"Профилактика компьютерной и игровой зависимости как необходимое условие сохранения психологического здоровья и безопасности несовершеннолетних"
статья
Автор: Усманова Светлана Александровна, педагог -психолог, МБОУ "СОШ №23", Айхал,Мирнинского района, республика Саха ( Якутия)
В раздел основное полное образование
Усманова С.А.
Педагог – психолог
МБОУ «СОШ №23» п.Айхал
«
Профилактика компьютерной и игровой зависимости как
необходимое условие сохранения психологического здоровья и
безопасности несовершеннолетних»
В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером.
Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная
увлеченность ребенка компьютерными играми. Безусловно, компьютеры
используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники, искусства, поэтому
умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем
овладел какой-либо серьезной профессией. В то же время, просиживая часами за
монитором, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться
с друзьями, заняться спортом, просто побегать во дворе на свежем воздухе. Так что
же должен делать грамотный и заботливый родитель?
Безусловно, молодое поколение должно стремиться к освоению новых технологий, и, прежде всего, компьютерных. Вместе с тем, результат развития компьютерных и информационных технологий имеет не только положительную сторону. В частности, ощущаются негативные последствия воздействия компьютерных и он – лайн игр на подрастающее поколение. Международное сообщество признало наличие «игровой угрозы» как нехимической зависимости. Поэтому актуальна проблема раннего предупреждения развития компьютерной и игровой зависимости среди несовершеннолетних. В МБОУ « СОШ № 23» п.Айхал проведено тестирование учащихся с целью выявления психологической зависимости от компьютерных игр и сети Интернет. Анализ проведенной диагностики показал, что 27% подростков склонны к Интернет и компьютерной зависимости. Учитывая влияние сети Интернет и компьтерных игр на жизнь подростков и всей семьи необходимо актуализировать меры профилактики , применяя различные стратегии . В первую очередь необходима просветительская работа с родителями, организация индивидуальных и групповых консультаций психолога по данной тематике, диагностика родителей на выявление зависимости жизни семьи от компьютерных игр и Интернета. Педагогам проводить беседы , предупреждающие зависимость, учить детей критически относиться к компьютерным играм. Несомненно, что компьютерные игры имеют свои преимущества. Это интересное развлечение и способ занять свое свободное время, возможность стать главным героем игрового пространства. Но в результате бесконтрольного времяпровождения у компьютера дети становятся излишне раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Всё это свидетельствует если не о нарушениях, то об отклонениях в эмоциональной сфере личности подростка, выражающихся в изменении психического состояния : снижение активности, настроения, ухудшение самочувствия, дисфории вплоть до депрессии. Подросток вырабатывает у себя привычку уходить от проблем в «виртуал», что негативно сказывается на умении решать свои проблемы в реальности. Родители должны знать, что существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действий тех или иных наркотиков. Доверчивые, со слабой психикой и высо- кой внушаемостью, не чувствующие никакой опасности, дети подвергаются угрозе
социальной и личностной дезадаптации. Рост количества детей, имеющих признаки компьютерной и игровой зависимости, сказывается на общей ситуации развития ребёнка. Компьютерная зависимость формируется очень быстро (достаточно полтора-два месяца!) и в дальнейшем оказывает огромное влияние на развитие личности, особенно детской. Обычно в сети компьютерных «стрелялок» попадают подростки, которым не хватает самостоятельности, которые испытывают трудности в принятии решений, готовы подчиниться сильному лидеру. Воспитание в ребенке самостоятельности, критичности -это лучшая профилактика игровой зависимости. Разумеется, не каждый подросток, заходящий в интернет, становится зависимым. Существует несколько факторов риска, каждый из которых может «запустить» зависимость. В основном они схожи с факторами риска зависимости от алкоголя или наркотиков: наследственная склонность к формированию зависимостей, неблагополучная ситуация в семье, когда ребенку уделяется слишком мало или слишком много внимания родителей , отрицательное влияние сверстников. Чтобы ребёнок не стал зависим от Интернета, прежде всего, следует обратить внимание на особенности его поведения . Из-за чрезмерных требований, больших нагрузок или в силу иных внешних причин может нарушаться так называемая адаптация ребенка в обществе. А социально дезадаптированные дети более склонны к Интернет - зависимости. Виртуальный мир более богат возможностями для общения, чем реальный, где часто приходится идти на компромисс. В сети же можно выстроить свой собственный мир, где не нужно будет приспосабливаться и который будет максимально интересен конкретному ребенку. Для застенчивых детей это может стать мостом на пути повышения их самооценки, раскрепощения. Поэтому, если ребенок замкнут, плохо идет на контакт с другими людьми, меланхоличен, то следует внимательно следить за «дозировкой» Интернета, чтобы последний из средства становления и развития личности не превратился в манию. Симптомы Интернет – зависимости: ребенок ведет себя тихо в ожидании подключения к сети, его тяжело заставить отойти от компьютера, он раздражается, если в связи с какими-либо причинами подключиться к Интернету нельзя, даже может впадать по этому поводу в депрессию. Для таких детей, в отличие от Интернет - независимых, стираются границы реального и виртуального миров. Дети, не страдающие Интернет - зависимостью, легко могут отвлекаться на другие дела или по просьбе отойти от экрана монитора. Все познается в сравнении. Поэтому задайтесь такими вопросами : как время, проведенное в Интернете влияет на успехи в учебе, на взаимоотношения со сверстниками и родными, сколько времени ребенок тратит на Сеть? Запрещать пользоваться Интернетом не стоит. Запретный плод – сладок. Нужно установить «Внутрисемейные правила использования Интернета», куда включить такие ограничения, как количество времени, затраченное на Сеть, табу на подключение до выполнения работы по дому, ограничения на посещение подозрительных ресурсов или ресурсов, устанавливающих возрастной ценз. Главное – поощрять ребенка на общение с другими детьми, принимать участие в организации его досуга. Даже если у ребенка возникают трудности в общении со сверстниками, никто не мешает провести специальный тренинг. Предложите посещать кружки и секции. Там собираются дети с одинаковыми интересами и им легче находить общий язык. В современном мире с компьютером связано очень многое. Поэтому родителям в своем отношении к компьютерным увлечениям их детей необходимо найти «золотую середину». И помнить, что Интернет сам по себе – ни добро, ни зло. Это всего лишь неотъемлемая часть окружающего мира, который становится все более и более цифровым.
В раздел основное полное образование