"Использование информационно – коммуникативных технологий в обучении обществознания и права"
методическая статья
Автор: Коршунова Елена Викторовна, учитель обществознания, права, ГБНОУ "Губернаторская кадетская школа-интернат МЧС", Кемерово
В раздел основное полное образование
Использование информационно – коммуникативных технологий в обучении обществознания XXI век – век высоких компьютерных технологий. Выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в современном постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Очевидно, что ХХI век требует принципиально иных подходов к образованию. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Но для этого, естественно необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие ученика к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. И это задача не только содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно- коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет. Широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. Модернизация образования ориентирует педагога на овладение новыми информационно - коммуникационными технологиями. Именно они позволят в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности. Информатизация образовательного процесса представляет собой комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией. Система образования – целостная, но открытая система, одной из существенных характеристик которой является её информативность. Это вовсе не означает, что информационная система в системе образования предполагает только усвоение информации.
Главная задача
ИКТ
– обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Применение технических средств, для обучения и воспитания подрастающего поколения - одна из характерных черт современного развития школы и педагогики. Технические средства необходимы для повышения качества обучения. Применение технических средств необходимо для того,
чтобы уменьшить утомляемость учащихся. Технические средства дают возможность изложить материал наглядно, в образной, а потому легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме. Использование видеоматериалов на уроках обществознания и права имеет ряд положительных характеристик: оперативность; маневренность; возможность повторного применения; использование стоп-кадра; эффект присутствия; К видеоматериалам предъявляются общие дидактические требования: высокий эстетический уровень и эмоциональное воздействие; познавательная значимость; фактологическая достоверность; подбор занятий, наиболее целесообразных для эффективного решения поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач. Перед учащимися заранее
ставится определённая задача
, например, предложить им определить основную мысль фильма, высказать своё мнение к действующим лицам и т.д. Работа с кинофрагментами состоит из следующих четырёх этапов: 1. Работа с незнакомыми словами. 2. Вступительная беседа. 3. Просмотр кинофрагмента. 4. Проверка понимания кинофрагмента. Главная задача - это проверка понимания учащимися содержания кинофрагмента. Просмотр видеоматериала на уроке сопровождается, фиксированием основных понятий и новых терминов в тетради. Видеоматериал разделен на фрагменты, после каждого фрагмента воспроизведение фильма заканчивается, и учащимся задаются вопросы, с целью проверки усвоения материала. В конце урока делается общий вывод учащимися, при помощи учителя. В качестве домашней работы задается написание сочинения по теме урока от лица участника событий. Такое ценное качество видео, как сочетание яркой формы видеонаглядности с возможностью многократного предъявления, с каждым годом находит всё большее признание в качестве эффективного обучающего средства при изучении обществознания и права. Особенность видеофильмов заключается в том, что они могут изображать коммуникативные ситуации наиболее полно. Кроме того, видео позволяет увидеть, где происходит действие. Материал урока должен соответствовать уровню знаний учеников на данном этапе обучения. При подборе материала надо учитывать также возрастные и индивидуальные особенности учащихся. 2
Демонстрация видеофильма не должна представлять собой просто развлечение, а должна быть частью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиям методики преподавания истории и обществознания. В настоящее время существует несколько видов компьютерных программных технологий, которые можно использовать при изучении истории. Данные программы могут быть использованы как учителем, так и учащимися. В своей практической работе, при подготовке к урокам я использую следующие виды программного обеспечения необходимые для успешного проведения уроков с использованием информационных технологий: Microsoft Word – текстовый редактор Microsoft Power Point – мультимедийный редактор С помощью текстового редактора Word можно создать дидактические материалы и предъявить их учащимся для самостоятельной работы на уроке . Такой материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр. Программа PowerPoint дает возможность использовать ресурсы в таких формах представления как тексты, слайды, видео - и аудиофрагменты, диаграммы, таблицы, звуковые сигналы, показывающие переход от одного вида работы к другому. Компьютерные презентации в этой программе позволяют создать слайд-фильм урока, подобрав нужные исторические карты, схемы, иллюстрации и таблицы, подготовить раскадровку, содержащую информацию по персоналиям, хронологии и картографии, терминам и понятиям, привлекая информацию из электронного словаря. Этот опорный конспект ученики применяют при подготовке полученного задания, обращаясь к слайд-фильму в классе по локальной сети или дома, пользуясь сайтом школы или учителя, размещенными в Интернете. Они готовят рассказы по коллажу, по слайдам. Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. С помощью данной программы я самостоятельно создаю презентации к своим урокам. Эту программу можно применять на лекции при изучении нового, во время лекции-диалога по пройденной теме, по отработке понятийного аппарата и во время обобщающего повторения, когда ученики сами конструируют информацию по изученным темам и разделам курса. Данная программа позволяет применять в различных формах и цветовых гаммах все многообразие зрительного ряда: картины, портреты, схемы, карты, диаграммы и таблицы, тексты. Сюда же включаются опорные слайды - иллюстрации, подготовленные учениками. В программе применяются анимационные эффекты самых разных чередований, сочетаний, выделений, изменений и ракурсов. Используя возможности программы, можно 3
разрабатывать собственные творческие курсы, учитывая специфику класса и решаемых учебных задач. Программу можно быстро изменять, обновлять и расширять, объединять с другими программами или темами, курсами или такими предметами как литература и мировая художественная культура. При разработке системы уроков в этой программе необходимо придерживаться определенных принципов, способствующих лучшему восприятию, усвоению и запоминанию учащимися учебного материала: Уроки каждой темы оформляются в едином стиле; тема урока сочетается с определенным цветовым фоном, по ходу урока она неоднократно выводится на экран. Цветовой фон обозначенных событий может быть светлым или темным, в зависимости от их положительного или отрицательного значения; Все содержательные образы, появляющиеся на экране, обязательно сопровождаются текстовым пояснением, причем, четко указано, к какому изображению относится данное пояснение. На экран так же выводятся все названия терминов и понятий, географические наименования, персоналии, употребляемые учителем в своей лекции. Тем самым учитель концентрирует внимание учеников на правильном написании слова, его орфографии. Если ученикам требуется записать данные учителем определения, выводы и обобщения, то они также выводятся на экран, чтобы ученики могли их увидеть и грамотно записать. Данные программы так же использоваться учащимися, при подготовке домашнего задания и самостоятельной проектной деятельности. Наряду с описанными программами, с помощью которых можно самостоятельно создавать обучающие материалы, существуют и готовые образовательные программы, которые можно использовать на уроках истории.
Электронные библиотеки
представляют собой сложные информационные системы. Все чаще на сайтах этих библиотек размещаются отсканированные книжные тексты. Значительную информацию можно получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки shpl Интернет дает возможность осуществлять совместные проекты с учащимися других школ и других регионов и стран, получении образования экстерном на расстоянии. Учащиеся имеют возможность обращения к базам данных источников и читают публикации новых данных в режиме реального времени. Эту информацию можно получить, используя фонды электронных библиотек. В процессе практической деятельности у учащихся формируются медиаобразовательные умения: находить информацию из разных источников по проблеме; систематизировать по заданным параметрам; видеть информацию в целом, отделяя все второстепенное и останавливаясь на главном; критически осмысливать полученную информацию, определяя цель информирования и выявляя собственную позицию; интерпретировать с учетом адресной направленности; визуальную информацию переводить в 4
вербальную и наоборот; высказывать веские аргументы по альтернативным позициям; самостоятельно представлять информацию в сети в соответствии с поставленными задачами, трансформируя в нужном направлении по объему, форме, знаковой системе и т.д. Таким образом, применение новых технологий приводит к следующим результатам: 1. Повышение уровня использования наглядности на уроке; 2. Повышение производительности урока; 3. Установление межпредметных связей с основами информатики (ОИ) и вычислительной техники (ВТ), физики, литературы и др. 4. Возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории. 5.Улучшаются взаимоотношения учителя с учениками. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания. В связи с широким внедрением информационных технологий изменилась и роль учителя. Он перестал быть первоисточником информации и превратился в посредника, облегчающего её получение. Из информатора учитель превратился в организатора учебного процесса. Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков. Познавательную активность у всех участников образовательного процесса вызывает Интернет. Учащимся предоставляется возможность поработать в Новые информационные технологии не заменят учителей и учебников, они создают новые возможности для развития всей системы образования. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся - актуальная задача современного образования, при модернизации которого особую роль уделяют информатизации обучения. Таким образом, можно утверждать, что применение информационных технологий в обучении обществознания и права достаточно эффективно. Использование информационных технологий гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности и интереса учеников к предмету истории. 5
В раздел основное полное образование