как эффективное средство патриотического воспитания Кощеева С.А. Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. 2015. № 2 (27). С. 77-85. 5. Маврычева Т.В Краеведческая работа как средство совершенствования навыков самообразования. 6. Общественное обсуждение проекта историко-культурного стандарта [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ : 7. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведения. Упатова Л.В., Семко Е.Л., Аносова Н.Н. В сборнике: Педагогический опыт: теория, методика, практика материалы II Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2015. С. 247-249. 8. Поисковая учебно-познавательная деятельность обучаемого как залог успешности обучения Бирюкова Е.А. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 9. С. 36-38. 9. Рабочая группа по подготовке концепции нового учебно- 8
методического комплекса по отечественной истории. Историко-культурный стандарт (Проект). 28.06.2013). 10. Сейненский, А. Е. Школьное историческое краеведение [Текст] : пособие для педагога / А.Е. Сейненский. - М. : Педагогическое об-во России, 2014. - 192 с. - 9
Ключевые слова: поисковая работа, историко-культурный стандарт,
гражданская идентичность.
Современные изменения в парадигме системы образования предъявляют новые требования к методам образования. Все это привело к тому, что состояние исторического образования в России подвергалось обоснованной критике со стороны общества и властей. Попытки внесения отдельных изменений в учебную литературу приводили к оже сточенным спорам, в основе которых лежали не научно- методические пробле мы, а современные общественно-политические дискуссии. Стоит упомянуть, что немалую роль в создании и продвижении новых учебников по истории играли материальные интересы изда телей и авторов учебников, что было объяснимо в условиях развивавшегося рынка учебной литературы. К тому же происходило это на фоне глобальных сдвигов состояния мировой цивилизации, которые по-новому ставили вопросы о самоидентификации народов, сообществ, личности. Конкретное историческое рассмотрение этих сдвигов позволяет сделать вывод, что откровенной ревизии подвергаются важ нейшие события новой и новейшей истории, в частности Вторая мировая война и ее итоги. Эта ревизия распространяется и на более ранние периоды истории. Примером тому могут служить современные споры по поводу таких исторических фигур, как Александр Невский, Иван Грозный или, скажем, 1
Тушинский вор, гетман Мазепа 1 . Поле истории становится полем беспощадной борьбы, став ка в которой - судьба государств, этносов, цивилизаций. Трактовка этих вопро сов с точки зрения чистого академизма невозможна, так как подобный акаде мизм будет являться отказом от следования главным научным принципам - объ - ективности и историзма. Школа и школьный учебник истории в этих условиях также превращаются в передовую линию борьбы за умы и души молодого поко - ления. Поэтому необходимость серьезных шагов в отношении преподавания отечественной истории в школе представляется давно назревшей и отвечающей интересам и чаяниям российского общества. Разработанный историко-культурный стандарт предполагает понимание истории через социальные институты и структуры, через личность обычного, рядового человека, его повседневную жизнь. Подобный подход отвечает современному состоянию исторической науки и сложившемуся в мировой и отечественной историографии направлению «новая социальная история». Изучение истории - один из действенных способов формирования патриотизма, гражданственности и толерантности. Лежащий в основе изложения исторического материала патриотизм не исключает обращения к анализу ошибок и неудач, без понимания которых невозможно формирование адекватной гражданской идентичности 2 . Сформированная гражданская идентичность подразумевает и активность гражданина. Исторический опыт такой активности и должен быть 1 Историко-культурный стандарт: концепция, рекомендации, содержание Акульшин П.В., Гребенкин И.Н. Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2013. № 4 (41). С. 7-15. 2 Историко-культурный стандарт как основа построения нового содержания исторического образования Астафьева С.В., Харитонова Л.А. Образовательная панорама. 2014. № 2 (2). С. 33-38. 2
почерпнут подрастающим поколением из школьного учебника истории, что может создать условия для осознания различий между гражданской активностью, без которой невозможно нормальное развитие общества, и экстремизмом. Обращение к изучению военной истории страны и, прежде всего, к такому явлению, как массовый героизм при защите Отечества, является одним из важнейших моментов в формировании патриотического сознания граждан России. Но предметом патриотической гордости должны быть не только военные победы, но и трудовые свершения нашего народа. Важнейшим звеном, по мнению авторов стандарта, является представление, что Россия есть «великая страна с великим прошлым», составляющая неотъемлемую часть всемирного исторического процесса. Такой подход позволяет объективно изложить и такой сложный материал, как межнациональные отношения, как в Российской Федерации, так и на постсоветском пространстве. Далее рассмотрим особенности организации поисковой деятельности учащихся при изучении истории родного края в контексте реализации историко-культурного стандарта. Деятельность учащихся, направленная на приобретение знаний о предмете изучения и общих приемов решения, связанных с ним задач и, как следствие, на развитие школьников и формирование их личности, называется учебной деятельностью. В современных исследованиях выделяют различные виды учебной деятельности такие, как материально-практическая, социальная, духовная, поисковая и т.п. Если основные события истории и достижения русской культуры находятся в сфере внимания всего российского общества и значительно освещаются в учебной литературе, то знания о родном крае подчас очень скудны. Авторы историко-культурного стандарта в качестве отдельной 3
самостоятельной проблемы выделили учебно-методическое сопровождение преподавания региональной истории. Предполагается разработка инновационной модели препо давания региональной истории, которая станет дополнением к проекту истори ко- культурного стандарта. Одним из компонентов которого может быть поисковая деятельность учащихся. Остановимся на понятии «поисковая деятельность». Поисковую деятельность, мы определяем, как совокупность действий: организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний 3 . Основным элементом организации поисковой деятельности, с помощью которой пробуждаются мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление, является проблемная ситуация, организованный в ходе нее поисковый эксперимент 4 . Мы, в настоящей статье, рассматриваем поисковую деятельность в рамках изучения истории родного края, краеведения. Краеведение - это не только усвоение, но и поиск новых исторических знаний. Эти новые знания приходят к ним через поисковую работу. Говоря о краеведении в школе, можно выделить несколько уровней познавательной краеведческой работы учащихся. На первом они получают “готовые” знаний о крае со слов учителя или из учебника. 3 Комплексная исследовательская экспедиция как эффективное средство патриотического воспитания Кощеева С.А. Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. 2015. № 2 (27). С. 77-85. 4 Поисковая учебно-познавательная деятельность обучаемого как залог успешности обучения Бирюкова Е.А. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 9. С. 36-38. 4
Второй уровень – более активная познавательная работа учащихся: самостоятельный поиск знаний путем изучения материалов периодической печати, музеев, научно-популярной литературы и т.д. В этом случае ребята в процессе исследования делают открытия для себя, как бы заново, уже известных фактов прошлого. Третий уровень – изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В последнее время одним из главных направлений таких исследований стало изучение конкретных человеческих судеб – родственников, земляков, изучение обыденной жизни с ее живыми подробностями. Благодаря этой работе молодой человек начинает понимать: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, прошлом родного края и страны 5 . А.Е. Сейненский 6 выделяет три уровня краеведческой познавательной работы учащихся. 1. Получение школьниками “готовых” знаний о крае со слов учителя. 2. Самостоятельное приобретение знаний. Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно – популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев. 3. Изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного поиска, когда они фактически выступают в роли 5 Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведения. Упатова Л.В., Семко Е.Л., Аносова Н.Н. В сборнике: Педагогический опыт: теория, методика, практика материалы II Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2015. С. 247-249. 6 Сейненский, А. Е. Школьное историческое краеведение [Текст] : пособие для педагога / А.Е. Сейненский. - М. : Педагогическое об-во России, 2014. - 192 с. - 5
исследователей. Обычно такой работой занимаются члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов. Изучать исторический материал на уроках, прошлое родного края, оценить огромные преобразования, которые произошли в нем за годы его существования, приобрести навыки самостоятельной работы с историко-краеведческой книгой, архивными материалами, периодической печатью, заняться поиском материалов о знатных земляках. В. Бианки, характеризует краеведческую поисковую деятельность так: “Краевед, прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это помогает ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных. Таким охотником, таким маленьким Колумбом может быть всякий: только начать, а там увлечешься так, что и не бросишь” 7 . Организация поисковой работы в рамках изучения истории края должна носить строго научный, спланированный характер. Процесс организации поискового экспери мента состоит из следующих этапов: - постановки, формулирования проблемы; - выдвижения предположений и гипотез; - выбора, проверки, обоснования гипотез; - подведения итогов, вывода. Форм поисковой работы может быть множество. К таким формам можно отнести архивную поисковую работу, археологическую поисковую работу, этнографическую, поисковую работу в интернете и др. Рассмотрим некоторые наиболее популярные формы организации поисковой работы учащихся, применяемых в современной практике работы школ. Практикуются лабораторные занятия. На них школьники приобретают определенные умения и навыки, учатся приемам работы с местной литературой, периодической печатью, документами, вещественными 7 Ершов Л. След в сердцах // Бийский рабочий.- 1965.- 19 июня. 6
памятниками школьного музея, правилам записи и оформления воспоминаний: Показывается образец оформления воспоминания Сами записывают воспоминания очевидцев Анализируют эти записи Запись воспоминаний ветеранов войны и труда нашего села, края (в этом случае они составляют план, краткий вопросник, производится запись по определенной теме). Оформление и предоставление в качестве зачетной работы Интересным видом самостоятельной работы учащихся является составление летописи истории села. Для выполнения этой работы создаются поисковые группы учащихся по конкретным заданиям (темам): Географическое положение села. История создания села. Состав населения. Образование колхозов. Открытие школы. Обряды и праздники. По военным дорогам односельчан: - Советско-финская война. - Вторая мировая война. - Афганская война. - Чеченская война и др. 8 . Полученные в ходе «полевых» поисковых экспедиций данные, учащиеся анализируют, распределяют и систематизирует. На уроках истории, 8 Маврычева Т.В Краеведческая работа как средство совершенствования навыков самообразования. 7
на основе полученных данных, учащимися формируется резюме поискового практикума. Формой итогового контроля качества работы учащихся является составление ими творческих отчетов и написание исследовательских работ о собранном краеведческом материале, закрепленных письменно-графическим оформлением.
Литература
1. Ершов Л. След в сердцах // Бийский рабочий.- 1965.- 19 июня. 2. Историко-культурный стандарт как основа построения нового содержания исторического образования Астафьева С.В., Харитонова Л.А. Образовательная панорама. 2014. № 2 (2). С. 33-38 3. Историко-культурный стандарт: концепция, рекомендации, содержание Акульшин П.В., Гребенкин И.Н. Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2013. № 4 (41). С. 7-15. 4. Комплексная исследовательская экспедиция как эффективное средство патриотического воспитания Кощеева С.А. Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. 2015. № 2 (27). С. 77-85. 5. Маврычева Т.В Краеведческая работа как средство совершенствования навыков самообразования. 6. Общественное обсуждение проекта историко-культурного стандарта [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ : 7. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведения. Упатова Л.В., Семко Е.Л., Аносова Н.Н. В сборнике: Педагогический опыт: теория, методика, практика материалы II Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2015. С. 247-249. 8. Поисковая учебно-познавательная деятельность обучаемого как залог успешности обучения Бирюкова Е.А. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 9. С. 36-38. 9. Рабочая группа по подготовке концепции нового учебно- 8
методического комплекса по отечественной истории. Историко-культурный стандарт (Проект). 28.06.2013). 10. Сейненский, А. Е. Школьное историческое краеведение [Текст] : пособие для педагога / А.Е. Сейненский. - М. : Педагогическое об-во России, 2014. - 192 с. - 9
В раздел основное полное образование