Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Современные подходы в организации учебно-воспитательного процесса на уроках физики и во внеурочное время".

обобщение опыта работы

Автор: Небученкова Галина Влаимировна, учитель физики, МБОУ СОШ № 10, п. Лежнево, Ивановская область



В раздел основное полное образование




Современные подходы в

организации учебно-

воспитательного процесса на

уроках физики и во

внеурочное время.
Ивановская область, Лежневская МСОШ №10, Небученкова Г.В.

«

Слово может ранить, повергнуть в отчаяние, а то и вызвать

настоящую болезнь, но оно способно и врачевать, залечивать

душевные раны, но может ли слово в подлинном смысле слова стать «

лекарством» не только для души, но и для тела».

Эти слова написанные Г.Н Сытиным, часто вспоминаются мне, когда я

перешагиваю в начале учебного года порог своего кабинета. Какие подобрать

слова, как организовать учебный процесс, чтобы смогли учиться все без

исключения, чтобы все смогли получать знания. О взаимоотношениях между

учителем и учащимися писал и К.Роджерс:

«Главной задачей учителя является облегчение и одновременно

стимулирование процесса учения, то есть умение создавать

соответствующую интеллектуальную и эмоциональную обстановку в

классе, атмосферу психологической поддержки.»

Основные пути решения: Учитель должен демонстрировать учащимся полное к ним доверие Помогать в формулировании задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся. Должен выступать, как источник разнообразного опыта, к которому можно обратиться, столкнувшись с трудностями Должен стремиться к достижению эмпатии, понимающей понимать чувства и переживания каждого школьника Ученики должны точно знать, что они должны усвоить , чему научиться в результате изучения каждой темы. Контроль должен осуществляться за каждым заданием у всех учеников без исключения Система управления должна создать атмосферу личной ответственности каждого ученика за свою работу. В основу системы управления учением должна быть положена прогностическая модель деятельности ученика. Управление процессом обучения должно быть направлено не принуждение учащихся, а на то, чтобы вызвать у них потребность в управляющих воздействиях учителя и желании выполнять их.
« Трудности многих неуспевающих детей не являются следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представлений о себе, как неспособных к серьёзному учению, можно сказать, что успехи в школе, на работе, в жизни в целом не менее зависят от представлений человека о своих способностях.» В начале учебного года проводятся беседы по теме: « Тайны человеческого мозга и возможности человека.»

Права и обязанности учащихся на уроках физики

1.

Учащиеся обязаны находиться в кабинете перед звонком на урок.

2.

По темам, которые включены в обязательные результаты обучения, учащиеся

должны отчитаться, сдать зачет, либо письменно, либо устно по усмотрению

учителя.

3.

В случае отсутствия учащегося на уроке, учащиеся обязаны отчитаться по

пропущенной теме. Если учащийся не может самостоятельно разобраться в

изучаемой теме, то он имеет право обратиться за помощью к учителю.

4.

Буква «н» за зачет по данной теме, означает не усвоение изученного материала и

приравнивается к оценке « неудовлетворительно»

5.

По темам, не включенным в обязательные результаты обучения, а способствующие

развитию кругозора, учащиеся выполняют письменную работу.

6.

Любой вид деятельности учащихся на уроке должен быть оценен учителем, оценка

должна стоять в журнале.

7.

Учащиеся, работающие на уроке, производящие записи в тетради при объяснение

учителем нового материала, но не выполнившие работу на

закрепление ( на уроке, дома) получают оценку 3

8. Учащиеся, неуспевающие по предмету, имеют право пересдать любую тему в день,

отведенный для сдачи зачетов и консультаций.

2


При этом рядом с неудовлетворительной оценкой ставится оценка на которую

была отвечена тема 2 . Неудовлетворительная оценка при выставлении итоговой оценки

в этом случае не учитывается.

9. Прием задолженностей прекращается за неделю до конца четверти, триместра.

10. Домашние письменные работы оцениваются, оценки фиксируются в журнале.

11. Учащиеся обязаны выполнять правила техники безопасности при выполнении

лабораторных работ, содержать рабочие место в чистоте и порядке.

4


Выписка из книги « Контроль знаний учащихся по физике» Москва. Просвещение 1982 г

Под редакцией В.Г. Разумовского и Р.Ф Кривошаповой.

Оценке подлежат основные виды учебной деятельности на уроке и дома: устные ответы,

письменные работы, чтение и построение графиков и схем, выполнение лабораторных

работ и работ Физического практикума, работа с учебником, дополнительной литературой

и другими источниками знаний, подготовка и сообщение докладов, изготовление

физических приборов и др.

При выставлении отметок за четверть и полугодие следует исходить не из

«среднеарифметической отметки» за четверть- полугодие, а из фактических знаний и

умений, которыми владеют ученики к моменту выставления итоговых отметок. Если

учащийся в конце четверти- полугодия был опрошен по всем темам (разделу) и показал

хорошие знания всего материала и сформированность умений, то ранее полученные

оценки не должны особо влиять на итоговую, так как к этому времени его знания

изменились.

Необходимо иметь ввиду, что текущие и итоговые отметки не равноценны. Текущие

отметки выставляются за работы, способствующие закреплению изученного материала, или

расширению кругозора учащихся.

Разработаны опросы по теории для учащихся 7-11 классов.


Приемы устного опроса:
3. Опрос по цепочке –Учитель разбирал на доске задачу. Теперь проверить и закрепить её понимание удобно с помощью развернутого комментария: как решалась задача. Проводить комментарий полезно по цепочке. 4. Тихий опрос – Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например тренировочной контрольной или групповой работой. 5. Тестовый опрос. 6. Взаимоопрос- Цель такой работы- регулярное проговаривание основных вопросов вслух, их повторение. Отметки ученики выставляют друг другу по заданным критериям. 1. Щадящий опрос – Класс разбивается по вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте- ученику второй группы. Затем на этот вопрос отвечает учитель или сильный ученик. И наоборот. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценку. 2. Идеальный опрос. Кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? На «4»? На «3»?
Что делать не надо при работе с текстом Сразу пытаться выучить весь материал; Учить все подряд, не выделив главное и не поняв, как построен параграф, т.е из каких частей он состоит; Повторять, не уяснив смысл, одно и тоже несколько раз (получится зубрежка ); Делать попытку запомнить все дословно.
Методы работы с текстом.




Методы работы с текстом.
Конспект. Перед вами учебный текст, разделенный на абзацы. Нужно коротко законспектировать на отдельном листочке каждый абзац текста, выделяя в нем главную мысль, но, не проставляя номера. Перемешиваем листочки и передаем их по кругу соседу справа. На каждом листочке он должен проставить номер абзаца учебного текста, к которому относится конспект.

1. Проходя через систему линз – объектив, на

фотопленке возникает изображение. В

зависимости от расположения объекта

объектив удаляют или приближают к пленке.

2. Существуют два прибора позволяющие

наблюдать разложение света на цвета.

Первый позволяет изучить спектральный

состав света визуально, второй регистрирует

спектр на фотопленке.

3. Для получения фотографий был изобретен

прибор, представляющий собой черный

непрозрачный ящик с маленьким

отверстием, на противоположной стороне

которого возникало изображение предмета.

4. При прохождении через треугольную

призму, свет преломляется дважды, больше

сине-фиолетовый, меньше красно-желтый.

5. Данный прибор выполняет функцию

обратную фотоаппарату. С помощью

объектива на удаленном экране формируется

действительное увеличенное изображение

6. При освещении щели белым светом

наблюдается сплошной спектр. При

освещении светом с длиной волны разной

частоты возникает линейчатый спектр.
Каким цифрам в параграфах учебника соответствуют цифры в тексте.

Методы работы с текстом.
Найди ошибку. Знакомимся с основным текстом. Затем предлагается текст, но с несколько измененным содержанием. Нужно найти и исправить все неправильные утверждения, ошибки помечаются на листке. Кто сколько неточностей текста нашел и как они были исправлены.

Методы работы с текстом.
Сказка. Текст на основе которого можно придумать сказку. Жили были заяц и волк. И как в любой сказке волк гонялся за зайцем. То за хвост его ухватит, то за бок укусит. Единственное ,что его спасало, умел заяц маневрировать. То влево, то вправо, а волк летит прямо. Надоело зайцу от волка бегать. Один раз зимой, ночью залил он дорожку около волчьей избы водой. Волк проснулся вышел из дома, да не удержался на лапах, поехал по льду, врезался в дерево и угодил в лесную больницу с сотрясением головного мозга. Вот так отомстил заяц волку, а помогла ему физика. Какие законы использовал заяц догадайтесь сами.

Методы работы с текстом.

Опорные сигналы.
Прочитайте текст стараясь как можно лучше понять. Теперь законспектируем текст; в ваших записях не должно быть слов и предложений. А только либо рисунки, либо схемы, либо какие-то другие символы. Изобразить текст можно по абзацам. Результат сложения волн зависит от местоположения точки М. D – расстояние между источниками света. Δ = D . sin α Поэтому Δ мах = 2k . λ/2 = D . sin α = k λ Δ мin = (2k+1) . λ/2 = D . sin α = ( k +
½
) λ

Методы работы с текстом.

Опорные сигналы.
Прочитайте текст стараясь как модно лучше понять. Теперь законспектируем текст; в ваших записях не должно быть слов и предложений. А только либо рисунки, либо схемы, либо какие-то другие символы. Изобразить текст можно по абзацам.
Вопрос – ответ
. Класс делится на две команды. Левая задает вопросы – правая отвечает, затем роли меняются.
Почта.
Задайте вопросы однокласснику, вложи в конверт.
Конспект.
Перед вами учебный текст, разделенный на абзацы. Нужно коротко законспектировать на отдельном листочке каждый абзац текста, выделяя в нем главную мысль, но, не проставляя номера. Перемешиваем листочки и передаем их по кругу соседу справа. На каждом листочке он должен проставить номер абзаца учебного текста, к которому относится конспект.
Найди ошибку.
Знакомимся с основным текстом. Затем предлагается текст, но с несколько измененным содержанием. Нужно найти и исправить все неправильные утверждения, ошибки помечаются на листке. Кто сколько неточностей текста нашел и как они были исправлены.
Сказка.
Текст на основе которого можно придумать сказку.

Формы организации учебных занятий, связанных с решением физических

задач.

1.Уроки изучения нового материала.
Задачи выступают как метод уточнения. Закрепления, углубления основных элементов знаний: понятий, законов, теорий. На этих уроках задачи решаются после изучения нового материала. Задачи выступают как метод контроля за процессом усвоения только что пройденного материала на данном или предшествующем уроке.
2.Уроки решения задач,
на которых осуществляется формирование у учащихся обобщенного умения решать учебные задачи. На уроках этого типа учитель знакомит учащихся с приемами решения какого-нибудь типа задач. При этом решение одной задачи проводится учителем по плану решения, полусамостоятельное решение задачи- по выделенному плану, решение задачи на доске выполняется учащимися и самостоятельное решение задач.
3.Уроки решения задач при обобщающем повторении
на которых в процессе решения задач происходят систематизация знаний по определенной теме или разделу, комплексное применение методов, способов и средств решения, использование задач для всестороннего анализа явлений природы.
4.Учебные конференции, семинары.

Создаются карточки для учащихся, позволяющие отработать навыки работы с формулами, решения задач.

Ученики, наши дети, выбирают разное поведение, чтобы чувствовать

свою значимость как членов разных групп: в семье, в классе, в

драматической студии и в спортивной секции. Когда нам, учителям

удается распознать за их»плохим поведением» важнейшую для них

потребность «быть включенным» в те или иные социально значимые

процессы и группы, мы, со своей стороны, начинаем обнаруживать пути

помощи ученикам в выборе более подходящих видов поведения,

удовлетворяющих этой потребности, и не являющихся при этом

нарушением дисциплины.
Нарушая дисциплину ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей: • привлечение внимания • власть • месть • избегание неудач.

Обращайтесь с людьми

так, как будто они на

самом деле такие,

какими они хотели бы

быть, и вы поможете им

стать такими.

Гёте.


Современные технологии обучения, реализуемые на практике

На концептуальной основе

Технология предполагает вычленение

сквозных идей учебного курса,

создание комплекса межпредметных

связей, разработку межпредметных

логических заданий
При изучении тем: Механические, электрические колебания ( математика, физика). Электрический ток в жидкостях ( химия, физика) Давление в жидкостях, атмосферное давление ( физика – биология)…

На крупноблочной основе:

Обучение укрупненными дидактическими

единицами обеспечивает общие видение

темы целостное восприятие материала.

Используются опорные сигналы, логические

цепочки, конспекты.

Источники электромагнитной

волны

Заряд движется с ускорением

Открытый колебательный контур электромагнитное

поле

Электромагнитная волна

Попов, изобретение радио Свойства

поглощение

Когерер, электромаг. реле преломление

Антенна, звонковое устройство поперечность

отражение

Радиосвязь детекторный приёмник

Модуляция детектирование радиолокация

Виды радиоволн


На опережающей основе

Опережающие знания, наблюдения,

эксперименты, задания способствуют

подготовке учащихся к восприятию

нового материала.
Работа по учебнику. Домашние экспериментальные задания Рассмотрение качественных задач Рассмотрите тип соединения лампочек в ёлочной гирлянде и подсчитайте их число. Изобразите схему соединения.
При изучении темы «Электромагнитные волны»
Из книги Ю.Н. Иванова « Путь к физическому

совершенству.»
Мысль-есть сила ( энергия) подобная электромагнитному излучению, передаётся от источника к приёмнику ( от одного человека к другому) через какое угодно пространство. Таким образом, один человек может мысленно влиять, воздействовать на другого. Мысль производит мыслительные волны, последние создают в окружающих те же мысли, которые родятся в нашем мозгу. Думаем о хорошем, происходит излучение положительной энергии, думаем о плохом -отрицательной энергии. Поэтому как думаете вы о себе и о других так будут думать о вас и окружающие. Поэтому воспитывайте в себе добрые, полезные мысли и искореняйте злые, вредные. Выпалывайте чаще ваш духовный
мыслительный сад

Создание эмоционально-

психологических установок,

умение воздействовать на

эмоции, чувства школьников.

На личностно – смысловой основе:


На проблемной основе

Проблемная ситуация, ситуация

внутреннего противоречия между

знанием и не знанием.
Налейте в стакан воды, закройте открыткой, переверните, почему вода не выливается из стакана. Проблемных ситуаций на уроках физики можно создать очень много. При решении задач, при организации межпредметных связей и т.д. Задача решена с ошибкой, а ребята перерешивая её находят ошибку.

На альтернативной основе:

Основное правило данной технологии: «

Излагай несколько теорий (точек

зрение) как истинные. Даже если

истинной является только одна»


На деятельной основе

:

Способы деятельности: главный

компонент- содержание образования.

Выделяют три плана действий:

предметный, внешнеречевой,

внутреннеречевой (свернутый) план.


На ситуативной основе, игровой:
Проведение конференции « Физика и медицина» Привлечение преподавателей ВУЗов Организация экскурсий на предприятия

На диалоговой основе

В традиционной педагогике: учитель

ученик ( субъект) (объект обучения). В

новой педагогике учитель - ученик

(субъект – субъективные отношения,

взаимодействие


На взаимной основе КСО:

Работа организуется в парах

сменного состава.


Информационные технологии

Организационная основа данной

технологии- компьютеризация

образования. Использование

педагогических программных средств,

телекоммуникаций.
в кабинете имеется очень много дисков
Создано электронное приложение к урокам: Физика 7 класс по учебнику А. А. Пинского – 2 часа в неделю Физика 8 класс по учебнику А. А . Пинского - 2 часа в неделю Физика 9 класс по учебнику А.А. Пинского - 2 часа в неделю Физика 10 класс по учебнику Г. Я. Мякишева для классов базового уровня, универсального профиля, физико-математического профиля - 2, 3, 5 часов в неделю. Физика 11 класс по учебнику Г. Я. Мякишева для классов базового уровня, универсального профиля - 2,3 часа в неделю.

Повторение изученного материала:

Создаётся картотека видео уроков, для создания которых

используются цифровые фотографии диафильмов.

Разрабатываются элективные курсы по физике
Каждый учебный год к

слёту физиков

проводится опрос по

различным номинациям
Лучшая тетрадь по физике. Учащиеся 11 класса А Поболелова Женя радио За страницами учебника физики Решение задач повышенной сложности Подготовка к ЕГЭ
На которых учащиеся готовят рефераты Изготавливают приборы, дидактический материал Проделывают занимательные опыты Работа элективных курсов Создаются презентации к урокам
Для учащихся созданы папки: Справочные материалы по физике; Подготовка к ЕГЭ – 11 класс; Подготовка к ЕГЭ – 9 класс.
На сегодняшний день кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое широко используется на уроках.
Служат для Служат для уравновешивания весов уравновешивания весов Создаются таблицы по использованию оборудования
1. Первый штрих обозначенный цифрой 2. Второй штрих обозначенный цифрой 3. Между ними грамм 4. Между ними промежутков 5. Цена деления
Лабораторная работа. Сборка радиоприемника. Диод Катушка индуктивности L Конденсатор переменной ёмкости Триод резистор Конденсатор наушники
Рабочее место учителя, учащихся.
Рабочие места учащихся.
Лаборатория кабинета физики на сегодняшний день позволяет проводить идивидуальные занятия с учащимися..
Документация кабинета физики: 1. Папка кабинет физики 2. Справочные материалы для учащихся 3. Работа с одаренными детьми. 4. Папка охрана труда. 5. Внеклассные мероприятия. 6. Подготовка к ЕГЭ – 9 класс. 7. Подготовка к ЕГЭ – 11 класс 8. Электронное приложение к урокам физики 7-11 класс.
Как утверждает современная психология: « человек рождается Богом.» Он от рождения наделен только хорошими качествами, но, попав в ту или иную среду, мы становимся такими, какое окружает нас общество, какие были созданы условия для нашего развития. Человек за свою жизнь усилием воли использует только 40% своей мускульной энергии и 30% головного мозга. Остальное остается невостребованным, неиспользованным. Итак, неспособных к учению нет, как нет и ребят, которые не поддавались бы педагогическому воздействию, внушаемости. Значит надо приложить все усилия, чтобы сделать учащихся талантливыми, любознательными, способными уверенно шагать по жизни.


В раздел основное полное образование