Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Использование дистанционного курса по робототехнике как дидактического обеспечения учебной деятельности детей-инвалидов"

статья

Автор: Петракова Ольга Викторовна, Нечаева Алена Александровна, учителя информатики, КГБОУ "Алтайский краевой педагогический лицей", город Барнаул, Алтайский край



В раздел основное полное образование




Использование дистанционного курса по робототехнике как

дидактического обеспечения учебной деятельности детей-инвалидов
В настоящее время обществу необходима личность, способная самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Современный человек должен ориентироваться в окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий появление нового, умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире, готовый непрерывно учиться. За последние годы образовательные учреждения, были оснащены современными компьютерами, мультимедийными проекторами, интерактивными досками. И все школы на сегодняшний день имеют постоянное подключение к сети Интернет. Для некоторых образовательных учреждений использование глобальной сети - это не только доступ к ресурсам информационного пространства, но и незаменимая единица построения процесса обучения. В частности, речь идет об специализированных учреждениях для детей-инвалидов, использующих в образовании дистанционные технологии. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми- инвалидами образования, позволяет обеспечить освоение основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования в полном объеме. Каждому обучающемуся предоставляется бесплатный безлимитный доступ в Интернет, что позволит каждому ребенку не только получать образование, но и расширить свои возможности посредством информационных и образовательных ресурсов Интернета, восполнить недостаток в общении с другими людьми. Развитие и внедрение электронного обучения связано с разработкой педагогически полезного дидактического обеспечения, содержание которого соответствует требованиям образовательных стандартов России. Под дидактическим обеспечением понимается комплекс взаимосвязанных по дидактическим целям и задачам образования и воспитания разнообразных видов содержательной учебной информации на различных носителях, разработанный с учетом требований психологии, педагогики, валеологии, информатики и других наук, и используемый для электронного обучения [1].
Цель дидактического обеспечения  способствовать развитию личности ребенка, его познавательных и интеллектуальных способностей в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Одним из самых целесообразных разработок дидактического обеспечения является дистанционный курс. Дистанционные курсы позволяют обучающимся познакомиться с новыми технологиями, а также получить определённые навыки работы в выбранном направлении. Детям-инвалидам центра дистанционного образования Алтайского края предоставляется образовательный конструктор Lego. Зачастую, у большинства из них, он стоит неоткрытым далеко в стороне от рабочего места, ведь не каждый обучающийся захочет самостоятельно разбираться в большой коробке мелких деталей, пытаться собрать свою модель робота. В таком случае помочь обучающимся разобраться с новой технологией, заинтересоваться в изучении образовательных конструкторов, может помочь дистанционный курс по робототехнике. Робототехника – это область техники, связанная с разработкой и применением роботов, а также компьютерных систем для управления ими, сенсорной обратной связи и обработки информации. Работа с конструкторами Lego позволяет учить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Такие умения просто необходимы для образования детей-инвалидов, ведь личностно ориентированный подход к обучению, на который «опирается» дистанционный курс по робототехнике, позволяет работать каждому ребенку в своем темпе усвоения знаний и в меру своих возможностей. Дистанционные курсы по робототехнике «Lego Mindstorms NXT» и «Lego WeDo» существуют в Барнауле уже третий год. Они организованы на базе кафедры теоретических основ информатики ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», посредством дистанционной системы обучения MOODLE. Содержание дистанционных курсов соответствует базовым требованиям. Для участия в них не требуется дополнительных знаний, обучение начинается с азов робототехники. Робототехника на разных ступенях образования имеет различные цели. Поэтому рекомендуется, в зависимости от возраста учащихся, использовать конструкторы разных типов, проводить различные мероприятия, изучать всевозможные темы. В начальной школе рассматривают конструирование и начальное техническое моделирование с помощью конструктора Lego в любой
модификации и конструктора «WeDo. В основной школе усложняется как уровень моделирования, так и уровень программирования роботов. В качестве базового оборудования предлагается Lego конструкторы «Mindstorms NXT». В старшей школе углубляется изучение программирования и повышается уровень сложности конструирования робототехнических комплексов [2]. Так же нельзя обойти вниманием и организацию внеурочной деятельности в образовательных учреждениях. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. Эти ситуации возможно создать при использовании образовательных конструкторов, когда ученик погружен в творческий процесс реализации своих мыслительных конструкций. Для того, чтобы сегодня у детей-инвалидов формировалась учебная успешность, нужно добиться, прежде всего, чтобы обучающийся осознавал, что учебная деятельность, которой он занят в данный момент в школе повлечет за собой успех в его дальнейшей деятельности. Есть много образовательных технологий развивающих критическое мышление и умение решать задачи, однако существует очень мало привлекательных образовательных сред, вдохновляющих следующее поколение к новаторству через науку, технологию, математику, поощряющих детей думать творчески, анализировать ситуацию, критически мыслить, применять свои навыки для решения проблем реального мира.
Библиографический список
1. Скибицкий, Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения [Электронный ресурс] / Э.Г. Скибицкий. 2. Ершов М.Г. Роль образовательной робототехники в формировании инженерного мышления школьников [Электронный ресурс] / М. Г. Ершов.


В раздел основное полное образование