Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Телесно-ориентированное направление в психотерапии"

статья

Автор: Москаленко Екатерина Евгеньевна, студент, НИУ "БелГУ", Белгород, Белгородская область



В раздел основное полное образование




Телесно – ориентированное направление в психотерапии

Ключевые слова:
телесно – ориентированная психотерапия
,
вегетотерапия В. Райха, первичная терапия А. Янова, метод Александера, бодинамика, биосинтез, рольфинг. В современной психологии имеется множество методик психотерапевтического лечения. Одной из них является телесно – ориентированная психотерапия. Телесная терапия имеет прямое отношение к соматической психологии и, следовательно, направлена на лечение душевных расстройств путем воздействия на тело. Если конкретнее сформулировать цель данной терапии, то она будет выглядеть следующим образом: изменение психического состояния человека с помощью методических приемов ориентированных на тело. Множество лет изучалась взаимосвязь духовного и телесного в организме. Телесно – ориентированная психотерапия основана именно на крепкой их взаимосвязи и придерживается холистического подхода, отвечая всем его требованиям: человек – единое целое, тело и психика в котором крепко соединены, изменения в одной области влекут за собой изменения в другой. Один из наиболее известных методов телесной терапии – вегетотерапия В. Райха. Он обращал свое внимание на мышечные напряжения, связывая их с характером человека и типом защиты от болезненного эмоционального опыта. Основная идея теории Райха в том, что через воздействие на тело человека можно противодействовать защитным механизмам, которые мешают нормальному функционированию психики. В настоящее время существует множество различных направлений телесно – ориентированной психотерапии. Одним из них является метод Фельденкрайза, в котором используются наборы медленных движений для осознания того как мы используем свое тело, для развития способностей. Это внутренняя работа, за счет которой человек достигает такого состояния, в
котором он может максимально эффективно совершать необходимые ему действия. Первичная терапия А. Янова. В основе этой терапии лежит представление о том, что все пережитые в детстве, а затем вытесненные переживания, а также неудовлетворенные ранее потребности человека приводят к неврозам. Эти переживания, или травмы, названы первичными. Они сохраняются в форме напряжения и становятся механизмами психологической защиты. Первичная терапия заключается в том, что человек снова должен вернуться в травмирующую ситуацию, вновь пережить ее и с помощью крика от нее освободиться. Психотерапевт также работает с манерой речи пациента, которая является своего рода защитным механизмом. Цель всех приемов этого метода – дать человеку пережить снова первичные переживания и выразить все те чувства, которые он осознал. Метод Александера основан на технике движений, направленной на уравновешивание отношений между головой и позвоночником. Правильное их использование приводит к ослаблению физических зажимов, улучшению координации мышц. Бодинамика (или бодинамический анализ тела) – современный метод, включающий в себя предыдущий опыт и часто называемый соматической психологией. Основан метод на сочетании целостного подхода к личности и глубокого знания о мышечной анатомии, в нем включены этапы внутриутробного развития и создана система упражнений, направленная на работу с проблематикой через тело. Дальнейшее развитие телесной терапии связано с именем А.Лоуэна, ученика В. Райха. А. Лоуэн является основателем направления биоэнергетика. Причиной всех психосоматических заболеваний, депрессий и неврозов Лоуэн видит в подавлении чувств, что приводит к мышечным напряжениям, блокированию свободного течения энергии в организме и изменению личностного функционирования.
Следующее направление телесно – ориентированной психотерапии – биосинтез. Метод биосинтеза обращает свое внимание на внутриутробный период развития человека. Автор метода – Дэвид Боаделла. Биосинтез преследует идею о том, что освоение ребенком новых психологических тем, с которыми ему приходится столкнуться в детстве, приводит к мышечному напряжению. Процесс излечения в методе биосинтеза базируется на трех основных принципах, соответствующих трем зародышевым листкам. Энтодерма (внутренний, из которого формируются органы дыхания и пищеварения), мезодерма (средний листок, место формирования кровеносной системы) и эктодерма (наружный, из которого развиваются кожа человека, нервная система, органы чувств и мозг). Мезодерме соответствует принцип заземления, цель которого - достижение общего равновесия, управление своими чувствами, эмоциями и желаниями. Принцип центрирования соответствует эндодерме и обращает внимание на внутренние органы тела человека, работает с его дыханием и эмоциональным состоянием. Основная идея – достижение баланса между ритмом потока энергии и работой нервной системы человека. Поток энергии в этом случае связан с обменом веществ. Третий принцип видения, соответствующий эктодерме. Ориентирован данный принцип на связь чувств человека с его речью, а голоса и взгляда – с движениями. Следующий метод, на который стоит обратить внимание – терапия Рольф (рольфинг). Метод направлен на осознание тела, работа здесь идет над изменением манеры сидеть, ходить, говорить. Основным приемом в этой терапии считается массаж, так как необходимо способствовать удлинению и разглаживанию фасций человека для оздоровления. Мышечные фасции – соединительная ткань, которая связывает кости, мышцы и внутренние органы. Рольф полагает, что при расслаблении мышечных фасций высвобождаются ранее пережитые воспоминания. Клиент в ходе сеанса может пережить травматическую ситуацию из прошлого. Главная задача метода – обретение мышечного баланса.

Список литературы

:
1. Газарова Е. Психология телесности. – М.:Институт Общегуманитарных исследований. – 2000. 2. Гут Ю.Н., Селезнева Г.Н. Организационно – педагогические условия развития системы профилактики девиантного поведения подростков. В сборнике: Риски в изменяющейся социальной реальности: проблема прогнозирования и управления. Материалы международной научно- практической конференции. Ответственный редактор Ю.А. Зубок. 2015. С.367-371. 3. Должикова О.Н., Смирнова Ю.А., Селезнева Г.Н. Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе класса. – Научный альманах. 2016. №7-1(21). С.237-240. 4. Карвасарский Б.Д.Психотерапия. Питер, 2-е издание. – 2002. 5. Сергеева Л.С тел-орпсихот. Хрестоматия. – СПб. СПб РОФ «Практическая психотерапия». – 2000.


В раздел основное полное образование