Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Профилактика правонарушений против несовершеннолетних"

статья

Автор: Цеева Татьяна Александровна, учитель истории, МБОУ "СОШ№1", а. Кошехабль Республика Адыгея



В раздел основное полное образование



«Проф илактика правонарушений против несовершеннолетних» Цеева Татьяна Александровна учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ№1» а. Кошехабль Республики Адыгея Динамичность развития современного общества приводит к большим изменениям в различных сферах жизни. Экономические кризисы привели к резкому падению уровня жизни большой части общества. Это породило неуверенность в завтрашнем дне. Отсутствие ясной государственной идеологии привело к утрате основных общественно значимых ценностей. Недостаточная работа правоохранительных органов, безнаказанность за совершенные преступления, пропаганда насилия, жестокости, праздного образа жизни через средства массовой информации, безработица, доступность наркотических средств, алкоголя, табака- все эти процессы оказывают отрицательное влияние на формирование личности подростка, в следствие чего увеличивается количество преступлений. Это волнует все общество, поэтому профилактика этого явления должна занимать ведущее место в деятельности государственных, образовательных и общественных организаций. К сожалению, общество уделяет недостаточно внимания воспитанию человека. Особенно важной и мало разработанной в современной науке и практике является проблема насилия и жестокости по отношению к детям. Насилие над ребенком наносит ему не только моральный вред, но и угрожает его жизни, становится дополнительным источником межличностных конфликтов. Считаю, что сегодня это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой. Долгое время проблема насилия в семье была табуированной. Да и сейчас социум не очень охотно обращается к ней. По мнению авторитетных экспертов (И.С.Кона и др.) статистика данных относительно распространения насилия явно занижена. В общественном сознании и СМИ проблемы насилия представлены в узкой форме, единичных случаях и только в неблагополучных семьях. На самом деле насилие происходит в семьях любых слоев и категорий населения. Проблематика насилия- обширная область, разрабатывающаяся в мировой педагогике, психиатрии, социологии, философии, медицине и в других отраслях науки (Чезаре Ломбразо и Рихард Крафт-Эббинг, Зигмунд Фрейд, Ф.Ницше, М.Фуко и др. Понятие «ненасилие» исследовали В.А.Сухомлинский, педагоги-новаторы В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин,
И.П.Волков и др. Технологии осуществления профилактики домашнего насилия над детьми раскрываются в работах М.А.Беляевой, М.Ф.Черкасовой, Г.В.Латышева и др. Однако учитывая теоретическую и практическую значимость этих исследований, нужно отметить, что система психолого-педагогической защиты несовершеннолетних от насилия в семье остается мало исследованной проблемой в педагогике. Мы, педагоги-практики, ждем от научного сообщества обобщения результатов исследований, корректировки содержания психолого-педагогической работы по проблеме профилактики насилия над детьми, чтобы использовать их в работе с детьми и родителями. В настоящее время на педагогов возложена огромная ответственность за воспитание социально-активной личности, способной отстаивать свою позицию. Хочу обратиться к опыту своей работы. Я работаю в трудном классе. Хотя учащихся всего 14 человек, но среди них – 3 человека, находящихся под опекой одного опекуна, 5 человек воспитываются одним родителем, из них – одна девочка –папой. К счастью, дети не жалуются на насилие родителей. Из своих наблюдений сделала выводы, что родители в моем классе ответственны, контролируют поведение и учебу своих детей, регулярно посещают родительские собрания, советуются со мной, адекватно реагируют на мой замечания. В работе классного руководителя на первом месте ,считаю, стоит правовое просвещение родителей. Первые беседы – это знакомство со статьями об ответственности родителей из Конституции РФ, Семейного кодекса, Уголовного кодекса, Конвенции ООН о правах ребенка. На родительских собраниях обсуждались темы: «Как любить ребенка», «Как помочь ребенку в выборе друзей», «Как реагировать на насилие», «От безответственности до насилия – один шаг» и др. Кроме этого с родителями провожу индивидуальные беседы, консультации, анкетирования, встречи с работниками ПДН. Вопрос, который волнует меня больше всего, это насилие в школе, которое проявляется и в моем классе. Это драки между мальчиками, оскорбления, в том числе и в Интернете. Эта проблема, к сожалению, существует не только в нашей стране, но и во всех странах мира. Проблема насилия над детьми долгое время умалчивалась в обществе. О ней не принято было говорить, даже не было специального научного термина. Сейчас она получила название «буллинг» - школьная травля. Насилие в школе происходит между учениками, а также между учениками и учителями, причем агрессия может быть направлена как на ученика, так и на учителя. Каковы же причины жестокости и насилия в школе. Это неблагополучная семья, в которой воспитывается ребенок, жестокость, демонстрируемая в СМИ, условия обучения в школе. Школа – это учреждение с жесткими нормативными требованиями ко всем участникам образовательного процесса. Здесь выдвигаются требования к обязательным результатам обучения, единому речевому режиму, к соблюдению строгих ритуалов урока. Я считаю, что педагогическое насилие заложено в самих технологиях обучения и дело педагога его нейтрализовать. Школа – это часть социума, и в ней отражаются все его пороки: враждебность, жестокость, насилие. Современные реформы образования, занятость родителей, ослабление здоровья школьников – все это приводит к тому, что
дети не хотят учиться. Уклонение от учебы приводит к неуспеваемости по большинству предметов, отставании в интеллектуальном развитии. У детей формируется негативизм в оценке действительности, критичность к педагогам, грубость, драки, недисциплинированность на уроках, избиение слабых и другие нарушения. Все это надо учитывать в современной ситуации. В современной исследовательской литературе отмечается, что психологическое насилие в школе встречается в 2-х формах: как авторитарный стиль учителя с учеником и непосильные требования современных программ. Дети, которые не справляются с учебной программой, терпят двойное насилие: в школе, где их принуждают заниматься тем, что им не под силу, и дома, когда их ругают по поводу неуспехов в школе. Многие исследователи считают, что школьная среда сама провоцирует и стимулирует жестокость(Е.Н.Волкова,2008г.).С точки зрения исследователя Е.Н.Волковой отношения учитель – ученик строятся на бесправии учащихся. Не могу согласиться с этим утверждением, чаще всего сейчас бесправной стороной является учитель. Не согласна и с тем, что психологическое насилие со стороны учителя используется для поддержания дисциплины в классе, что это единственный и основной метод воспитания. В своей работе как учитель и классный руководитель придерживаюсь «педагогики сотрудничества», стараюсь выстраивать дружеские отношения с учащимися. На классных часах провожу доверительные беседы по всем вопросам, волнующим детей. Темы занятий таковы: «Что такое толерантность», «Друг в моей жизни», «Ты попал в беду»(о вреде наркотиков), «Курить – здоровью вредить» и др. Мои ученики не курят. Воспитательную работу строю больше на индивидуальной работе с детьми. Считаю, что «педагогика мероприятий», которая заполонила школу, не дает большого результата в работе с детьми. Много внимания уделяю правовому просвещению учащихся: знакомлю с материалами, извлеченными из Конституции РФ, Уголовного кодекса, Конвенции ООН как главного международного документа по защите интересов детей. Эффективность деятельности классного руководителя во многом зависит от личности самого воспитателя, который сам должен быть примером порядочности, обладать педагогическим тактом, способным прощать своего воспитанника, помогать ему преодолевать жизненные трудности. Изучив материал по проблеме насилия над детьми, я пришла к выводу, что поднятый вопрос очень актуален и требует глубокого и всестороннего изучения научным сообществом и всеми, кто занимается воспитанием детей. Нерешенных проблем остается много. Особое внимание необходимо обратить на проявление насилия в образовательных учреждениях , т.к. именно там ребенок получает первые уроки социального поведения, которые формируют навыки его дальнейшего сосуществования в обществе.
Только объединив усилия семьи, школы, общества можно защитить ребенка от различных форм насилия и дать ему возможность воспитать в себе лучшие качества человека и гражданина.


В раздел основное полное образование