"Литературная гостиная по лирике Фёдора Ивановича Тютчева"
Методическая разработка
Автор: Кутепова Татьяна Афонасьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ №24", Курган
В раздел основное полное образование
Литературная гостиная по лирике Фёдора Ивановича Тютчева .
10 класс.
Цель:
углубление знаний творчества Тютчева Ф.И.
Задачи:
образовательные
: познакомить с тематикой и особенностями поэтического мира Тютчева;
развивающие
: развивать интерес к изучению творчества поэта; навыки выразительного чтения;
воспитательные
: формировать потребность чувствовать прекрасное, понимать поэзию; воспитывать любовь к русской литературе, природе, человеку, Родине. Оформление: портрет Тютчева Ф.И. , свечи, выставка книг, слайды, фортепиано, записи музыки. Эпиграф: Без него нельзя жить. Л. Н. Толстой. Ход мероприятия. Музыкальное вступление.
1 ведущий
: -Добрый день, дорогие друзья! Мы не случайно собрались сегодня таким салонным кругом, как это было принято в 19 веке. Постараемся забыть о том, что литература – учебный предмет. Это прежде всего искусство. А поэзия – сугубо интимная часть литературы. Мы не будем подвергать сегодня произведения глубокому анализу. Мы будем сегодня просто говорить о поэте, слушать его стихи, чтобы понять, почему же Л.Н. Толстой сказал: «Без него нельзя жить»…
2 ведущий
. Фёдор Иванович Тютчев. Без этого имени трудно представить себе русскую стихотворную лирику. Вы с детства знакомы с его творчеством Проведём эксперимент. Я начну, а вы, пожалуйста, продолжите (гостям): - Люблю грозу… -Чародейкою - зимой… - Зима недаром злится, прошла её пора… -Вот видите, как легко приходят на ум строки из стихов поэта. Не только Лев Николаевич Толстой высоко ценил стихи Тютчева и постоянно их перечитывал. В числе его неравнодушных читателей и поклонников были люди, составляющие мировую славу русской культуры: Пушкин и Жуковский, Чаадаев и Тургенев. Некрасов и Достоевский, Менделеев и Блок. О Тютчеве с уважением отзывались выдающийся немецкий философ Шиллинг и гениальный немецкий поэт Генрих Гейне. Что же привлекало их? Давайте почувствуем его поэзию… Звучит музыка Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель», на этом фоне: 1чтец:
«Осенний вечер».
2чтец:
«Не то, что мните вы природа…»
3 чтец:
«»Ещё зимы печален вид»
1 ведущий: - У Тютчева много стихов о природе, но нельзя сказать привычными словами, что Тютчев – певец русской природы. Изображение природы для него - скорее повод, чтобы сказать о человеке, о его слиянии с природой. Так в прочитанном стихотворении «кроткая улыбка увяданья» и «божественная стыдливость страданья» - это не только поэтические метафоры, но и соотношение осенней природы с самочувствием человека в определённые моменты его жизни. Осенний вечер - это не только «вечер года», но и «короткое», а потому «светлое» увядание человеческой жизни. 2 ведущий: Его поэзии не чужды были и гражданские мотивы. 4чтец
: «Цицерон».
5чтец:
«Эти бедные селенья».
6 чтец:
«Русской женщине».
2 ведущий: Как русская женщина, вся Россия непостижима, понять её можно только любя и веруя: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить . 1 ведущий: Поэт не только верил в Россию, он считал, что историческая миссия России – быть главой всеславянского братства. 7 чтец:
« Славянам» .
2 ведущий: Поэзию Тютчева обычно определяют как «поэзию мысли», философскую поэзию. Думы человека о смысле бытия, сосредоточенности личности на себе, трагические страницы жизни и одновременно оптимизм её восприятия – таково содержание большей части поэзии мастера слова. Послушайте одно из любимых стихотворений Л.Н. Толстого, оно быловключено в его знаменитый «Круг чтения». 8 чтец:
«Silentium».
1 ведущий: Основа поэтической модели Тютчева – двоемирие. Человек, его душа – «меж небом и землёй, на пороге двойного бытия». Отсюда прямо противоположное решение одних и тех же вопросов, над которыми бьётся разум поэта: гармония - хаос, человек – природа, любовь – смерть, бытие - небытие – вот полюса поэтического мира Тютчева. Нередко они совмещаются в одном стихотворении. 9чтец
: «Как не гнетёт рука судьбины»
2 ведущий:
Одна из тем творчества поэта- любовь как сложнейшее человеческое чувство. Оно вдохновило его на создание гениальной интимной лирики. Именно в ней наиболее ярко выражено «двойное бытие» расколотой человеческой души. 9чтец:
« О, как убийственно мы любим…»
Романс «Я встретил Вас…» на слова Ф.И. Тютчева, муз. П. Булакова исполняет ученица.
Ф.И. Тютчев и Амалия Крюдинер, которой посвящено стихотворение, ставшее романсом. 10 чтец:
«Не знаю я , коснётся ль благодать моей души болезненно греховной…»
1 ведущий: Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовётся,- И нам сочувствие даётся, Как нам даётся благодать… 2ведущий: Говорят, о Тютчиве не спорят. Кто его не чувствует, тот не чувствует поэзии вообще. Запало ли что –нибудь вам в душу сегодня? Давайте проверим. Предлагаю закончить афоризмы Ф.И. Тютчева: -Счастлив (блажен), кто посетил… - Мысль изреченная… - Тебя ж, как первую любовь… - Умом Россию… - О, как убийственно мы любим… - Всё во мне , и я … -Не то, что мните вы, … 1 ведущий: Нам очень хотелось, чтобы в каждом из вас сегодня остался Тютчев. Спасибо!
Цель:
углубление знаний творчества Тютчева Ф.И.
Задачи:
образовательные
: познакомить с тематикой и особенностями поэтического мира Тютчева;
развивающие
: развивать интерес к изучению творчества поэта; навыки выразительного чтения;
воспитательные
: формировать потребность чувствовать прекрасное, понимать поэзию; воспитывать любовь к русской литературе, природе, человеку, Родине. Оформление: портрет Тютчева Ф.И. , свечи, выставка книг, слайды, фортепиано, записи музыки. Эпиграф: Без него нельзя жить. Л. Н. Толстой. Ход мероприятия. Музыкальное вступление.
1 ведущий
: -Добрый день, дорогие друзья! Мы не случайно собрались сегодня таким салонным кругом, как это было принято в 19 веке. Постараемся забыть о том, что литература – учебный предмет. Это прежде всего искусство. А поэзия – сугубо интимная часть литературы. Мы не будем подвергать сегодня произведения глубокому анализу. Мы будем сегодня просто говорить о поэте, слушать его стихи, чтобы понять, почему же Л.Н. Толстой сказал: «Без него нельзя жить»…
2 ведущий
. Фёдор Иванович Тютчев. Без этого имени трудно представить себе русскую стихотворную лирику. Вы с детства знакомы с его творчеством Проведём эксперимент. Я начну, а вы, пожалуйста, продолжите (гостям): - Люблю грозу… -Чародейкою - зимой… - Зима недаром злится, прошла её пора… -Вот видите, как легко приходят на ум строки из стихов поэта. Не только Лев Николаевич Толстой высоко ценил стихи Тютчева и постоянно их перечитывал. В числе его неравнодушных читателей и поклонников были люди, составляющие мировую славу русской культуры: Пушкин и Жуковский, Чаадаев и Тургенев. Некрасов и Достоевский, Менделеев и Блок. О Тютчеве с уважением отзывались выдающийся немецкий философ Шиллинг и гениальный немецкий поэт Генрих Гейне. Что же привлекало их? Давайте почувствуем его поэзию… Звучит музыка Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель», на этом фоне: 1чтец:
«Осенний вечер».
2чтец:
«Не то, что мните вы природа…»
3 чтец:
«»Ещё зимы печален вид»
1 ведущий: - У Тютчева много стихов о природе, но нельзя сказать привычными словами, что Тютчев – певец русской природы. Изображение природы для него - скорее повод, чтобы сказать о человеке, о его слиянии с природой. Так в прочитанном стихотворении «кроткая улыбка увяданья» и «божественная стыдливость страданья» - это не только поэтические метафоры, но и соотношение осенней природы с самочувствием человека в определённые моменты его жизни. Осенний вечер - это не только «вечер года», но и «короткое», а потому «светлое» увядание человеческой жизни. 2 ведущий: Его поэзии не чужды были и гражданские мотивы. 4чтец
: «Цицерон».
5чтец:
«Эти бедные селенья».
6 чтец:
«Русской женщине».
2 ведущий: Как русская женщина, вся Россия непостижима, понять её можно только любя и веруя: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить . 1 ведущий: Поэт не только верил в Россию, он считал, что историческая миссия России – быть главой всеславянского братства. 7 чтец:
« Славянам» .
2 ведущий: Поэзию Тютчева обычно определяют как «поэзию мысли», философскую поэзию. Думы человека о смысле бытия, сосредоточенности личности на себе, трагические страницы жизни и одновременно оптимизм её восприятия – таково содержание большей части поэзии мастера слова. Послушайте одно из любимых стихотворений Л.Н. Толстого, оно быловключено в его знаменитый «Круг чтения». 8 чтец:
«Silentium».
1 ведущий: Основа поэтической модели Тютчева – двоемирие. Человек, его душа – «меж небом и землёй, на пороге двойного бытия». Отсюда прямо противоположное решение одних и тех же вопросов, над которыми бьётся разум поэта: гармония - хаос, человек – природа, любовь – смерть, бытие - небытие – вот полюса поэтического мира Тютчева. Нередко они совмещаются в одном стихотворении. 9чтец
: «Как не гнетёт рука судьбины»
2 ведущий:
Одна из тем творчества поэта- любовь как сложнейшее человеческое чувство. Оно вдохновило его на создание гениальной интимной лирики. Именно в ней наиболее ярко выражено «двойное бытие» расколотой человеческой души. 9чтец:
« О, как убийственно мы любим…»
Романс «Я встретил Вас…» на слова Ф.И. Тютчева, муз. П. Булакова исполняет ученица.
Ф.И. Тютчев и Амалия Крюдинер, которой посвящено стихотворение, ставшее романсом. 10 чтец:
«Не знаю я , коснётся ль благодать моей души болезненно греховной…»
1 ведущий: Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовётся,- И нам сочувствие даётся, Как нам даётся благодать… 2ведущий: Говорят, о Тютчиве не спорят. Кто его не чувствует, тот не чувствует поэзии вообще. Запало ли что –нибудь вам в душу сегодня? Давайте проверим. Предлагаю закончить афоризмы Ф.И. Тютчева: -Счастлив (блажен), кто посетил… - Мысль изреченная… - Тебя ж, как первую любовь… - Умом Россию… - О, как убийственно мы любим… - Всё во мне , и я … -Не то, что мните вы, … 1 ведущий: Нам очень хотелось, чтобы в каждом из вас сегодня остался Тютчев. Спасибо!
В раздел основное полное образование