Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Человек и природа в классической русской литературе".

Статья

Автор: Кутепова Татьяна Афонасьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ №24", Курган



В раздел основное полное образование



Кутепова Татьяна Афонасьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ г. Кургана «СОШ № 24»
Человек и природа в классической русской литературе
. Вся энергия художника должна быть направлена на две силы: человек и природа . А. П. Чехов. Учёных много – умных мало! Согласны ли Вы с такой характеристикой положения в современном нам обществе? Вряд ли. Ничто так не учит нас думать, как произведения писателей. Ничто так не развивает способностей ученика, как чтение Ничто так не способствует формированию читательской компетентности, как технология развития критического мышления. Ничто не способствует развитию общей культуры, как богатейший кладезь духовных ценностей, каковой является наша классическая литература. Цель литературного образования в школе – интеллектуальное и эмоциональное обогащение личности, формирование взглядов и ориентиров. Если раньше, выходя из стен школы, ученик внутренне был готов к испытаниям различного рода, так как, преодолевая жизненные трудности вместе с литературными героями, он воспитывал в себе лучшие качества характера. Теперь у молодых нет практически никакого духовного опыта и багажа. Необходимо вернуть учащихся к чтению классической литературы. Самая близкая человеку, но вместе с тем одна из важнейших в ней является тема «Человек и природа». Через природу, взаимосвязь с ней человек познаёт жизнь и самого себя, открывает вечные истины. Именно поэтому вопрос о взаимоотношениях человека и природы давно волновал поэтов и писателей. Но трудно, пожалуй, найти в мире литературу, в которой столько бы уделялось внимания этой теме, сколько в русской. Неотделимы от неё имена таких русских классиков, как Пушкин и Лермонтов, Тютчев и Фет, Лев Толстой и Тургенев, Лесков и Бунин, Есенин и Заболоцкий… Описание природы у русских классиков не просто фон, на котором разворачиваются действия, они имеют важное значение в структуре произведения, в них заключается глубокий смысл. Есть в классической литературе произведения, где природа является главным действующим лицом: «Гроза» и «Лес» А.Н.Островского, «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, «Бежин луг», «Лес и степь» И.С.Тургенева, «Тихий Дон» М.А.Шолохова… Картины природы, нарисованные А.С. Пушкиным, с детства учат любить родную природу, восхищаться ею, но, только, начиная обучаться в школе, дети понимают насколько многогранно творчество поэта, как ёмко отражена в нём и тема взаимодействия человека и природы. Учащиеся приобретают навыки анализа произведений, понимание роли пейзажа в нём, делают вывод о том, что стихия оказывает влияние на судьбы пушкинских героев. Так, например, Владимир, герой повести «Метель», заблудившись в буран, опаздывает на венчание. Из пурги появляется Бурмин. В повести «Капитанская дочка» встреча Петра Гринёва и Пугачёва происходит во время
сильнейшей снежной бури… В поэме «Медный всадник» рассказывается о том, как Пётр Великий вторгается в мир природы и пытается обуздать её. Нева, заключённая в гранит, вышла из берегов и затопила город, уничтожая всё живое. То, что природа страшно мстит человеку за вторжение в неё, красной нитью пройдёт в творчестве многих писателей – классиков. Тема бессилия человека перед природой звучит и в стихотворении «Бесы». Но гениальный мастер показал в своём творчестве и положительное влияние природы на человека. Так в окружающей её природе черпает духовные силы героиня романа «Евгений Онегин» Татьяна Ларина. Через взаимосвязь героев с природой Пушкин показывает их внутренний мир. В стихотворении «Осень» читатель видит, что любое изменение в природе влечёт за собой глубокие перемены и в душе человека. Это любимое время года, когда к поэту приходит вдохновение. -Человека не может не занимать природа; он связан с ней тысячью нерасторжимых нитей, - писал другой русский классик И. С. Тургенев. Один из героев его романа «Отцы и дети» утверждал, что природа не храм, а мастерская», тем самым обесценивая мир природы. Но то, что Базарову мастерской, на самом деле неизведанная Вселенная, а мы являемся всего лишь частью её: частью русских просторов и полей, воспетых русскими поэтами; необъятного неба над головой князя Андрея; песчинкой той мрачной пустыни, в которой Пушкин обрёл дар пророка. В литературе 20 века тема природы, её взаимоотношения с человеком приобрели особую остроту. Прозаики и поэты забили тревогу, стремясь предупредить людей о том, что человек – частица природы, и, уничтожая её, он уничтожает самого себя. О духовно-нравственном оскудении человека, как закономерном результате деградации и гибели окружающей природы, говорит В. Фирсов: Равновесие природы, Равновесие души Мы теряем с каждым годом, Хоть тужи, хоть не тужи. Реки гаснут, лес мертвеет, И, наверно, потому Души добрые черствеют, Чувства передав уму. С горечью думает поэт о подрастающем поколении, которое уже сегодня знает, что такое «кислородное голодание»: И потому Не голубые росы, А горькие слезинки На ветвях – Ночами плачут белые берёзы! Не о себе, О наших сыновьях! Как будто знают, Что сегодня людям
Вопрос, Но и ответ необходим: Чьим воздухом живём? Чей хлеб едим? Что с внуками и правнуками будет? Другой поэт – Игорь Шкляревский – в публицистической статье « Это твоя Земля» сокрушается: « Мы не учим в школах самому главному: Воздух отец, Вода – мать, Земля дом, Роса – национальное богатство…» Мысль о том, что природа – наш дом, который человек разрушает собственными руками, прозвучала в произведениях писателей, при жизни ставших классиками: Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Владимира Солоухина, Василия Белова и других. Сергей Залыгин пишет: «Нам не привыкать к потерям, но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу – после этого терять уже будет нечего». Но и об очищающей силе природы, её воздействии на духовный мир человека не забыли писатели двадцатого века. Любовь к природе согревает душу Алёши Бесконвойного в одноимённом рассказе В.Шукшина. Эта любовь вливает в него новые силы: «…но вот как бывает: плохо с утра, вот что-то противно, а выйдешь с коровами за село, солнышко выглянет, загорится какой-нибудь куст тихим огнём сверху… И так вдруг обогреет тебя нежданная радость, так хорошо сделается». Любовь ко всему живому на земле – одна из главных тем «Крохоток» А.И. Солженицына. В рассказе «Лиственница» автор сравнивает прекрасное хвойное дерево с человеком и делает вывод: «Ведь и люди такие есть». В миниатюре «Вязовое бревно» обыкновенная колода становится не только объектом описания, но и символом стойкости, могущества природы, её способности к сопротивлению и сохранению своих живительных сил. Читая эти небольшие произведения, можно не только через художественные образы постигать окружающий мир, но и приобретать главные ориентиры – цель и смысл жизни. Нельзя не сказать и о Викторе Фёдоровиче Потанине, произведения которого хочется читать и перечитывать. Они давно стали классикой современной литературы. И в каждом из них мы встречаемся с родной зауральской природой. Потрясающие новеллы о природе написаны Василием Юровских. Один из критиков назвал их «песнями в прозе». Они, действительно, сродни лирическим народным песням. Автор предстаёт перед читателями большим другом и защитником, ценителем и летописцем природы. Он проповедует красоту как высшую гармонию в мире и в душе человека. Следует читать такие новеллы, как «Вожаки», «Живая вода», «Черёмуховая ночь» и другие. Литература – одно из высших проявлений человеческого духа, источник бескорыстной радости постижения мира и самопознания, а природа даёт нам жизнь не только физическую, но и духовную.


В раздел основное полное образование